Нашим монетарным властям немного не везет. Стоит им только объявить очередную либерализацию, как они тут же начинают испытывать на себе (и на нас тоже) ее последствия. Вот, примеру, произошедшая в середине 2006 года либерализация валютного законодательства должна была сделать трансграничное движение капиталов гораздо более прозрачным и понятным. То есть, конечно, и до либерализации капиталы двигались через российскую границу, но каким-то окольным путем, со всякого рода нарушениями и криминальным шлейфом. А вот после либерализации их движение стало открытым, начало поддаваться официальному учету, и мы получили возможность точно оценивать его влияние на экономику, а не строить разного рода догадки.
А влияние это оказалось очень неожиданным, совсем далеким от того, чего, хотя бы на словах, ожидали в Центральном банке и Министерстве финансов. После отмены ограничений на движение капитала в Россию из-за границы внезапно хлынул денежный поток, который за вторую половину 2006 года составил $40 млрд., а за 2007 год – $80 млрд. Неожиданным был не только объем полученных средств, но и направление их движения. До сих пор капитал, если верить официальной статистике, из России утекал, а тут вдруг он стал притекать, да еще и в очень больших масштабах.
Монетарные власти, не ожидавшие такого напора, растерялись, так как совершенно не представляли, что может делать в нашей стране такая денежная махина. Реальных активов, в которые можно вложить такие суммы, в российской экономике нет, а раз так, то иностранная денежная масса вызовет скачок цен на финансовых и товарных рынках со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем позитивные последствия лягут приятной тяжестью на дно кармана иностранных экспортеров капитала, а за негативные - в виде снижения покупательной способности доходов широких слоев населения страны - придется расплачиваться как самим широким слоям, так и монетарным властям, допустившим такое безобразие.
Для полноты картины надо сказать, что российские монетарные власти уже несколько лет безуспешно сражаются с безудержным наплывом валюты, связанным с высокими мировыми ценами на нефть, газ и другие товары российского экспорта. Валюта притекает, разного рода валютные резервы растут, денежная масса тоже, что приводит к достаточно быстрому росту цен, так как рост товарной массы, даже с учетом постоянно растущего импорта, за приростом денежной массы не поспевает. А тут еще добавились иностранные капиталы.
В общем, проведенная либерализация правовых условий работы валютного рынка плохо соотносилась с реалиями российского производственного и сбытового секторов. И деньги, и капиталы стали в избытке, но вот найти им применение, за исключением краткосрочных спекулятивных операций, оказалось очень трудно. Зато они еще больше ухудшили непростую инфляционную ситуацию в стране. Правда, можно было бы надеяться, что, соединив усилия, Минфин и Центробанк, в конце концов, как-то смогли бы исправить ситуацию, однако на нас (как, впрочем, и на весь остальной мир) обрушилась новая напасть.
Эта напасть называется американский ипотечный кризис, и о нем уже написано все, что только можно написать. Но нас в данном случае этот кризис интересует только потому, что иностранные инвесторы под его влиянием стали лихорадочно выводить средства из развивающихся рынков, в том числе и из России, и поэтому, после совершенно неожиданного притока капиталов мы внезапно столкнулись с массированным их оттоком. Причем отток этот происходил в два приема. Сначала, еще в августе-сентябре 2007 года произошел отток средств нерезидентов, вложенных в российские активы. Позже, уже в этом году, стали возвращаться на Родину средства нерезидентов, выданные российским компаниям и банкам в виде краткосрочных кредитов и облигационных займов. Так уж получилось, что российские компании брали капиталы в долг на небольшой срок, год-полтора (может, на больший срок им не давали?), и время возвращать эти капиталы пришлось как раз на разгар ипотечного кризиса. Для иностранных кредиторов такое стечение обстоятельств выглядит крайне удачным, но вот для российских заемщиков, которые наверняка рассчитывали после погашения старых займов и кредитов тут же получить новые, положение оказалось достаточно тяжелым.
Конечно, банки и корпорации не разорятся, но хозяйственную активность им снизить придется. Коммерческие банки станут выдавать меньше кредитов, ну а корпорации – меньше вкладывать в обновление производственного потенциала. Следствием этого может быть замедление темпов экономического роста, чего российской экономике сейчас надо меньше всего. Правда, с другой стороны, львиная доля кредитов и займов, полученных от иностранных инвесторов, шла на финансирование разного рода слияний и поглощений, а не на расширение производственных мощностей или их реновацию. Поэтому напрямую на темпах экономического роста сокращение иностранного финансирования может и не сказаться.
Пока, во всяком случае, не сказывается, так как, несмотря на происходившее ухудшение внешних условий финансирования, промышленность темпов не сбавляла. Правда, все может быть еще впереди, так как график погашения внешних долгов в 2008 году достаточно плотный. По данным «Ведомостей», ссылающихся на Центральный банк РФ, в текущем году российским хозяйственным субъектам предстоит погасить около $110 млрд., в том числе в 1-ом квартале – $36 млрд., во 2-м – $23 млрд., в 3-м – $25 млрд., и в 4-м квартале – $27 млрд.
По предварительным данным, за первый квартал 2008 года превышение оттока капитала над притоком составило $15.5 млрд. Если добавить к этому легальному оттоку капитала еще и нелегальный, которой проходит по статье «ошибки и пропуски» и составляет 9,4 млрд., то в результате общий отток можно оценить в $25 млрд. Эта цифра вполне приличная, особенно с учетом того, что за два предыдущих года у России были чистый приток капитала, но не критичная, так как активное сальдо счета текущих операций за то же время составило $37 млрд. Благодаря этому сальдо можно было не только профинансировать отток капитала, но и увеличить валютные резервы Центробанка и Минфина на $12 млрд.
Таким образом, российская экономика пока спокойно выносит жестокие удары мирового рынка, так как тот же мировой рынок загнал цены на нефть на недосягаемую ранее высоту в $100/баррель, и поэтому отток валюты по одному каналу можно покрывать ее усиленным притоком по другому. Но все же лучше было бы не надеяться на капризы мирового хозяйства, и использовать подручные средства для защиты от его непредсказуемых колебаний. Хотя бы эти средства и не носили либерального характера.