будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сколково образование школа
Май 12, 2025
Аналитика
Блохина Мария

Наставники для новой реальности

Наставники для новой реальности
opus_masters2017_JdBfPHD
Школа наставников ОтУС. Источник: OpUS

В Гиперкубе Инновационного центра «Сколково» состоялась первая «Школа наставников проектного обучения». Организаторами школы стали Фонд «Сколково» и Открытый университет Сколково совместно с группой НТИ «Кружковое движение» и программой «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система».

Более 400 заявок поступило от желающих принять участие в этой школе, но только 150 кандидатов получили возможность пройти обучение. Трехдневная программа была призвана помочь с пониманием того, как следует сопровождать проектную деятельность, как должно строиться взаимодействие с молодым поколением при совместной деятельности в рамках того или иного проекта. Основную часть времени участники работали в командах в интерактивных форматах, включая тренинги, проектные сессии и другие форматы практической работы.  Всего обучение состояло из трех частей (по каждому из основных типов проектов): инженерная, исследовательская и предпринимательская.

В процессе обучения участники школы осваивали ключевые этапы жизненного цикла проекта: выделение проблемы, постановку задач, планирование, реализацию проекта, оформление результатов и рефлексию итогов.

Наставники нового формата

Организаторы школы сетуют на то, что система образования в России страдает от недостатка не только программ проектного обучения, но и от острого дефицита специалистов, которые компетентны в этой области, обладают необходимыми технологиями и могут эффективно помогать их осваивать. То есть, по их мнению, в России проектная культура очень низкая и не хватает молодежных проектов, из которых бы со временем вырастали технологические стартапы. Поэтому было решено заняться этим вопросом вплотную и подготовить сразу много наставников, которые наравне с профессиональными навыками и компетенциями должны будут иметь склонность к работе с детьми. Всего было два ключевых требования к участникам: профильное высшее образование, научная степень или опыт работы, а также опыт работы со школьниками и студентами в форматах основного, дополнительного образования или кружков.

Кроме задачи просто подготовить наставников нового формата ставилась и другая – создать условия для реализации полученных знаний и помочь с их интеграцией в университеты, школы и другие образовательные центры, где их новым навыкам найдется применение. 

Вопреки ожиданиям, воспитывать в себе наставников в «Сколково» приехали не только педагоги из школ и вузов, но и молодежь: студенты,  молодые инженеры и ученые. Приоритет при отборе участников на школу отдавался тем, кто уже имел опыт работы с детьми, например, тем, кто руководил научно-техническим кружком и в дальнейшем хочет развивать вместе с детьми инновационные проекты полного жизненного цикла, прорабатывать все составляющие: исследование, инженерию, предпринимательство и дизайн.

И.о. исполнительного директора Открытого университета Сколково Екатерина Морозова пояснила, почему на школу были приглашены не только профессиональные педагоги из школ и университетов: «Среди студентов старших курсов инженерных вузов и молодых ученых есть ребята, которые уже являются лидерами кружков или каких-то детских образовательных курсов и мы их допустили до участия, так как, несмотря на отсутствие педагогического образования,  у них есть желание стать наставниками проектного обучения, и при этом у них очень хорошие научно-технологический бэкграунд».

Екатерина Морозова. Фото: ОтУС

Директор некоммерческого партнерства «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова в беседе с «Полит.ру» поделилась мнением, что педагогическое образование не гарантирует того, что человек способен хорошо заниматься со школьниками проектным обучением. Она считает, что иногда это даже мешает: «Поэтому, когда мы отбираем на конкретные кружки или на те же «лифтовые школы», то у нас всегда как раз хорошо проявляют себя либо магистры (5-6 курс), либо совсем молодые ученые. У них есть две очень важные истории: они еще не зашоренные, и они, что очень важно, по возрасту близки к школьникам, понимают, о чем они думают, какое сейчас поколение, потому что разница между поколениями становится все глубже. И еще молодые люди пока что гораздо ближе к практике и к современным научным разработкам, чем зачастую люди, которые двадцать лет занимаются только преподаванием и давным-давно уже не смотрят, что происходит в науке и технологиях».

Новая реальность на пути к мгновенной капитализации мысли

Вместо привычного вступительного слова открытие школы прошло в формате небольшой лекции, с которой выступил заместитель руководителя и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Это сразу задало процессу верный настрой: участники сконцентрировались на работе и на своей новой миссии.

Дмитрий Песков обратил внимание на состав организаторов и партнеров школы и напомнил собравшимся, что пять лет назад не было очень многого из того, что сейчас формирует реальность научно-технологического сообщества. Так, пять лет назад только началось формирование Открытого университета Сколково, еще не было ни Кванториумов, ни Сириуса, и «Лифт в будущее» был совсем другой. «Реальность – это та система, которую мы сложили за последние пять лет», – сказал Песков.

Он отметил, что сейчас впервые за 27 лет сложилась ситуация, когда талантливый ребенок может пройти альтернативную траекторию развития своего таланта. «В младших классах он может развивать навыки в Кванториумах или системах Junior Skills, постарше уже может продолжить в «Кружковом движении», проявив какие-то сверхталанты, он может поехать на сессию в Сириус, участвовать в соревнованиях в World Skills. После этого он может идти в колледжи, университеты НТИ, где его не бросят, и там же сразу его будут подхватывать компании, или он будет делать свой стартап», – описал существующие возможности Песков, подчеркнув, что такой системы поддержки талантов практически нигде в мире нет.

Однако во всей этой идеальной картине взращивания талантов есть один, но существенный недостаток – это стоимость процесса обучения. Такой путь всего одного ребенка для государства обойдется, по приблизительным подсчетам, больше чем в 20 миллионов рублей. Возникает вопрос, сколько таких специалистов необходимо стране, ведь все эти вложения не исключают риски того, что повзрослевший талант потом просто уедет из страны.

В свете не самых радужных перспектив, которые, по мнению Пескова, ждут Россию в ближайшие два десятилетия, он видит выход в том, чтобы растить максимальное количество талантов. «Нам нужны все таланты. Мы, конечно, верим, что каждый ребенок талантлив, и вопрос в том, как его раскрыть», – говорит Дмитрий Песков.

Дмитрий Песков. Фото: ОтУС

 «Сегодня невозможно построить успешную технологическую компанию, которая будет работать исключительно на российском рынке, чтобы она еще и давала отчисления в бюджет, чтобы государство могло платить деньги пенсионерам. И они на нас смотрят, как на людей, которые способны придумать решение, чтобы сделать пенсии не символическими, а такими, чтобы на них можно было прожить и получить удовольствие от жизни. Вариант здесь только один – продавать по всему миру не только нефть и газ, но еще и технологическую продукцию, – убежден замглавы АСИ. – У нас маленький рынок, и конкурировать с такими странами как, например, Китай, с точки зрения дешевизны рабочей силы и размерами внутреннего рынка, мы никогда не сможем.  У нас один путь – создавать прорывные продукты и продавать их по всему миру. Всё, логика очень простая».

Поэтому и нужно максимальное число талантливых специалистов, которые смогут торговать результатами своего труда по всему миру. В первоочередных планах, озвученных Песковым, увеличение числа выпускников школ, проходящих через системы развития талантов с нынешних 50 до 500 тысяч человек. И при этом одной из главных задач будет изменить систему подготовки таким образом, чтобы она не ограничивала и не обрубала потенциал ребенка, и он мог развиваться не в рамках каких-то дисциплин, а всесторонне и комплексно.

Еще одна интересная мысль, которую озвучил Дмитрий Песков в рамках своей лекции, заключается в том, что в мире 2025 и тем более 2035 года самым больше всего людям будет не хватать эмоций, а самой продаваемой вещью станет удивление. Тогда способность удивлять приведет к возможности немедленной капитализации в глобальных сетях.

В заключительный день работы школы состоялась ярмарка форматов, в числе которых были представлены ведущие проекты таких площадок, как, например, Кванториумы, Образовательный центр «Сириус», Московский политехнический университет, МИСиС, Программа «Лифт  в будущее» и других.

Блохина Мария
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).