будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Аналитика
Четерян Викен

Киргизские неудачи и дуга кризиса

И так мрачная ситуация вКиргизии, особенно вокруг городов Ош и Джалал-Абад на юго-западе, сталаужасающей. 10 июня 2010 г. и в последующие дни киргизские банды нападали напредставителей узбекского меньшинства, проживающих в том районе; сжигали ихдома, убили по меньшей мере 118 человек, а 1 485 человек были ранены;десятки тысяч были вынуждены бежать к границе с Узбекистаном, пересечь которую(на момент написания статьи) разрешили 75 тысячам узбеков.

Эта разворачивающаясячеловеческая катастрофа коренится в кризисе самого киргизского государства.Кризис состоит из множества различных компонентов, которые отбрасывают мрачнуютень на будущее Киргизии. Жизнь в Ферганской долине – территории с населением в 11 млн. человек, которую делят между собойКиргизия, Узбекистан и Таджикистан, – характеризуется бедностью,нестабильностью и неэффективностью политики. В этом контексте то, чтопроисходит сейчас в Киргизии, имеет зловещее значение для всего региона. ЕслиКиргизия окажется неспособной к существованию в качестве государства, амежэтнические конфликты в Ферганской долине не удастся сократить, Киргизиялишится системы безопасности, и это может стать угрозой стабильности всейЦентральной Азии.

               Взрыв

Нынешняя волна конфликтаобусловлена свержением киргизского президента Курманбека Бакиева в результатенародного восстания 6-7 апреля 2010 г. Это началось на северо-западе, в городеТаласе, и затем быстро перекинулось на столицу, Бишкек. Полиция жесткоподавляла демонстрации в Бишкеке 7 апреля; в результате как минимум 48 человекпогибли, и сотни были ранены. Тем не менее, сила толпы была настолько велика,что у Бакиева не осталось иного выбора, кроме как бежать из столицы тем жевечером. Неделю спустя он улетел в Казахстан, а оттуда в Белоруссию (там онпродолжает ругать сменившее его правительство, возглавляемое Розой Отунбаевой).

Эти события произошлиспонтанно и непредвиденно – спустя пять лет после того, как сверглиавторитарного лидера Аскара Акаева и в результате к власти пришел активистоппозиции Бакиев. Но в отличие от «Тюльпановой революции» (март 2005 г.),которая быстро получила признание, недавняя смена режима имела кровавыепоследствия. По всей стране распространились агрессивные столкновения: возлеБишкека (21 апреля напали на турок-месхетинцев в деревне Маевке); затем былиеще более устрашающие конфликты в Джалал-Абаде (там в результате столкновениякиргизов с узбеками 14 мая два человека погибли и шестьдесят были ранены) и вовтором по величине киргизском городе Оше (там 10 июня и в последующие днистолкновение разрослось в масштабную конфронтацию с поджогами, убийствами и изгнаниями).Джалал-Абад и Ош находятся в Ферганской долине, на юге Киргизии; там находитсяродная деревня Курманбека Бакиева и его политическая база.

Киргизия, очевидно, неможет выйти из спирали насилия. Но означает ли это распад Киргизии какгосударства?

               Экскурс в историю

После распада СоветскогоСоюза многие наблюдатели опасались, что Центральная Азия в 1990-е гг. станетзоной конфликтов, как на Балканах и на Кавказе, или даже острее. В 1979 г.Советский Союз вторгся в Афганистан, в результате чего началась более чемдесятилетняя война и сформировалась культура насилия. Побочные эффекты ощутилина себе среднеазиатские соседи Афганистана (например, оружие становилось всёболее доступным). В последние годы существования советского государства былиэтнические погромы турок-месхетинцев в узбекской части Ферганской долины истолкновения между киргизами и узбеками в Киргизии. Тем не менее, только однацентральноазиатская страна претерпела государственный распад и гражданскуювойну – это был Таджикистан в период с 1992 по 1997 гг. (наиболее конфликтныйпериод пришелся на 1992 г.), где за власть боролись региональные элиты, окоторых, сильно упрощая, говорят в идеологических терминах(коммунисты-консерваторы против оппозиционно настроенныхисламистов-демократов).

Тогда государства в этомрегионе избежали разрушительной гражданской войны благодаря двум факторам. Во-первых,правящая номенклатура смогла удержать власть (двое нынешних центральноазиатскихпрезидентов – Нурсултан Назарбаев в Казахстане и Ислам Каримов в Узбекистане –возглавляли соответствующие правящие коммунистические партии еще до распадаСССР). Во-вторых, национальные движения еще не были достаточно сильны, чтобыбросить вызов существующим государственным границам.

В начале 1990-х гг.Киргизия даже представлялась образцом реформирования; в регионе, гдегосподствовали консервативные инстинкты, первый после обретения независимостипрезидент Аскар Акаев распространял либерально-экономические стратегии идемократический дискурс. В результате западные финансирующие организации ипрочие сторонние наблюдатели стали считать Киргизию «оазисом демократии». Черезнесколько лет реформаторский пыл угас. В отличие от своих соседей, Акаев нестал учреждать полицейское государство, но господство президентской «семьи» надприбыльным бизнесом стало частью разросшейся коррупции. Выборы становились всёменее честными, а оппозиционные партии и критикующие журналисты подвергалисьдавлению со стороны властей.

               Истоки

В сущности, Киргизиявсегда была далеко не такой исключительной, как казалось. С Таджикистаном у неегораздо больше общего, чем у других его соседей. Обе страны полностью окруженысушей и расположены в гористой местности; в обеих есть горные хребты (вТаджикистане – Памир, в Киргизии – Тянь-Шань), которые разделяют каждую их нихна две главных долины и множество маленьких, способствуя формированиюустойчивой идентичности по месту проживания. Они обе были беднейшими советскимиреспубликами в регионе (Киргизия была на втором месте после мало уступающего ейТаджикистана); в обеих много воды, но мало энергоресурсов, и обе зависят отнефтегазовых поставок из стран, находящихся ниже по течению (Казахстана иУзбекистана). В советские времена обе нуждались в значительной государственнойподдержке, а после распада СССР международная помощь составляет лишь малуючасть от прежнего советского субсидирования.

Всё это в обоих случаяхобуславливало политическую нестабильность. В Таджикистане гражданская войнамежду властями в Душанбе и Партией исламского возрождения завершилась мирнымдоговором в декабре 1997 г.; но после этого исламистская военная группировка (восновном сформировавшаяся в узбекской части Ферганской долины) организовалановое радикальное движение под названием Исламскоедвижение Узбекистана (ИДУ). В 1998-2000 гг. ИДУ – при материально-техническойподдержке со стороны афганского «Талибана» – устраивало со своих баз в горахнабеги на таджикско-киргизский пограничный регион, пытаясь таким образомсвергнуть режим Каримова. После 11 сентября США выступили против «Талибана», азатем последовали сильные удары по боевикам-джихадистам (большей частьюузбекам), в результате чего они почти все рассеялись. Но их ядро примкнуло к«Талибану» и «Аль-Каиде» на северо-западной границе Пакистана, и они каким-тообразом сохранили (хотя это не настолько очевидно) свои материально-техническиевозможности в Ферганской долине. Как бы то ни было, ослабление ИДУ не означает,что исламистская политическая деятельность в постсоветской Средней Азии закончилась;об этом свидетельствуют регулярные аресты активистов, связанных с движением«Хизб ут-Тахрир».

В Киргизии не быловооруженного конфликта, сопоставимого с этим, но революция 2005 г. показала,насколько хрупки государственные институты в стране. В какой-то степени этопроявилось в том, что Аскар Акаев, который в период пребывания у властистановился всё более консервативным, не захотел использовать против своегонарода силу или наращивать репрессивные возможности государства. Егопоследователь, Курманбек Бакиев, видимо, извлек урок из событий 2005 г. и решилудерживать власть любой ценой. Но даже его приказы стрелять по демонстрантам игоры трупов в результате обстрела не сделали его режим более прочным, чем вслучае с Акаевым. Однодневного восстания снова оказалось достаточно, чтобысменить режим.

Одинаковый результат приразличных обстоятельствах (2005 и 2010 гг.) наводит на мысль о хроническойслабости киргизского государства. Это дает повод для беспокойства другимцентральноазиатским государствам; больше всего они боятся, что революционныйвирус распространится на их население, лишенное в большинстве случаев базовых политическихправ. Этим страхом объясняется, например, то, что Узбекистан и Казахстан послеизгнания Бакиева на несколько недель закрыли свои границы. На массовый исходузбеков из Оша и Джалал-Абада после 10 июня 2010 г. Узбекистан пока реагируетдовольно мягко (в страну впустили значительное число женщин и детей), но многиедо сих пор не получили разрешения на въезд.

               Перспективы

В киргизском кризисе естьдва момента, которые могут стать угрозой безопасности во всём регионе. Первое –это вероятность того, что этнические трения перерастут в открытый конфликт,который может получить еще более опасное расширение. Узбеки составляют 13%всего населения в Киргизии, но в южных областях – Ошской и Джалал-Абадской – ихдоля была гораздо больше. Некоторое время назад они начали ощущать двойноедавление – из-за усиливающегося отчуждения от своих киргизских соседей и из-засомнений Узбекистана в их лояльности; в Ташкенте их часто обвиняют в том, чтоони укрывают радикально настроенных исламистских боевиков.

Узбеки образуютгосподствующую этническую группу во всём регионе, и некоторые боятся, чтоэтнический конфликт на юге Киргизии с участием узбекского сообщества можетусилить узбекский национализм, а это, в свою очередь, приведет к пересмотрунынешних государственных границ, установленных еще Советским Союзом, и поставитпод сомнение легитимность этих государств. В конце концов, этим занималисьузбекские националисты-интеллектуалы еще до того, как режим Ислама Каримоваизолировал национально-демократические партии (Бирлик и Эрк) в Узбекистане вначале 1990-х гг.

Второй момент – этоопасность восстановления джихадизма. В конце 1990-х гг. партизаны-исламистыиспользовали гористый регион на юге Киргизии, особенно Баткенскую область, вкачестве убежища, откуда они наносили удары по Узбекистану. «Талибан» расширяетсвою деятельность в Афганистане и Пакистане; силы НАТО всё больше полагаются налинии снабжения, проходящие через Центральную Азию (Киргизия, Таджикистан,Узбекистан); всё это может привести к тому, что регион станет новымпространством для конфронтации. Очевидная неспособность киргизского государстваконтролировать собственную территорию при возрастающей активности «Талибана»может побудить к действиям затихших боевиков-исламистов в Ферганской долине –разделенном сердце Центральной Азии.

Таким образом, ставки вКиргизии очень высоки, и их масштаб – не только страна, но и весь регион.

Викен Четерян (Vicken Cheterian) – политический аналитик, директорпрограмм женевской неправительственной организации CIMERA. Авторкниги War and Peace in the Caucasus: Russia's Troubled Frontier («Война и мир на Кавказе: беспокойная российскаяграница», 2009)

Четерян Викен
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).