будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Аналитика
Левкин Андрей

Макрополитика и искусство

Макрополитика и искусство
levkin_andrej_big

Прежде всего, поясню термин из заголовка. Есть на свете макроэкономика - наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её части, отрасли), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица и т.п. Пусть "макрополитика" обозначает примерно то же самое, но - в области общественно-политических процессов.

Вот пример конкретной макрополитической речи: "Сейчас возникло такое модное рассуждение в наших политологических кругах: в предыдущие восемь лет действовал контракт между обществом и властью. Власть распределяла нефтедоллары, подкармливала всех, а общество в обмен на это отреклось от части своих прав и свобод. Ну а теперь, дескать, когда нефтедоллары иссякли, народ спохватился, раз нефтедолларов нет, давайте сюда свободы. Я бы хотел сказать людям, которые это говорят, что чувство приличия не должно их покидать даже в кризис…"

Это из выступления В.Суркова на заседании форума "Стратегия 2020". Обратим внимание на то, что тут все в общем виде, все это – о функционировании политики как таковой вообще, даже имена не названы. Что же, как не макрополитика? Но вот рецензировать макрополитические действия следует, привязывая их к реалиям. Реальность, в которой эта тема как-то проходила, находится легко.

Пару недель назад ИНСОР представлял доклад, где рассуждал о том, что Россию нельзя считать пострадавшей исключительно от мирового кризиса. Упоминались неразвитая финансовая система и фундаментальные недостатки в структуре экономики. По словам председателя правления ИНСОРа Игоря Юргенса, "Рост роли государства в экономике, поддержка неэффективных компаний и ослабление рыночных институтов представляют основные риски сегодня и в будущем". Еще у них там были три возможных сценария развития ситуации, а также системные, макроэкономические, опять же, вопросы.

Что до макрополитической составляющей, то она  была предъявлена Юргенсом косвенно, заявлением о том, что сейчас "важно наладить общественный диалог между государством, бизнесом, профсоюзами и населением". Кроме того, нужен новый общественный договор, в котором будут расширены экономические и гражданские свободы. По этой части он предлагает обеспечить доступ в парламент партий, которые не имеют большинства, расширить институт общественной экспертизы и, в частности, Общественной палаты РФ.

То есть, не так, что "нефтедоллары иссякли, народ спохватился, раз нефтедолларов нет, давайте сюда свободы". Не так, что не можете накормить – давайте новый договор. Совсем о другом: схема, когда кормят и все довольны, уже не вполне работоспособна. Между прочим, заявление было сделано с полным вниманием к возможным проблемам власти. Но, по какой-то причине, тема оказалась перевернутой, не говоря уже о ее публицистическом упрощении – вольном или невольном. Интересно и то, что критика даже этого адаптированного варианта разворачивается уже в художественном варианте: "Широко известен один факт прямого отказа от своих  прав за материальное вознаграждение. Это библейский Исав, который, как известно, отказался от права первородства (оно было связано со многими привилегиями, в том числе привилегиями свободного человека), в обмен на чечевичную похлебку. Мне кажется, когда наши интеллектуалы позволяют себе, хотя это в наших традициях, к сожалению, целый народ уподоблять одному из самых презренных библейских персонажей, они должны набраться чувства такта и быть поосторожнее в своих заявлениях".

Тут интересно: это же личная метафора докладчика, с помощью которой он представляет свое видение ситуации. Почему лица, к которым она применяется, должны отвечать за поведение метафорических героев? К слову, если согласно докладчику выходит так, что общество за конкретную похлебку отреклось от свободы, то надо вспомнить и то, что это отречение реализовало другое, заинтересованное лицо. Так кто там в итоге этой метафоры является свободным? Кажется, этого персонажа тут представляет сам автор уподобления, было ли это учтено в данном художественном высказывании, - которое, тем самым, оказывается выражением ангажированной точки зрения? Надо думать, сбой произошел от недостатка опыта в употреблении художественных методов для решения макрополитических задач. А сами методы, конечно, полезны в деле оперирования общественно-политическими процессами. Только рискованное это дело. На нем многие литераторы погорели, особенно в советские времена.

Дальше некоторое время снова идут макрополитические дела, в связи с чем имеется следующий абзац: "Я хотел бы еще раз сказать, что система работает, что она справится с кризисом и пройдет его. Она, конечно, будет меняться, будет модернизироваться. Ей надо модернизироваться, но в целом она требует того, чтобы мы к ней относились бережно, надо привыкнуть к социальным институтам, нравятся они нам или не нравятся, относиться более аккуратно".

Отметим, власть тут оказывается социальным институтом, зато общий ход мысли о непоколебимой преемственности движения по избранному пути – налицо. Что сообщает о согласии докладчика с мнением  другого  представителя ИНСОРа, А.Аузана, в прошлом декабре сообщившего о том, что "Россия миновала развилку, на которой была возможна модернизация. И сейчас мы от нее удаляемся". По В.Суркову движение идет настолько ровным ходом, что в него уже можно включить и само понятие модернизации, типа чиня подметки на ходу – если уж отражение нынешней действительности должно происходить в художественном виде.  

В целом же общество получило ясное заявление, представляющее, в первую очередь, стилистические особенности нынешней ситуации. Стилистические рамки вообще очень интересны - в самом деле, сильная методика: метафора как повестка дня. Это уже просто какие-то пост-павловские политология и политтехнология. Все хорошо, но дело новое и следует быть внимательней к выстраиваемому метафорическому ряду, а иначе могут начаться странности. Вот же: "Я не согласен с теми, кто говорит, что всякие изменения ландшафта должны вести за собой пересмотр стратегии. Вы знаете, когда наши войска шли от Москвы к Берлину всякие ландшафты встречались на пути – стратегия была одна взять Берлин, и разгромить захватчика".

Патриотично и однозначно. Но тут немедленно возникает Писатель из "Сталкера", доставший где-то там, в Зоне свой пистолет. "Ну в кого, в кого вы собираетесь тут стрелять?!"- изумился тогда герой Кайдановского. Вот кто, кто тут захватчик, и что такое здесь у нас Берлин?

Левкин Андрей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).