Сев за написание этой статьи я, кореннаяоренбурженка, вдруг задумалась: а когда в своем родном городе я впервые услышала это страшное слово «наркотики»?Именно во множественном числе. Ведь в единственном, пожалуй, мои родителиупотребляли его достаточно часто: «Оторвись от книги, она для тебя какнаркотик». Так что в советское время мы воспринимали это понятие, скорее какнечто магнетическое, несущее положительный смысл. Сразу после школы наркотикистали приоткрывать свое реальное личико. На иглу сел парень из параллельногокласса. Однокурсники любили покурить после занятий анашу. Мои подружки как-товместе с этими «любителями» зависали, потом пришли ко мне, постоянно хихикали -и ели, ели, ели. Я тоже один раз затягивалась. Кисло. Не понравилось. Впионерлагере, где мы проходили отработку, казаки-охранщики по вечерам постоянноварили коноплю на молоке. Запах отвратный, но никто не сказал им ни словапротив. Это было начало 90-х прошлого века.
В первый месяц 2010 года Управление Федеральнойслужбы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области подвелоитоги за 2009 год. Неутешительные результаты. Количество наркопреступленийувеличилось за 12 месяцев на 7 процентов! Из них тяжких и особо тяжких – на 4процента, а количество людей, привлеченных к уголовной ответственности занаркопреступления, – на 14 процентов! За прошлый год на территории нашейобласти (а общая площадь у нас 124 тысячи квадратных километров, большая частьземли – это степи, населения не густо – чуть более 2 миллионов) изъяли 556килограммов наркотических средств, из них 143 килограмма героина (в 2008году - всего 43 кг). Я пыталась считать,сколько же в среднем приходится наркоты на одного жителя области, включая детейи стариков… В итоге запуталась, но все равно цифры шокирующие! При этом с однойстороны ты понимаешь, что вот, мол, какие молодцы правоохранители, изъяли такмного наркотиков из оборота. Но с другой стороны ты задаешься вопросом: а чтовы делали, бравые ребята, раньше?! Хотя бы в прошлом году?! Ну не верится мнекак-то, что 12 месяцев назад ситуация в нашем регионе была намного легче.
Оренбургская область расположена на стыке двухчастей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном иЧелябинской областью на севере, с Казахстаном - на востоке и юге, с Самарскойобластью – на западе. Все граничащие российские территории по распространениюнаркотиков входят в разряд неблагополучных. Среднеазиатскоенаправление - основной путь, по которому наркотики попадают в область. Добавлю,что с Казахстаном у Оренбуржья самая протяженная территория соприкосновения вРоссии, граница составляет почти 2 тысячи километров. Это и благо наше (мытесно сотрудничаем по разным направлениям) и боль (контрабанда, наркотрафик,торговля людьми, браконьерство).
Свежий пример. В конце декабряоренбургские правоохранители провели спецоперацию против драгдилера в стилеклассического голливудского боевика. Опытный перевозчик ехал на встречу спокупателем, заметил слежку и пытался оторваться от погони, свернув в лес савтодороги Орск — поселок Ясный, получив при этом несколько минут форы. Этоговремени ему хватило, чтобы вытащить из салона 26 свертков с наркотиком изакопать их в снег под упавшей елью. Однако в тот момент, когда перевозчиквернулся за оброненной второпях 27-й полукилограммовой упаковкой героина, егомашину блокировали сотрудники ФСКН. В ходе следствия выяснилось, что гость изеще одной среднеазиатской страны – Таджикистана - создал в Оренбургскойобласти, расположенной как раз на полпути между Афганистаном и ЦентральнойРоссией, крупный перевалочный пункт для афганского наркотрафика. Он регулярноездил к себе на родину, затовариваясь в Средней Азии дешевым героином изсоседнего Афганистана. Взяв несколько килограммов наркотика, драгдилер везтовар в приграничную с Казахстаном Оренбургскую область, а там передавал егодругим участникам цепочки, которым приходилось делить партию на упаковкипомельче, чтобы переправить героин в конечные пункты назначения — Москву и другиерегионы России. При этом сами сотрудники наркоконтроля признаются, что в этомместе (на протяжении практически 8 километров) граница вообще охраняетсяформально. Если автомобильные пункты пропуска еще как-то действуют, тожелезнодорожные поезда в некоторых местах проходят границу без остановки.
В общем, длянаркополицейских ушедший год выдался вполне продуктивным. А вот для некоторойчасти оренбуржцев… Учитывая то, что на востоке области из-за кризисасоциально-экономическая обстановка наиболее напряжена (здесь основное скоплениемоногородов и монопоселков), люди сидят без работы, то вполне понятно, что 70процентов нигде не работающих орчан, например, употребляют наркотики. Из них 80процентов употребляют морфин, 6 процентов – наркотические смеси. На диспансерномучете в Орске только официально состоит 3 процента школьников. По всей области,как показывают некоторые исследования, более 34 тысяч жителей в возрасте от 14до 35 лет употребляют наркотики. А если говорить о потребителях марихуаны, токаждый четвертый оренбургский мальчик и каждая восьмая оренбургская девочка еепробовали. Цена за грамм героина в регионе варьируется от 600 до 1 тысячирублей. Стоимость лечения доходит до 5-7 тысяч долларов. За последние годы,правда, снизилась смертность от отравления наркотиками. Раньше 400 человек вгод умирали от передозировки, сейчас не больше ста. Но это не сильно радует.
Профилактика наркоманиив Оренбургской области настолько минимальна, что почти незаметна. Нельзясказать, что нет специальных областных программ. Есть аж до 2014 года. Сюдавходят как традиционные мероприятия (военно-патриотические лагеря, крупномасштабные антинаркотическиеакции, массовые спортивные состязания), так и дополнительные: создание единойинформационной системы учета лиц, причастных к незаконному оборотунаркотиков, проведение конкурсов: налучшую антинаркотическую программу муниципального образования, образовательногоучреждения и лучшую социальную рекламу, например. У нас в Оренбурге на ТВ неувидишь ни одного антинаркотического ролика, зато телекомпаний целых пять. Засоциалку не платят. Вот и областной бюджет за 2009 год вместо запланированных4,6 млн. рублей на реализацию антинаркотической программы выделил лишь 1,6 млн.рублей. Конечно, во всех учебных заведениях региона и без дотаций проходят лекциии уроки здоровья. Да только эффективность данной работы зависит отметодического обеспечения, а оснащенность учебных учреждений Оренбурга пособиями по профилактике наркомании крайненизкая (а это областной центр, что уж говорить об отдаленных территориях). Вбиблиотеках находятся в основном пособия 80-х, 90-х годов издания. К тому жеуровень образования самих педагогов по этому направлению невысок. 37 процентовнаших милых деток знают, где можно купить наркотики. Я сама разговаривала сребятами. В доверительной атмосфере они пообещали, что если мне очень надо, тоони могут узнать координаты поточнее. Гады! Только попробуйте хоть на метрприблизиться к этим «точкам»! Полетят клочки по закоулочкам! Я спросила у своейдочери-второклассницы, знает ли она, что такое наркотики. Невинное дитявылупило на мать свои огромные глазищи и … сразу же захотела узнатьподробности. Вкратце я ей объяснила, что к чему, но на всякий случай (береженогоБог бережет), скачала из Интернета слайды по профилактике наркомании, покажу надосуге. Врага надо знать в лицо.
А власть наша опять запаздывает. Далека она отострых проблем субкультур - финансово, психологически и в возрастном контексте.Тот же 2009-й вновь подтвердил ее профнепригодность. Спайс – до недавнеговремени в России легальный синтетический наркотик. В Оренбурге борьбу с этимкурительным миксом начали журналисты. Мэрия их даже упрекнула за «ложные»обвинения: «С нашей стороны все законно. Это разрешенные ароматические травы.Можем наказать только административно». И никого не наказывала, выдавала новыелицензии на торговлю. Так бы замяли, наверное, это дело, если бы журналисты нестали долбить в одну точку постоянно. Спустя полгода официальные торговые точкизакрыли. Но до сих пор по всему городу на столбах, заборах и даже мусорныхбаках можно увидеть этот фирменный глаз спайса и рядом номер телефона. По немукрасивый мужской баритон отвечает: «Уважаемые оренбуржцы, перезвоните чутьпозже. В ближайшем будущем мы ждем партию новых легальных синтетическихнаркотиков из цивилизованной Европы».