будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Аналитика
Гуллетт Дэвид

Киргизия: составляющие кризиса

Всплеск насилия в центральноазиатской республике Киргизия, который привел к гибели не менее 2 000 человек (убийства происходили в течение недели начиная с 10-11 июня 2010 г.), - это результат неэффективного управления и повсеместной бедности. Цикл насилия начался 6-7 апреля, когда доведенное до нищеты озлобленное население решилось силой изменить политический режим президента Курманбека Бакиева.

После этого к власти в Бишкеке пришло временное правительство, возглавляемое Розой Отунбаевой; оно стремилось утвердить свою легитимность, несмотря на то, что его ключевые депутаты и чиновники были вовлечены в коррупционные скандалы. Спустя два месяца разгорелся конфликт на юге Киргизии, вокруг городов Оша и Джалал-Абада; он показал, насколько слабо новые лидеры контролировали ситуацию. Тем не менее, правительство настояло на том, чтобы 27 июня провести референдум по принятию новой конституции. Он прошел мирно, и явка избирателей, по отзывам, была выше, чем ожидалось, но сам по себе он имел мало отношения к нынешним гуманитарным проблемам страны и к проблемам безопасности.

Новый нестабильный порядок

Собственно, кризис начался 7 апреля 2010 г., когда в Бишкеке стали протестовать против коррупции в правительстве, и демонстрации превратились в беспорядочную борьбу за власть. У протестующих не было лидеров, и их действия не были скоординированными; они заполнили центр столицы и дрались с милицией, чтобы захватить президентское здание (Белый дом). В жестокой борьбе погибли как минимум 89 человек. В самый разгар политической неразберихи, когда Курманбек Бакиев бежал (сначала на юг, к себе на родину, затем за границу), горстка оппозиционных лидеров объявила о создании временного правительства и постепенно стала устанавливать контроль.

Новое руководство хотело вступить в новую политическую эпоху с помощью конституционных изменений и парламентских выборов. Референдум 27 июня — это одна из составляющих этого проекта: это попытка, с одной стороны, порвать с прошлым, а с другой стороны, придать временному правительству статус легитимной власти. Многие члены этого правительства занимали различные министерские должности (при советской власти, в президентской администрации Аскара Акаева [1990-2005 гг.] или Курманбека Бакиева [2005-2010 гг.]) и были лидерами оппозиции (хотя возглавляемые ими партии  держались скорее на личных началах, а не на подлинных политических платформах). Словом, им не хватает ясной политической платформы, которая позволила бы им объединиться и внести изменения.

Власть нового правительства вскоре подверглась испытанию. В середине мая все три представителя временного правительства на юге страны быстро сдали позиции под натиском пробакиевских протестующих. Конечно, правительству удалось навести порядок уже на следующий день; но та легкость, с которой были свержены представители государственной власти, ясно указывает на слабость ее позиций.

Проблема ресурсов

Политическая нестабильность в стране усугубляется повсеместной бедностью. Киргизия —   горная страна: пахотная земля, которая обеспечивает людям занятость в сельскохозяйственном секторе, там составляет всего 7% территории. Поэтому доступ к ресурсам — это больная тема. По официальным данным национального комитета по статистике на 2008 г., более трети населения живет в бедности. Три четверти бедного населения проживает в сельской местности и там тоже страдает от безработицы и из-за ограниченного доступа к основным медицинским услугам.

В течение пяти лет после восстания 2005 г., в результате которого Курманбек Бакиев пришел к власти, происходили события, усугубившие и без того плачевное положение большей части киргизского населения. В 2007 г. по всему миру выросли цены на продовольствие, и это сильно ударило по Киргизии; бедные семьи были вынуждены сократить продовольственное потребление. По данным национального комитета по статистике, в период между январем 2007 г. и апрелем 2009 г. цены на продукты питания выросли на 51%, несмотря на то что в конце этого периода мировые цены упали на 27%. В Киргизии не налажены механизмы, с помощью которых производители могут продавать свои продукты на рынке; из-за этого посредникам удается удерживать высокий уровень цен на продукты. Таким образом, киргизские хозяйства ничего не выиграли от позднейшего снижения мировых цен.

Дело осложнялось тем, что зима 2007-2008 гг. была самой холодной за последние 40 лет. Из-за дополнительной выработки электроэнергии на Токтогульской ГЭС (по данным министерства энергетики, она снабжает электроэнергией 93% страны) едва не высохло находящееся рядом Токтогульское водохранилище. Правительство в течение последующих двух лет несколько раз проводило веерное отключение электричества, чтобы водохранилище снова наполнилось. В некоторых областях электричества не было по шестнадцать часов в сутки.

Помимо неадекватного обслуживания, тарифы на энергию были такими низкими, что они, с одной стороны, не покрывали производственные расходы, а с другой стороны, их не хватало на проведение ремонтных работ. Министерство энергетики начало приводить в исполнение план по повышению цен на 12-20% в год в период с 2008 по 2012 гг. Но в 2009 г. правительство решило отказаться от этого плана и произвести двухфазовый ценовой скачок. 1 января 2010 г. цены на отопление и электричество возросли вдвое, а тарифы на горячую воду — почти втрое. Вторая фаза планировалась на июль; ожидался аналогичный ценовой скачок. Кроме того, за предыдущие два года подскочили цены на газ. Бедным семьям и тем, кто жил на пособия, пришлось из коммунальных услуг выбирать только самое необходимое.

Киргизские домохозяйства в конце 2000-х гг. страдали и оттого, что из-за мирового финансового кризиса сократились денежные переводы из-за рубежа — для многих это было жизненно важным источником дохода. По некоторым официальным оценкам, за рубежом работают более 500 000 киргизов (десятая часть населения, которое в целом насчитывает 5,3 млн. человек), и деньги, присылаемые этими работниками-мигрантами, составляют более 20% ВВП страны. По сравнению с предыдущим годом, в 2009 г. денежные переводы сократились на 20%; это плохо сказалось на жизни общества, что особенно ощущалось в сельской местности. Например, представители старшего поколения всё чаще бывают вынуждены поддерживать приусадебное хозяйство и воспитывать детей, а их крошечных пенсий — приблизительно 40 долларов в месяц — зачастую не хватает даже на обеспечение минимальных нужд.

Локальный взрыв

Острая нехватка ресурсов, бедность и неравенство, коррупция и злоупотребление политической властью стали составляющими беспорядков в южной Киргизии. Сюда следует добавить задействование этнической идентичности с целью воспользоваться трениями между киргизами и узбеками.

В июне 1990 г. между киргизами и узбеками в районе города Ош вспыхнул спор о распределении земель и воды. Разразился конфликт, сотни человек погибли. После этого никто не прилагал целенаправленных усилий по примирению. Конечно, Аскар Акаев пропагандировал межэтническое согласие, но он исходил из национальной идеологии, в которой сформировалось понятие государства, строящегося почти исключительно на киргизских социальных традициях и ценностях. В результате меньшинства почувствовали, что их оттесняют на окраину социальной и гражданской жизни и что государство от них отворачивается. Некоторые узбеки видели источник политической легитимности в находящемся по соседству Узбекистане.

Ситуация в южной Киргизии показывает, что (там, как и по всему миру) за разговорами об этнических трениях зачастую стоят более глубокие проблемы — например, бедность, социальная маргинализация, неравное распределение ресурсов. Этническая принадлежность может стать движущей силой, посредством которой выражается недовольство, а стереотипы приобретают политический формат. Само употребление понятий «киргизский» или «узбекский» может в таких обстоятельствах затмить собой гораздо более сложные отношения между людьми и разнообразие жизненного опыта и проблем, которые составляют повседневную жизнь.

Что дальше?

Перед временным правительством стоит очень сложная задача. Киргизия разорвана на части, а легитимного правительства у нее нет. В свете этого конституционный референдум — это в значительной мере уклонение от решения первостепенной задачи, которая состоит в восстановлении безопасности и предотвращении дальнейших опасных вспышек насилия. Для этого потребуется либо расширение внутренних вооруженных сил, либо введение внешних миротворческих сил.

Это нужно для того, чтобы облегчить восстановление Оша и Джалал-Абада и обеспечить безопасное возвращение и заселение десяткам тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, нужна финансовая поддержка и меры по примирению; благодаря этому южная Киргизия сможет преодолеть нынешний кризис и избежать новой эскалации конфликта.

Дэвид Гуллетт (David Gullette) — специалист в области социальной антропологии. Научный сотрудник Центра монгольских и центральноазиатских исследований (Mongolia and Inner Asia Studies Unit) в Кембриджском университете. В своих исследованиях он занимается понятиями «трайбализма» и идентичности в Киргизии, в том числе их формированием и значением в развитии национальной идеологии. Автор книги The Genealogical Construction of the Kyrgyz Republic: Kinship, State and Tribalism (Генеалогическое строение республики Киргизии: родство, государство, трайбализм. GlobalOriental, 2009).

 

  • См. также:

    • Дэвид Хейс, Наталья Лещенко. Киргизия: отсутствие милосердия
    • Дэвид Кумз. Киргизия: что предстоит делать?
    • Джон Хизершоу. Киргизия: раскол, но не распад
    Гуллетт Дэвид
    читайте также
    Аналитика
    #ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
    Ноябрь 17, 2014
    Руссо Максим
    Аналитика
    #ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
    Ноябрь 8, 2014
    Руссо Максим
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).