будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Аналитика
Хейл Генри

Несомненная неопределенность: какое наследство оставит 2008 год

Куда идет Россия? Путин одновременно упростил и усложнил ответ на этот вопрос. Упростил, потому что за время его президентства этот ответ стал всё больше зависеть от решений одного-единственного человека. Усложнил, потому что никакое, даже самое тщательное исследование не раскроет, какие идеи и планы у этого единственного человека.

Пожалуй, наиболее важное заключение, которое мы можем сделать с уверенностью, это то, что Путин не стремится довести до предела свою личную власть. Президентство было и остается самым влиятельным политическим институтом в России, и Путин ни за что не оставил бы его, будь он заинтересован исключительно в неограниченности своей власти. И элита, и массы в подавляющем большинстве хотели, чтобы он оставался президентом, и он с легкостью мог бы изменить Конституцию так, чтобы она отвечала этому требованию.

Разумеется, он сохранит немалое влияние. Премьер-министр обладает значительными конституционными полномочиями, а Путин еще и укрепил свои позиции, проведя абсолютное большинство своих сторонников в обе палаты парламента и возглавив «Единую Россию», что может быть использовано для полного подчинения законодателей своей воле. В то время как в теории президент Медведев может сместить премьера Путина, пропутинское парламентское большинство может подвергнуть президента импичменту, если он окажется заподозрен в таких намерениях; причем суды и Совет Федерации привнесут тогда разве что небольшую долю неопределенности в вопрос, будет ли президент в итоге отстранен от власти.

Тем не менее, Путин, отказавшись от президентства, явно приносит в жертву часть своей личной власти. Представьте себе, насколько больше была бы власть Путина, если бы его контроль над парламентом и правящей партией соединился с президентским постом, а не с постом премьер-министра. Это бы устранило практически все неясности в политической системе. Вместо этого после 7 мая российское будущее, по крайней мере частично, зависит не только от Путина, но и от Медведева.

Следует предположить, что Путин имеет иные мотивы, нежели просто стремление к личной власти. Однако придя к такому заключению, трудно установить, каковы эти мотивы. Путин создал ситуацию, при которой мы не можем исключать двух диаметрально противоположных интерпретаций, не говоря уже о тысячах промежуточных вариантов.

1. Путин – «прозападный» демократ. Возможно, Путин искренне старается подтолкнуть Россию к демократии и к дружественным отношениям с Западом. Может быть, он видит себя жестким лидером, который был вынужден рубить лес так, что щепки летели; человеком, который, чтобы преодолеть хаос ельцинской эпохи, действовал силой, который сдвинул экономику с мертвой точки и вернул России оптимистический взгляд на будущее. Теперь, когда эта грязная работа позади, пора передать власть своему наименее запятнанному единомышленнику, который наполнит восстановленное государство и общество истинно демократическим содержанием и перестроит связи России с дружественными европейскими державами. Если следовать этому згляду, Путин согласился на пост премьера только с целью контролировать оппонентов Медведева в процессе этого перехода, особенно некоторых силовиков, которые имеют иное представление о российском будущем и сейчас являют собой скорее пассив, нежели актив в общем балансе. Если такая интерпретация верна, нам следует ожидать, что Путин будет постепенно передавать бразды правления своему товарищу, в то время как противники Медведева останутся в стороне. Вероятно, эту задачу планируется выполнить к началу следующего президентского срока.

2. Медведев как «прикрытие» еще более жесткой диктатуры. Возможно, Путин собирается насаждать диктатуру еще более жесткую и навязчивую, нежели нынешний режим, видя в этом необходимые меры для уничтожения западных «шакалов» и восстановления величия России. В таком случае, отказ от президентства – это всего лишь обходной маневр. Решаясь на некоторый риск уменьшения личной власти как на вынужденную плату, Путин стремится отвлечь и западников, и демократов в тот момент, когда их надежды раз и навсегда будут разрушены. И кто лучше подходит на роль прикрытия, чем молодой, образованный по-западному выглядящий петербуржец, который может и по-английски, и по-русски убедительно рассуждать о том, насколько «свобода лучше несвободы»? Сам Путин отметил, что отсутствие у Медведева связей с КГБ поможет ему с большим успехом завоевать доверие западных лидеров, чем это когда-либо удалось бы ему, Путину. В соответствии с такой интерпретацией, беспрецедентные события, имевшие место после того, как Путин поддержал Медведева (например, арест регионального лидера «Яблока» Максима Резника, приостановка деятельности Европейского Университета в Санкт-Петербурге), отражали то, что, как Путин рассчитывает, станет обычным явлением после 7 мая.

Так как обе эти противоположные интерпретации подразумевают по крайней мере частичный переход власти от Путина к Медведеву, реализация одной из этих целей (или чего-то среднего) зависит не только от Путина, но и от Медведева.

Если верна интерпретация «Демократический Путин», то интересы обеих фигур связаны, и между ними вероятны разве что небольшие тактические разногласия.

Чем ближе каждая последующая интерпретация к полюсу «Медведев-номинальный глава», тем выше вероятность конфликта. Источник этой тенденции в том, что Медведев вряд ли удовлетворится ролью прикрытия. Если он действительно демократ, он захочет освободить Россию от путинской автократии. А если Медведев просто еще один циничный автократ, которому повезло с обликом, у него будет еще больше оснований захотеть стать в доме хозяином. Тем более что и в бизнесе, и в политике наверняка есть влиятельные группировки, которые, опасаясь, что Путин не отнесется к их требованиям с пониманием, обратятся в первую очередь к Медведеву. Если им и не удастся убедить Медведева начать полномасштабную атаку на власть Путина, они могут постепенно, в менее значительных вопросах, создать серьезный противовес, который приведет власть к большему равновесию. Конечно, это вполне вероятно: российская и мировая история полны примеров, когда политические союзники – даже друзья и родственники – в итоге вступали в конфликт в ситуации расхождения их институциональных и политических интересов.

Кто, в конечном счете, победит в борьбе за власть – президент Медведев или Премьер-министр-лидер «Единой России» (ПМЛЕР) Путин? Если предположить, что Медведев – ловкий политик и начнет постепенно готовиться к такому шагу, ответ неизвестен. Это подтверждается и тем, что ведущие умы российской политологии сами сейчас находятся в ситуации больших разногласий по поводу исхода такого рода противостояния.

Конечно, то, что делает Путин, довольно-таки необычно: он успешно разделяет неформальную власть и президентскую форму правления. У Медведева мало личного неформального влияния, но его пост предполагает мощнейший набор формальных полномочий. Путин за время своего президентства накопил огромный неформальный авторитет и сейчас вкладывает его в государственные институты и «Единую Россию».

Результат этого совершенно неясен: как неформальные, так и формальные полномочия очень важны. Это одна из причин, по которой политики часто вступают в борьбу из-за формальных институтов, как это было в России 1993 года с битвой за конституцию: формальные институты имеют тенденцию привлекать и усиливать неформальную власть. Но при этом лидеры с большой неформальной властью могут также менять формальные институты, как это, возможно, удастся сделать и Путину за счет эффективного контроля над законодательной ветвью власти.

Порожденная этим неопределенность сама по себе может стать фактором, который будет иметь огромное влияние на политическое развитие России в ближайшем будущем. Любой лидер в осуществлении своих решений (и, как следствие, в получении реальной власти) зависит от разнообразных элит (чиновники, правоохранительные органы, суд, региональные власти, бизнесмены и т.д.). Элита слушается тогда, когда она уверена в том, что лидер (или союзники этого лидера) в состоянии покарать ее в случае непослушания. Когда она не уверена в том, кто будет иметь больше власти, чтобы карать, вероятность разделения элиты становится огромной. И когда имеется два человека, один из которых может в будущем сосредоточить власть в своих руках, разделившиеся части элиты будут группироваться вокруг каждого из этих двух людей.

Итак, сегодняшняя Россия - это страна, беременная возможностями. У Путина будет колоссальное влияние, но его действия до настоящего момента могут быть проинтерпретированы как угодно: от макиавеллианской попытки построить западно-ориентированную демократию до скрытого продвижения грубой диктатуры. Более того, россияне сами не знают, в каком объеме Путину удастся достичь своих целей, потому что подлинные мотивы и степень влияния Медведева точно так же неизвестны. Эта двойная неопределенность открывает дверь политической борьбе, исход которой неопределен.

Примечательно, что это может быть не так уж плохо с точки зрения шансов демократии в России. Представители элиты, не уверенные в будущем, часто становятся самыми влиятельными сторонниками институционализированной системы политической безопасности, политической системы, при которой те, кто проигрывает одну политическую битву, не уничтожаются, а имеют надежду вернуться к власти позднее. И там, где власть разделяется, как это может произойти с президентом и ПМЛЕРом, иногда возникает искушение мобилизовать общественное мнение в качестве политического ресурса в тех случаях, когда появляются разногласия в политике. Такая ситуация с большей вероятностью будет похожа на демократию (и вероятно, приведет к ней), чем система, в которой власть безраздельно и бессрочно сосредоточена в руках одного человека.

См. также:

  • Дмитрий Фурман. Малые альтернативы 2008 года и большие альтернативы неопределённого будущего
  • Алексей Макаркин. Современная Россия и европейский фактор
  • Интервью с Питером Ридделом. Смена власти по-британски
  • Дмитрий Тренин. Внешняя политика России: самоутверждение или модернизационный ресурс?
Хейл Генри
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).