Мы до сих пор еще вполной мере не представляем себе масштабы удара, который нанесла по югуКиргизии волна насилия, поднявшаяся в июне 2010 г. По официальным подсчетам,погибли 356 человек, но большинство наблюдателей убеждены, что на самом делецифра приближается к 2 000. Сотни тысяч людей лишились своего имущества, многиепотеряли жилье. Обстановка там остается напряженной и, по мнению многочисленныхсвидетелей, посетивших в последнее время этот регион, чревата конфликтами. Вкакой-то мере это результат того, что доверие к политическим институтамгосударства упало, а правоохранительные инстанции и юридические системыдеградировали. В этом заключается наиболее сложная проблема правительстванового киргизского президента – карьерного дипломата Розы Отунбаевой.
Формально Отунбаевувыбрали полноправным президентом во время референдума – тогда множество киргизовпришли на избирательные участки. Но страна, тем не менее, пребывает в напряженноможидании. 10 октября состоялись парламентские выборы, и голоса распределились междумногочисленными кандидатами. Пять партий (две из них связаны с временнымправительством) прошли в парламент, и там они теперь будут спорить о распределениидолжностей в новом правительстве. Выборы вызвали сильнейшее беспокойство о будущем,несмотря на то, что это были самые открытые и честные выборы из всех, которыекогда-либо видели эти избиратели.
Юг страны бросаетОтунбаевой и ее новому правительству вызов, на который нужно ответитьнемедленно. Региону надо вернуть стабильность, а для этого следует повысить уровеньдоверия к полиции и судам. Этот процесс начался довольно неуверенно: власти наюге страны под предводительством ошского мэра (который месяц назад открытопроигнорировал требование Отунбаевой, чтобы он вышел в отставку) занялибескомпромиссную и этнически предвзятую позицию, а киргизские суды вызвалирезкую критику со стороны многих международных наблюдателей за то, что онивыдвигали сомнительные обвинения против известного правозащитника (узбека попроисхождению) [1]. Однако высказывания собственно Отунбаевой внушают некоторуюнадежду, потому что она, пользуясь своим положением, выступала с критикой такихнеправомерных действий.
Но власти в Бишкеке едвали успешно справятся с этой нелегкой задачей, если международное сообщество непоможет им развеять дым, окружающий июньские события. Здесь может оказатьсяполезным международное расследование, призванное выяснить их причины имасштабы. Руководить им будет Киммо Кильюнен и специальная полицейская миссияОБСЕ в этой области. Эти меры должны прояснить картину происшедшего ипоспособствовать восстановлению общественного доверия к местной полиции. В этомпроцессе ведущая роль достанется Соединенным Штатам и Российской Федерации. Обагосударства оказывали помощь во время трагических июньских событий и живо интересовалисьисходом выборов 10 октября. Вашингтон в целом поддержал демократическийпроцесс, за что мы выражаем ему особую признательность. У Москвы был очевидныйфаворит – партия «Ар-Намыс», возглавляемая Феликсом Куловым, который обещалвернуться к прежней жесткой президентской системе. Россия и Америка в очереднойраз сосредоточились на интересах безопасности в самом узком смысле, вместо тогочтобы разрабатывать общий подход к угрозам и рискам. И России, и Америкеследует заботиться не только о своих правах на военных объектах, расположенныхна севере страны, но и о том, чтобы стабилизировалась обстановка по всейКиргизии – в первую очередь, чтобы уладить трудную ситуацию на юге.
В то же время на югенужно заложить фундамент для стабильности и окончательного примирения. Мытвердо уверены в том, что, согласно традиции великого швейцарского педагога ИоганнаГенриха Песталоцци, для социального развития и проведения реформ нужнодействовать не только через политические каналы, но и через образование. Нужночтобы киргизские школы и университеты на своем примере показывали студентам тообщество, которое они хотят построить, - общество, которое осваивает такиеценности, как демократия и правопорядок. Они должны воспитывать студентов так,чтобы они становились гражданами, которые понимают свою ответственность передобществом, а также знают свои права. В учебную программу нужно включить теориюуправления, идею о том, что этнические сообщества живут бок о бок; нужноговорить об опасности разобщения – на примере древних городов и деревень на югеКиргизии. Ош просуществовал два тысячелетия; он получил мировое значение, когдастал одним из ключевых пунктов Великого шелкового пути – тогда он служилприютом постоянно меняющимся пилигримам, купцам и воинам самого разногопроисхождения. С тех пор изменилось почти всё, за исключением того, что улицы ирынки Оша продолжали наполнять всё новые этнические группы и представителиразных верований. Это достойная традиция, но сейчас, в свете недавних событий, онаоказалось под угрозой.
Киргизия всегдаотличалась от других республик Центральной Азии большой популярностью высшегообразования и готовностью экспериментировать с различными моделями развития намеждународной арене. В Киргизии есть три университета международного образца. Высшееобразование на юге Киргизии после июньских событий стало приходить в упадок, и руководствонедавно подтвердило, что оно не собирается открывать в регионе закрывшиесяуниверситеты до тех пор, пока не пройдут выборы и не сформируется новоеправительство. Это только усугубляет бедствия юга. Киргизское правительство и,главное, лидеры в области международного образования (например, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российский Славянский университет,Кыргызско-Турецкий Университет«Манас» и др.) должны срочно объединить усилия по борьбе с кризисом высшегообразования на юге. Они должны принять к себе новых студентов из этого регионаи в то же время тщательно продумать и разработать проект возвращения высшегообразования на юг Киргизии – так, чтобы при этом решить наиболее насущныепроблемы в этой области.
Бактыбек Абдрисаев былпослом Киргизии в США с 1997 по 2005 гг. Сейчас он приглашенный профессористории и политологии в Университете долины Юта (Utah Valley University).
Скотт Хортон (Scott Horton) – юрист и пишущий редактор в “Harper's Magazine”. Член попечительского советаАмериканского университета в Центральной Азии.
[1] Имеется в виду делоправозащитника АзамжанаАскарова.