По мере совершенствования интернет-сервисов среди пользователей нарастает тревожность. Об этом, например, свидетельствует развитие параноидальных фантазий вокруг Google. Его поисковая система достигает большой точности в подборе информации, в частности, благодаря сбору и хранению многочисленных данных о своих пользователях, которые он черпает из их же поисковых запросов и переписки. Представление о Google как о Большом Брате, который наблюдает, вероятно, не совсем безосновательно, но масштабы его злонамеренности по сравнению с другими интернет-службами явно преувеличены.
Любой централизованный сервис хранит информацию о своих пользователях; при создании аккаунта каждый из них обязуется соблюдать конфиденциальность и не разглашать информацию о клиентах. Но во всех этих случаях пользователь вынужден полагаться на добрую волю руководства сервиса, потому что на самом деле неизвестно, когда и при каких обстоятельствах ему будет выгоднее выдать информацию о пользователе, вместо того чтобы выполнять свои обещания. В этом смысле показательна история с Twitter и Wikileaks, когда американские власти через суд обязали крупнейшую систему миниблогов выдать им конфиденциальные данные четырех пользователей, не предупреждая их об этом (что противоречило политике Twitter). В этом случае Twitter выступил на стороне своих пользователей и отсудил себе право на предупреждение, чем завоевал себе множество поклонников. Но в других обстоятельствах он мог бы поступить иначе.
Сейчас, после скандала с Wikileaks, многочисленных облав на пиратов, случаев интернет-цензуры и блокировок доступа к интернет-ресурсам, разговоров о недостатке свободы в Интернете стало больше. Однако проблема как таковая существовала и прежде. В связи с этим еще в 1999 г. ирландец Иэн Кларк (Ian Clarke; по-русски его также называют «Ян Кларк») разработал систему по-настоящему свободной, в его понимании, сети, которая в 2000 г. воплотилась в виде некоммерческого проекта Freenet.
Свобода в сети Freenet обусловлена полной анонимностью и децентрализованностью, то есть фактически отсутствием технической возможности установить местонахождение пользователя или уничтожить помещенную в сеть информацию. Система действительно полностью децентрализована: в отличие от большого Интернета, в ней нет отдельных серверов, к которым подключаются компьютеры-клиенты. Вместо этого на компьютере каждого пользователя сети выделяется область, в которой в зашифрованном виде хранится часть информации. Все компьютеры сети постоянно обмениваются этими данными, и таким образом каждый из них играет роль сервера.
Анонимность, в свою очередь, достигается за счет шифровки данных, причем во Фринете есть несколько градаций защиты (пользователь выбирает наиболее подходящий для себя вариант). Чем ниже уровень защиты, тем проще перехватить данные и нарушить анонимность; чем выше уровень – тем медленнее связь, потому что многократное шифрование занимает время. Скажем, при среднем уровне защиты скорость загрузки текстовых страниц (без изображений) сравнима со скоростью работы в Интернете через dial-up. Самый высокий уровень безопасности называется Darknet (dark – англ. «тёмный»). В отличие от общедоступной части сообщества (Opennet), Darknet представляет собой сеть (точнее, множество сетей), участники которой хорошо друг друга знают и доверяют друг другу. Из «открытой» части Фринета в Darknet пользователь может попасть только в том случае, если кто-то из участников сверхсекретной сети откроет ему доступ.
В коротком манифесте Фринета Иэн Кларк говорит, что главная задача сети состоит в том, чтобы обеспечить свободу слова, потому что «большинство людей, если им предоставить выбор, предпочтут осведомленность неосведомленности… потому что информированность позволяет нам принимать правильные решения и вообще способствует нашему выживанию и успешности». Кларк указывает на возможность контроля информации со стороны властей: «Это не оруэлловская фантастика; это обычная практика большинства западных правительств. Они столько лгут своим гражданам, что люди принимают это как должное, несмотря на то, что это подрывает основы демократии… Единственный способ сохранить эффективность демократии – это сделать так, чтобы правительство не могло контролировать человеческое общение и обмен информацией… Задача Фринета состоит в том, чтобы двое и более людей, которые хотят обмениваться информацией, могли это делать».
Для того чтобы выйти во Фринет, необходимо установить на компьютер одноименное программное обеспечение, после чего в браузере открывается страница с пошаговыми инструкциями по настройке безопасности. Потом лучше всего забыть об этой сети на пару недель: в течение этого времени Фринет будет работать в фоновом режиме и знакомиться с другими компьютерами, с которыми он будет обмениваться данными. Без этого сайты сети грузиться не будут.
Попав, наконец, в сеть, привыкший к Интернету пользователь окажется в необычной обстановке. Там, например, нет поисковика. То есть на исходной странице есть строка под названием «поиск», но от нее трудно добиться внятных результатов. Вместо поиска есть многочисленные не претендующие на полноту «индексы» – страницы, на которых собраны ссылки на понравившиеся их создателям местные ресурсы. Условно говоря, поиск информации там сейчас действует по принципу сарафанного радио: каждый автор дает на своей странице ссылки на заинтересовавшие его ресурсы, а другой пользователь, которому понравился этот автор, получает, в свою очередь, подборку ссылок по интересам.
Там нет привычного вида адресов, вместо них используются так называемые «ключи», которые выглядят примерно так: (http://127.0.0.1:8888/) freenet:USK@2L-k2U32b3yIl2~YjBU7--QJPTtixSwHZxYOuGjS3A0,QJBd6zpJgEsijJGQNNcwUhsrW5vJ8VtlmNX5ka2~dlU,AQACAAE/AFKindex/170/en-index.html – это ключ индекса, содержащего довольно удобную систему фильтрации ссылок по языковому принципу. Там выделяются: китайский, немецкий, датский, английский, испанский, финский, французский, фарси, итальянский, японский, нидерландский, норвежский, польский, румынский, русский.
Наиболее популярная форма распространения информации в сети — это тексты, потому что всё остальное очень долго грузится. Одна страница с большой фотогалереей может грузиться полчаса. Поэтому авторы большинства не специализированных на изображениях сайтов стараются не злоупотреблять картинками. Встроенные медиапроигрыватели при таких ограничениях тем более не смогут адекватно функционировать, хотя отдельные любители и пытаются вставить их на свои страницы. Большинство страниц в сети выглядят крайне аскетично.
Это несколько компенсируется дружелюбностью среды: пользователю сразу предлагается список возможных действий, причем к каждому действию прилагаются подробные инструкции, понятные даже тем, кто прежде использовал компьютер только в качестве печатной машинки. Следует, впрочем, отметить, что речь идет о пользователе, владеющем английским (в крайнем случае, французским) языком. Объяснений на других языках меньше. Русскоязычные инструкции, например, существуют, но их мало, и они не такие внятные, как англоязычные.
Во-первых, можно просто отправиться на страницу главного индекса и читать там всё подряд, периодически попадая на новые страницы с индексами или встречая ссылки в блогах. Во-вторых, можно сразу же создать собственную страницу-freesite (в руководстве даже прилагается примитивный html-код этой страницы с указанием, куда писать свой текст). Новая страница при помощи специальной программы «встраивается» в сеть, благодаря чему она будет доступна пользователям, знающим ее ключ, даже когда компьютер ее создателя будет выключен. В-третьих, можно с помощью еще одной программы создать собственный блог, точнее «флог» (flog – free blog).
Кроме того, можно начать освоение местной системы связи: завести себе почту (Freemail), установить местный торрент-клиент или программное обеспечение для доступа на форумы. Теоретически там два форума — Frost и FMS (Free Message System), – но Фрост уже несколько лет погребен под грудой спама и фактически функционирует только в формате закрытых сообществ. Появившаяся позднее FMS в порядке борьбы со спамом использует круговую поруку: всем пользователям присваиваются идентификаторы, и участники путем голосования сами должны отсеивать спамботов. Общение на форумах, как и прочие операции в этой сети, происходит крайне медленно: от отправки сообщения до его публикации проходит не меньше часа. Существует проект более быстрой системы Freetalk, но он пока находится на совсем ранней стадии разработки.
Система коммуникации необходима, в частности, для поддержания фрисайтов. После создания фрисайт (или флог) нужно проанонсировать на форумах, чтобы на этот сайт приходили люди, добавляли его в закладки и давали на него ссылки. Если на страницу долгое время никто не заходит, она исчезнет. А если нигде не указать ее ключ, то найти ее будет невозможно.
При всех этих затруднениях проект продолжает существовать и развиваться, а число его пользователей растет. Установить точное количество пользователей сети нельзя по техническим причинам, можно только приблизительно прикинуть по числу скачиваний программного обеспечения и пользовательской активности внутри сети. По оценкам Иэна Кларка, в марте 2010 г. во Фринете было примерно 20 000 пользователей, в ноябре 2010 — около 24 000 пользователей, а к январю 2011 г. их число возросло до 27 000.
О том, есть ли жизнь в даркнетах и что там пишут, судить практически невозможно. В открытой части Фринета контингент весьма разнообразен. Естественно, большинство ресурсов англоязычные (на втором месте франкоязычные). Даже если пользователь не носитель английского языка, он, вероятно, предпочтет вести блог по-английски или с английским дублированием текстов на родном языке, потому что так проще найти себе аудиторию. Таков, например, блог русскоязычного пользователя-анархиста «VolodyA!», который в период с 2005 по 2009 г. высказывал там свои соображения о жизни общества.
В общем содержании Фринета можно выделить следующие категории:
1. Наиболее оживленная часть сообщества – это программисты, которые обсуждают сам Фринет, пишут для него программы, объясняют, как ими пользоваться, и решают технические проблемы. Кроме того, многие обсуждают технические вопросы, не связанные непосредственно с Фринетом. Сюда же примыкают фрисайты, с которых можно скачивать программы; там же находится их документация и контакты для тех, кто хочет поучаствовать в разработке.
2. Индексы могут создавать – вручную или с помощью программ – все желающие, причем в каждом индексе будет свой принцип классификации информации. В отсутствие поисковой системы это удобное средство для отбора данных.
3. Значительная часть содержания Фринета представлена личными дневниками. Некоторые, пользуясь анонимностью, высказывают вещи, которые они бы не стали говорить своим знакомым (в основном имеются в виду жалобы на жизненные невзгоды, придающие записям характер эмо-дневников). Другие заводят во Фринете блоги просто потому, что поддерживают идеи его создателей и стремятся сделать его более обжитым, содержательным и привлекательным для новых пользователей. Эта категория блогов напоминает ЖЖ: авторы в основном делятся впечатлениями и бытовыми наблюдениями (таков, например, англоязычный дневник пользователя goatee “My Gay Flog”). Здесь, правда, есть небольшой подвох. Заводя такой блог во Фринете, авторы обычно хотят придерживаться правил игры, то есть стремиться к полной анонимности. В идеале нужно писать так, чтобы нельзя было установить страну проживания, область деятельности, круг интересов и вообще какие-либо индивидуальные особенности. Так как соблюсти всё это практически невозможно, авторы таких блогов приходят к некоторому компромиссу и избирают себе с оговорками круг допустимых тем.
4. Есть энтузиасты, которые размещают на своих страницах защищенные копирайтом фильмы или музыку для скачивания. Некоторые даже это скачивают, несмотря на то, что время скачивания фильма средней продолжительности исчисляется месяцами.
5. Довольно обширную категорию представляют собой конспирологические сайты. Среди русскоязычных сайтов таковых большинство, причем их содержание отнюдь не эксклюзивно, те же произведения (про информационное зомбирование, теорию заговора и т.п.) вполне доступны в большом Интернете и, видимо, скопированы именно оттуда.
6. Есть политические ресурсы – в том числе страницы-зеркала, дублирующие для надежности те, что расположены в Интернете, – например, иранские блоги. Есть также агрегаторы материалов по различным политическим течениям.
7. Наконец, во Фринете много порноресурсов, есть, в частности, детская порнография. Последнее маргинализируется в результате самоорганизации сообщества: многие индексы принципиально исключают эту категорию и не дают ссылки на подобные страницы.
Из-за технического несовершенства и малосодержательности (большую часть информации проще всего найти в обычном Интернте) Фринет вызывает скепсис у пользователей, которых ограничение интернет-свободы затронуло слабо и которые зашли туда просто из любопытства. Хотя есть вероятность, что новости о создании кибердружин и «Лиги безопасного Интернета» повысят среди русскоязычных пользователей интерес к анонимным сетям.
Проект, между тем, продолжает развиваться. У него даже есть штатный разработчик, известный под псевдонимом Toad (англ. «жаба»). Вики-энциклопедия по Фринету дает ему следующую характеристику: «Toad, он же Мэтью Тоузлэнд (Matthew Toseland) — ручная фринетовская амфибия-кодер, которая занимается Фринетом в режиме полной занятости (теоретически) и труд которой оплачивается из пожертвований. Страстный поборник даркнета, стремится адаптировать Фринет для использования во враждебной среде». В концепции Фринета это ключевые пункты. Враждебной средой (hostile environment) называются страны, в которых власти прямо или косвенно стремятся запретить своим гражданам использовать Фринет. В настоящий момент во фринетовском списке упоминаются Китай, Иран, Франция, Великобритания, США, а также ЕС: Китай и Иран – на основании общей тенденции к блокированию контента, а остальные в связи с враждебным отношением к развитию пирингового программного обеспечения, затрудняющего борьбу против нарушителей копирайта.
Даркнет, соответственно, представляется наиболее надежным, пусть и весьма неудобным, способом обеспечить анонимность во враждебной среде. Сейчас одна из главных задач разработчиков состоит в том, чтобы воспрепятствовать блокировке доступа к Фринету, как это уже было в Китае в 2005 г. Позднее, в версии Freenet 0.7, это удалось обойти благодаря разработке и использованию методов стеганографии, позволяющим, в отличие от простой шифровки, скрывать сам факт передачи данных.
При таком подходе маловероятно, что Фринет в ближайшее время станет массово популярным, быстрым и удобным в использовании. С другой стороны, его разработчики ставят перед собой и совершенно определенные задачи, решение которых способствует достижению некоторых целей, а также разработке аналогичных проектов.