будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Аналитика
Арбатов Алексей

Международная безопасность после Кавказского кризиса

Международная безопасность после Кавказского кризиса
98_arbatov

Работа бывшего посла в Москве сэра Родерика Лайна «Стратегия в отношении России»представляет собой блестящий по стилю и глубокий по сути анализ непосредственныхпоследствий кавказского кризиса августа 2008 г. Этот труд содержит такжеконструктивные рекомендации в плане выхода из нынешней стадии напряженности вотношениях России и Запада, которые следовало бы внимательно изучить политиками дипломатам в Москве, Вашингтоне и европейских столицах. В порядке комментариямне хотелось бы заострить внимание на некоторых затронутых сэром Лайноммоментах и высказать некоторые дополнительные соображения.   

События вокруг Южной Осетии в августе 2008 г. по всеммеркам вооруженных конфликтов намного уступают большинству таких столкновенийна постсоветском пространстве и в Югославии, не говоря уже о локальных войнахпериода холодной войны. Однако по своим политическим последствиям Кавказскийкризис может намного превзойти все поворотные моменты, имевшие место послераспада СССР, включая удар НАТО по Югославии в 1999 г. и «черный сентябрь» СШАв 2001 г. Последствия кризиса охватывают не только локальный, но такжерегиональный и глобальный уровни.

Постсоветское пространство становится одной из главныхарен международных противоречий и угроз международной безопасности, наряду сРасширенным Ближним Востоком (РБВ) и Южной Азией. Особую тревогу вызывает то,что соперничество здесь отныне может стать не только экономическим и политическим,но и принять форму военного противостояния ведущих держав и союзов мира вконфликтных зонах. Новая холодная война, при всей условности таких параллелей,стала бы тогда вполне реальной.

Главный вопрос после кризиса августа 2008г.: останется ли он изолированным эпизодом на постсоветском пространстве и вотношениях России и Запада? Это возможно, если их удастся достаточно быстро«отремонтировать» на новой основе более уважительного отношения НАТО кзаявленным российским интересам – и более конкретного и реалистическогоформулирования таких интересов с российской стороны. Или же события вокругЮжной Осетии – это «первая ласточка» новой фазы распада советской империи –отныне по югославской модели. Тогда за ней могут последовать кризисы ивооруженные конфликты передела границ с Украиной вокруг Крыма, с Казахстаном поего северной и западной областям с русскоязычным населением, между Арменией иАзербайджаном из-за Карабаха с вовлечением Турции и России, между Узбекистаном,Таджикистаном и Киргизией из-за Ферганы и пресной воды. Конфликты на ЮжномКавказе могут быстро перекинуться на Северный, превратив весь регион в однуогромную зону нестабильности и насилия, с самыми пагубными прямымипоследствиями для самой России.

Подобное развитие событий повлечет политическое,а в перспективе, возможно, и военное вмешательство стран «дальнего зарубежья».Как крайний вариант нельзя исключать вооруженного конфликта России и НАТО (илиРФ-КНР) на постсоветском пространстве, в котором Россия, скорее всего,проиграет боевые действия с применением обычного оружия и может быть вынуждена прибегнутьк ядерным средствам с непредсказуемыми последствиями для всего мира.

В России сейчас есть две принципиальныепозиции по этому ключевому вопросу. Одна, высказываемая руководством, состоит втом, что под происшедшим нужно, как сказал президент Д. Медведев, «поставитьжирную точку» и строить отношения сотрудничества на новой основе. Другая, яркопредставленная в Думе, политических и общественных кругах и СМИ, – что этоначало восстановления CCCР (илиРоссийской империи), которое вновь сделает Россию сверхдержавой впротивостоянии с Западом.

Как зеркальное отражение, кризис августа 2008 г. выявил и наЗападе две полярные позиции в отношении постсоветского пространства, имеющиепрямое отношение к Грузии и Украине. Одна из них состоит в том, что расширениеНАТО на пространство СНГ вопреки позиции России порождает опасные конфликты идолжно быть отложено, а сотрудничество должно развиваться. Другая – что такоерасширение необходимо ускорить, чтобы помешать Москве силой «подчинять себенепокорные соседние страны» и возрождать традиционную стратегию «российскогоимпериализма».

Стратегическую линию российской политики вэтих условиях можно предложить в виде двух взаимосвязанных направлений. Первое:как можно скорее и решительнее изменить отношение политической элиты Украины кНАТО как гаранту своей территориальной целостности и суверенитета, а к России –как к угрозе для этих ценностей. Второе: через разнообразные каналысотрудничества сделать фактическую роль России для ЕС и Запада в целом гораздо болеезначительной (так называемая «капитализация» отношений) и не сводящейся толькок поставкам нефти и газа.

Практическая реализация этой двуединойстратегии предполагает, что России следует на самом высоком уровне сделатьвсемерный упор на свою роль в качестве главного и наиболее влиятельного гарантатерриториальной целостности и суверенитета соседей по СНГ, конечно, при условиисохранения ими нейтрального военно-политического статуса. Это особенно важнопосле событий августа 2008 г., чтобы укрепить пошатнувшееся единство СНГ иОДКБ.

Эффектно применив военную силу, нужнозакрепить вновь возникшее уважение к России проявлением разумной сдержанности иведением гибкой и конструктивной дипломатической линии в отношении Запада. Сучетом растущих трудностей и очень высоких ставок НАТО в афганской операцииследует активизировать линию РФ, помимо гуманитарной и экономической помощи, научастие российских советников и на военные поставки в Афганистан. Заодно тамможно задействовать союзников России по ОДКБ и тем самым добиться признанияэтой организации со стороны НАТО. Это тем более необходимо, что Россия не меньше, а даже больше НАТОзаинтересована в предотвращении реванша талибов.

В увязке с откладыванием на неопределенноебудущее вопроса расширения НАТО на пространство СНГ можно было быактивизировать переговоры по ПРО в Европе, а также по сокращению ядерныхвооружений, по возврату в той или иной форме к соблюдению адаптированногоДОВСЕ. Также в данном контексте следовало бы проводить более консолидированныйкурс в отношении Ирана через СБ ООН и в отношении КНДР через шестисторонниепереговоры.

Автор – член-корреспондент РАН, доктористорических наук, директор Центра международной безопасности Института мировойэкономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, член Научного советаМосковского центра Карнеги. 

См. также:

  • Чарльз Грант. Новая Россия и что с ней делать
  • Родерик Лайн. Читая Россию, переоснащая Запад
  • Родерик Лайн. Россия и Запад: конфронтация неизбежна?
  • Родерик Лайн, Строуб Тэллбот, Кодзи Ватанабэ. Проблемы становления или сдвиг парадигмы?
Арбатов Алексей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).