Дорогая внучка Лиза,
…И пишу тебе еще одно письмо.
Послушала я тебя по радио «Эхо Москвы» и подумала, что не грех поделиться с тобой и моим опытом, потому как этот росстатовский пост, будь он неладен, тебе еще блюсти больше недели.
В конце первого моего письма я упомянула, что однажды случилось мне жить и работать в городе Стокгольме, где у меня первые две недели совсем не было денег. «Ультрафиолета», которым тебе так трогательно посоветовали пользоваться, там тоже не было – причем ни в каком виде, потому как дело было в январе, а Стокгольм все-таки город северный.
Зато работы было невпроворот, причем обычно трудилась я с 9 утра до 7:30 вечера. В одном мне повезло: в офисе к моим услугам была кофеварка, а за кофе было заранее «уплочено». Зато обо всем прочем я должна была позаботиться сама.
Ты, Лиза, девушка молодая и здоровая, а мне в 1990 году было 59, я много болела и потому давно уже существовала на довольно строгой диете – ничего острого, жирного, ни молока, ни бульона, ни, упаси Боже, пирожных с кремом, сливок, а также кочанной капусты, свежей моркови, маргарина или гороха.
Уж и не спрашивай, что я ела в Москве в 1990 году…
Оказавшись в Стокгольме почти без денег (почему так вышло – я написала в другом месте), я составила список продуктов, потребление которых должно было удержать меня “в форме” в предложенных обстоятельствах. Не затем же я мечтала попасть в Швецию, чтобы страдать от недоедания!
Конечно, я никак не могла рассчитывать на помощь тех социальных «сетей», о которых ты, Лиза, рассказала по радио: мои коллеги и соседи по офису принадлежали к категории высокооплачиваемых интеллектуалов и ходили на ланч в близлежащий ресторанчик.
Покупка еды для меня осложнялась тем, что все ярлыки были на шведском, которого я не знала, а мое свободное знание английского и некоторые познания в немецком в данном случае мало помогали. Один вопрос мне пришлось выяснять специально: как называются по-шведски продукты, рассчитанные на аллергиков, то есть не содержащие «добавок», будь то отдушка, пряность или консервант.
Вот что у меня получилось: я покупала ржаной хлеб, дешевый апельсиновый джем (я не употребляю сахар), дешевый печеночный паштет без специй, самый дешевый твердый сыр и свежий красный перец (он стоил очень дорого, но снабжал меня максимумом витамина C).
К вечеру я уставала настолько, что перед сном не могла читать. Так прошло две недели. Но я не ослабела и даже не похудела! А потом появились деньги.
Добрые люди, озабоченные твоим, Лиза, здоровьем, прислали тебе много дельных советов. Спасибо им за это. И отдельное спасибо им же за то, что если тебе эти советы и не пригодятся, то для социологов, изучающих наш городской быт, они просто бесценны. Ведь в них отражаются наши пищевые обыкновения, а также наши заблуждения, унаследованные от дедов и прадедов.
Зачем ты, внученька, мучаешься, готовя капустный салат и грызя подвявшую морковку? Ведь по весне в этих овощах остается лишь одна вода и клетчатка. Кстати, вопреки общепринятым представлениям, это во многом верно и для яблок – без них в условиях росстатовского поста можно обойтись.
Зачем вообще потреблять маргарин, содержащий преимущественно вредные для организма и плохо усваиваемые жиры? Подсолнечное масло, особенно нерафинированное, не только заменяет сливочное, но и куда полезнее, особенно в наших условиях. Вот, без картошки русский человек обойтись не может – так и не надо! Только не покупай абы какую – переплати за качественную, потому что ее можно испечь и есть со шкуркой – собственно, весной именно в шкурке главная польза.
Отдельная проблема – хлеб. Не ешь, внученька, белый - поищи ржаной. Желательно пропеченный. Впрочем, наверное, у тебя есть тостер.
Представления об абсолютной пользе бульона и сливочного масла мы получили от старших поколений. Но с тех пор многое изменилось: в частности, мы уже знаем, что «полезное вообще» вовсе не значит полезное всем. Например, четверть стакана сухого красного вина в день – многим полезно, а иным – даже необходимо. А привычный для нас шлифованный белый или золотистый рис куда менее полезен, чем нешлифованный.
Ты говоришь, тебе все время хочется спать. Но это не от недоедания как такового, а, скорее всего, от резкой смены пищевых привычек. В частности, если ты привыкла к кофе, то пей его хотя бы с утра – купи себе кофе за счет чего-то другого, от чего придется воздержаться. И, пожалуйста, всенепременно ешь хотя бы три раза в день – кстати, тогда можно в среднем есть несколько меньше.
***
Господа социологи!
В комментариях Лизы Сурначевой от 25 марта вы найдете бесценный материал. Мнения же доброжелателей Лизы любопытнейшим образом раскрывают подлинную структуру нашего (городского) социума. Спешите видеть…