29 октября Верховный Суд РФ обратился с ходатайством в Конституционный Суд РФ, попросив разъяснить, возможно ли вынесение смертных приговоров в России после 1 января 2010 г. Конституционные судьи приняли это ходатайство к рассмотрению со скоростью, близкой к рекорду, – на следующий день, а слушание назначено на ближайший понедельник, 9 ноября. Этот срок не дает никакой возможности российским и международным неправительственным организациям представить в КС РФ (с его разрешения) свои замечания: письмо с просьбой Суда разрешить подачу таких заключений просто не дойдет до Сенатской площади (а если дойдет запрос, то обратно не успеет ответ Суда, каким бы он ни был). Но скорость говорит и о том, что скорее всего, КС РФ готов по той или иной причине продлить запрет на вынесение смертных приговоров.
Автор является убежденным противником смертной казни, поэтому данный текст рассматривает не вопрос о необходимости отмены смертной казни (я готов к отдельной дискуссии на эту тему с желающими того сторонниками высшей меры), а лишь вопрос того, как это сделать.
В общественном сознании в России (да и за рубежом) существует миф о моратории на смертную казнь, декретированном Президентом Ельциным в 1996 г. после вступления России в Совет Европы. На самом деле, Указ Президента лишь предлагает рабочей группе по подготовке проекта Уголовного кодекса (вступившего в силу 1 января 1997 г.) рассмотреть возможность сокращения количества преступлений, за совершение которых предусматривается смертная казнь. Никакого моратория Указ 1996 г. не предусматривает. К сожалению, даже столь уважаемые эксперты, как профессор В.А. Туманов, бывший Председатель КС РФ, продолжают ссылаться на этот Указ (никакого другого по вопросам смертной казни принято не было). Между августом 1996 г. (последняя казнь в России) и 1999 г. юридических оснований для неприменения смертной казни не было, лишь Президент Ельцин рутинно заменял смертные приговоры на пожизненное заключение.
Еще раньше, при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 г., Россия обязалась в течение года подписать Протокол № 6 к Европейской Конвенции о правах человека, запрещающий смертную казнь в мирное время, и в течение трех лет – ратифицировать его. Обязательство это, однако, политическое по природе, никаких юридических санкций его нарушение не влечет (конечно, ПАСЕ может лишить российскую парламентскую делегацию права голоса, а Комитет министров – даже исключить страну из Совета Европы, но они будут руководствоваться политическими соображениями при принятии решений). Отметим, конституционные суды Армении и Албании принимали во внимание соответствующие документы, принятые в отношении этих стран, при решении дел о смертной казни, что, однако, делает стабильность решений этих судов зависимой от политических обстоятельств.
Во исполнение принятых на себя обязательств, Россия подписала Протокол №6 к Европейской Конвенции 16 апреля 1997 г., но он остается нератифицированным вот уже 12 лет.
2 февраля 1999 г. Конституционный Суд вынес постановление, которым запретил выносить смертные приговоры судам в любом составе, пока на всей территории страны не будут введены суды присяжных. По мнению КС РФ сложившееся на тот момент положение нарушало равенство граждан перед законом. Действительно, ст. 20 Конституции гарантирует каждому обвиняемому в тяжком преступлении, за которое может быть назначена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом присяжных. Такие суды были созданы на момент рассмотрения дела лишь в 9 субъектах РФ. Получалось, что в этих субъектах суды могли выносить (и выносили) смертные приговоры, а в 80 остальных – нет, поскольку обвиняемым не было гарантировано право на суд присяжных. Таким образом, одно и то же преступление в одном регионе каралось смертью, а в другом – тюрьмой. КС РФ, среди прочего, постановил:
«С момента вступления в силу настоящего Постановления (2 февраля 1999 г. – К.К.) и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (на данный момент – до 1 января 2010 г. – К.К.), наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».
Именно это постановление КС РФ обеспечивало долгие годы отсутствие расстрелов в России. Хотя смертные приговоры продолжали выноситься и в 1999 г., они были отменены Верховным Судом. Впоследствии вынесенные смертные приговоры (например, выжившему в Беслане Нурпаши Кулаеву и Александру Пичушкину, известному как «битцевский маньяк») заменялись на пожизненное заключение самим судом первой инстанции. Несмотря на открытое неуважение, выраженное судьями общей юрисдикции Конституционному Суду, осужденные ни на минуту не рисковали быть расстрелянными.
Постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1999 г. позволило надолго снять вопрос смертной казни с политической повестки дня. По Федеральному закону от 18 декабря 2001 г. создание судов присяжных на всей территории России было назначено на 1 января 2003 г. Это оказалось невозможно, поэтому для многих регионов были предусмотрены другие даты создания судов присяжных, последний из которых должен был быть создан в Чечне 1 января 2007 г. В конце 2006 г. оказалось, что смертная казнь может вскоре вернуться, и Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. перенес дату введения судов присяжных в Чеченской Республике – последнем субъекте РФ, в котором их не было, – на три года, назначив дату 1 января 2010 г. Таким образом, отсутствие судов присяжных в Чечне – регионе, где человеческая жизнь в 2000-х гг. находилась под наибольшей угрозой, – спасало от возвращения смертной казни всю Россию. В то же время, граждане России, проживающие в Чечне, по-прежнему не могли пользоваться как конституционным правом на рассмотрение дел с участием присяжных, так и на участие в отправлении правосудия. Теперь приближается и 1 января 2010 г., и, кажется, откладывать введение судов присяжных в Чечне больше некуда. И некоторые депутаты Думы (как, например, г-жа Слиска) уже ждут смертную казнь с распростертыми объятиями.
Постановление КС РФ от 2 февраля 1999 г. на самом деле ясно и не нуждается в дополнительных разъяснениях. Оно не препятствует вынесению смертных приговоров и приведению их в исполнение после того, как суды присяжных будут созданы на всей территории России. Это ясно и Верховному Суду, запросившему разъяснение. Поэтому в ходатайстве Верховный Суд для подтверждения сомнений в возможности выносить смертные приговоры после 1 января 2010 г. ссылается на политические обязательства перед Советом Европы и на подпись России под Протоколом № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод – факторы, не влиявшие на решение КС РФ в 1999 г.
Однако существует норма международного права, предусматривающая определенные обязательства после подписания и до ратификации международного договора. Статья 18 Венской Конвенции о праве международных договоров предусматривает, что государство, подписавшее договор под условием его ратификации, обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать участником этого договора. По мнению Пленума ВС РФ, Россия не выразила намерения не присоединиться к Протоколу №6, а потому должна следовать его объекту и цели (в отношении всех ли подписанных, но не ратифицированных документов российская власть щепетильно соблюдает объект и цель?). Действительно, подпись России под этим документом не отозвана. Но нежелание ратифицировать договор в течение 12 лет вполне может говорить о намерении не быть участником договора. В 2006 г., когда Россия председательствовала в Совете Европы, министр иностранных дел РФ г-н Лавров заявил, что отмена смертной казни в России – вопрос времени. Насколько долгого времени – он предусмотрительно не уточнил. Но его уклончивое высказывание можно понимать и как то, что власти России поддерживают намерение ратифицировать Протокол №6. Но и с тех пор прошло уже 3 года.
Наиболее свежим мнением российских властей является их выступление с периодическим докладом о соблюдении Международного Пакта о гражданских и политических правах на заседании Комитета ООН по правам человека в Женеве в октябре 2009 г. Зам. министра юстиции Г.О. Матюшкин подтвердил, что отмена смертной казни – вопрос времени, но его решению должна предшествовать длительная подготовительная работа (как будто не было 13 лет обязательств перед Советом Европы! – К.К.), так как большинство россиян не готово поддержать отмену смертной казни. Один из членов Комитета заметил, что ни в одной стране смертная казнь не отменялась под влиянием общественного мнения, и попросил указать, когда примерно произойдет отмена. Российская делегация ответила, что власти страны не могут провоцировать социальный конфликт, а потому не смогла сказать точно, когда произойдет отмена смертной казни…
Статья 18 Венской Конвенции является сейчас единственной юридической базой для аболиционистов на период после 1 января 2010 г. Надо ли говорить, что эта основа – шаткая? Неясно, насколько далеко идут обязательства государств по этой статье; она не толковалась и не применялась международными судами. Она не предусматривает, что подписание имеет ту же силу, что и ратификация. Можно утверждать, тем не менее, что раз объект и цель Протокола №6 – отмена смертной казни в мирное время, то разумно требовать от подписавшего, но не ратифицировавшего Протокол государства, по крайней мере, не казнить преступников и даже не выносить смертные приговоры. Конституционный Суд, поддержав такое (весьма новаторское) толкование, может стать первым судом, применившим это положение Венской Конвенции.
Но в любом случае КС РФ не может отменить смертную казнь в России определением о разъяснении Постановления от 2 февраля 1999 г. Если он решит, что обязательства, вытекающие из членства в Совете Европы, подписи России под Протоколом №6 к Европейской Конвенции и статьи 18 Венской Конвенции о праве международных договоров препятствуют вынесению и приведению в исполнение смертных приговоров, это может означать продление действия принятого им в 1999 г. запрета, когда обусловившие его причины отпадут. Вероятно, появятся новые условия: наличие подписи под Протоколом №6 (которая может быть отозвана) и членство в Совете Европы (которое может быть прекращено).
В рамках текста Конституции РФ статья 20 говорит о возможности применения смертной казни «впредь до ее отмены». Если период в 12 лет может свидетельствовать о возможном нежелании России присоединяться к Протоколу №6, то 13 с половиной лет без применения высшей меры наказания, наверно, могут говорить о де факто отмене смертной казни. А по Конституции отмена необратима. Но в течение более, чем 10 из этих 13 лет смертная казнь не применялась из-за ясных условий, определенных самим Конституционным Судом. С другой стороны, в контексте введения судебного разрешения на досудебный арест, Конституционный Суд еще в марте 2002 г. решил, что «переходный период», предусмотренный Конституцией, закончился. Надо полагать, что в отношении исключительной меры наказания к концу 2009 г. он тоже закончился.
КС РФ должен быть предельно внимателен в выборе мотивов и в формулировке резолютивной части определения о разъяснении Постановления от 2 февраля 1999 г. Если Суд будет опираться на неоспоримые юридические мотивы (которых, признаем, в рамках дела о разъяснении немного), то его решение будет сложнее пересмотреть или подвергнуть сомнению. Чем больше условий для продолжения действия конституционно-судебного запрета на вынесение и/или приведение в исполнение смертных приговоров будет включено в определение Конституционного Суда о разъяснении Постановления от 2 февраля 1999 г., тем сложнее будет контроль за его исполнением. Эти соотношения можно наблюдать на примерах из зарубежной практики (ее анализ см., например, в №5 журнала «Сравнительное конституционное обозрение» за 2008 г.).
КС РФ неминуемо выйдет за пределы толкуемого Постановления (о чем его и просит ВС РФ), а потому суды (и так не до конца его соблюдавшие) могут попытаться отказывать в применении такого определения о разъяснении. Многое будет зависеть от Верховного Суда, который проверяет приговоры судов субъектов РФ (все дела, которые могут потенциально закончиться расстрелом осужденного, рассматриваются судами не ниже этого уровня) по кассационным жалобам сторон. Пока все факторы говорят за то, что Верховный Суд поддержит продление запрета на вынесение смертных приговоров. Всегда ли будет так? Вечный мораторий может оказаться менее устойчивым, чем кажется.
Россия рискует оказаться в одиночестве. 46 из 47 стран Совета Европы отменили смертную казнь в мирное время. 41 из них присоединились и к Протоколу №13 к Конвенции, запрещающий это наказание при любых условиях, в том числе, во время войны (его подписали 45 членов этой европейской организации, отсутствуют лишь подписи Азербайджана и России). На пространстве от Рейкьявика до Владивостока (включая и Центральную Азию) казнит только Беларусь (несмотря на секретность, окружающую там исполнение приговоров к смерти, их выносится менее 10 в год).
Положить конец смертной казни в России можно двумя способами: парламентским и судебным. Федеральное собрание может ратифицировать Протокол №6 к Европейской Конвенции и/или исключить из Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного Кодексов положения о смертной казни, а Президент РФ – подписать принятый Федеральным Собранием закон. В соответствии со ст. 20 Конституции и п. 5 ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах (денонсация которого запрещена) отмена смертной казни необратима: однажды отменено, это наказание уже не может быть восстановлено.
Другой способ – рассмотрение в Конституционном Суде положений УК о смертной казни по запросу государственных органов, указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции, по запросу суда, рассматривающего дело, в котором может быть назначена казнь, или по жалобе приговоренного к смерти гражданина. Постановление КС РФ по такому запросу или жалобе (если Суд выскажется о безоговорочной неконституционности смертной казни) также положит бесспорный конец существованию этого вида наказания в российском праве (если только не будет отменена Конституция).
Однако ни один из органов государственной власти так и не решился взять на себя политическую ответственность за отмену смертной казни, хотя такой шаг не сказался бы отрицательно на запредельной популярности второго и третьего Президентов РФ. Даже Верховный Суд, принявший Пленумом решение о направлении ходатайства о разъяснении Постановления КС РФ от 2 февраля 1999 г., не обратился к своим коллегам из Санкт-Петербурга с запросом о проверке конституционности положений федеральных законов о смертной казни.
* * *
Россия не казнит по суду уже 13 лет (казни без суда – совсем другая, и, к сожалению, актуальная, история). Но исключение смертной казни из законодательного арсенала так и не произошло. Раз уж главу государства избирают не только для того, чтобы читать блоги, надо принимать на себя политическую ответственность. Сегодняшняя Дума не откажет Президенту РФ ни в одном предложении (а если откажет, то тоже не без разрешения), поэтому тяготы невелики, популярность не упадет, а лавры человека, положившего конец смертной казни сладки. За чем же дело стало?
А пока, чем более ясным и безусловным будет определение Конституционного Суда о разъяснении своего Постановления, тем более твердым будет еще один шаг России к отмене смертной казни. А на этом пути нет нужды задерживаться. Чем мы хуже Руанды и Узбекистана?