будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Аналитика
Грант Чарльз

Новая Россия и что с ней делать

Дмитрий Медведев сравнивает «8/08», день нападения Грузии на Южную Осетию, с 9/11. Российский президент прав в том, что война в Грузии и то, как на неё отреагировал Запад, фундаментально изменили мировоззрение многих россиян. Их раздражает, что для большинства жителей Запада демократическая Грузия стала жертвой империалистической агрессии со стороны своего гигантского соседа. В реальности же, с точки зрения многих россиян, маленькая Южная Осетия подверглась бесчеловечному нападению армии под предводительством сумасшедшего националиста Михаила Саакашвили. Они убеждены, что такой близкий союзник США, как Грузия, не направил бы войска в Южную Осетию без содействия Америки. Война чрезвычайно способствовала как параноидальному настрою России в отношении Запада, так и тому, чтобы многие россияне ощущали себя жертвами.

В сентябре, в рамках клуба учёных и журналистов «Валдай», я встретился с Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным и главными министрами. Основная мысль их высказываний была противоречива. Российские лидеры держались весьма развязно и самонадеянно, но в то же время казались до странности неуверенными в себе.

Мы услышали гневные обвинения в адрес Запада и в особенности - США. «Урок кавказской войны рассеял наши последние иллюзии относительно ценности существующей системы безопасности - мы думали, что она может быть справедливой и зрелой и поддерживать баланс между главными игроками, - сказал Медведев. - Но на самом деле нынешняя структура безопасности работает неисправно, приводя к конфликтам, изменению границ и кровопролитию, - так что нам нужна новая». Он потребовал проведения конференции по теме безопасности, которая бы собрала государства Европы и региональные организации (и – в подтексте – умалила бы роль НАТО).

Иногда Путин говорил мягко. Например, хотя некоторые российские политики поговаривают о том, чтобы отобрать Крым у Украины, он подчеркнул, что Россия признает украинские границы. Но Медведев – которому, в отличие от Путина, нужно заслужить репутацию «крепкого орешка» - делал акцент на том, что сфера влияния России простирается далеко за её границами. «Есть много других интересных мест в мире, где у власти находятся правительства, с которыми нас связывают дружеские отношения. И если они считают для себя возможным развивать с нами экономические, гуманитарные связи, военные связи, мы не будем от этого отказываться. В 90-е годы мы не могли себе этого позволить». Так, Россия послала в Венесуэлу свои военные суда и бомбардировщики для проведения учений. И она декларирует свои «привилегированные отношения» с Балканами: один из министров говорил о миссии России, заключающейся в том, чтобы воспрепятствовать рождению «Великой Албании».

Кремлевские политтехнологи заявили, что Россия отвернется от Запада и будет проводить новую, «многовекторную» внешнюю политику, основанную на более близких отношениях с Китаем, Ираном, арабским миром и Турцией. Они даже говорят, что если бы Украина попыталась присоединиться к НАТО, то это бы спровоцировало войну между Россией и США.

Однако, несмотря на эти громкие слова, российские лидеры выгляди обеспокоенными экономическими последствиям плохих отношений с Западом. Медведев признал, что война способствовала падению фондового рынка (с мая по сентябрь он упал на 50%). Путин согласился с тем, что инфляция – приближающаяся к 15% - представляет собой серьезную проблему. Но по-настоящему Медведева и либеральных технократов из его окружения беспокоит сложнейшая долгосрочная задача модернизации экономики. России необходимо провести диверсификацию экономики со снижением относительной значимости углеводородного сектора, развивать сферу услуг и улучшить свои невысокие результаты в области инноваций. Российские лидеры одержимы идеей значимости передовых технологий и отдают себе отчёт в том, что вне немногочисленных областей типа авиакосмической промышленности они могут похвастаться немногим.

Путин заявил, что де-факто США возродило систему блокирования экспорта высоких технологий в Россию, восходящую к эпохе холодной войны и КОКОМ. Один из его министров сказал, что «Ростехнологии» - новая государственная корпорация, предназначенная для того, чтобы содействовать развитию инновационных технологий, – не имеет шансов на успех без сотрудничества с западными фирмами. Медведев, имеющий опыт работы в корпоративном мире и тесные связи со многими крупными бизнесменами, кажется, осознает уязвимость страны. Он с воодушевлением говорит о необходимости установить верховенство закона в России, чтобы она стала привлекательной для внутренних и иностранных инвесторов. В российской системе премьер-министр должен отвечать за экономику, а президент – заботиться о безопасности, но сейчас кажется, что они поменялись местами.

Оба лидера не уставали повторять: «Не ведите себя с нами так, как будто мы Советский Союз». Медведев, которого Путин описал – пожалуй, несколько покровительственно – как человека «либерального, современного, образованного, демократичного», даже сказал, что ему «не нужна милитаризированная страна за «железным занавесом», я в такой стране жить не хочу, просто скучно, не интересно, я жил в такой стране… У России совсем другие ценности <нежели у Советского Союза>». Однако же российское государство продолжает действовать в советской манере: используя телевидение для вбрасывания пропаганды, подавляя оппозиционных политиков, донимая иностранных инвесторов, направляя танки на территорию соседей и поддерживая некоторых из самых деспотичных лидеров в мире (в таких странах, как Узбекистан, Зимбабве и Бирма). Недавнее убийство ингушского журналиста Магомеда Евлоева (точнее - издателя – «Полит.ру») особенно бросает в дрожь: после произошедшей во время полёта ссоры с президентом Ингушетии его затолкали в милицейскую машину, а потом застрелили.

Но, с другой стороны, Запад должен принять некоторую ответственность за то, что отношения с Россией находятся в таком ужасном состоянии. Решение разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше – пусть и направленной на Иран, а не на Россию – было чересчур вызывающим и только подпитывало страх России оказаться в окружении. Крупнейшей ошибкой Америки было добиваться расширения НАТО на территорию Украины (и Грузии, хотя последнее было менее болезненно для россиян). Россия не должна иметь права вето на вступление стран в НАТО, но этот ход был неблагоразумен по трём причинам. Большинство украинцев против членства в НАТО. Включение Украины в НАТО может нанести ущерб авторитету альянса, поскольку пятая статья устава (обязательства по взаимной защите) не может, скорее всего, быть приведена в исполнение в местах типа Крыма. И, наконец, это упрочило бы позиции националистов, выступающих в пользу жёсткого курса, в России – стране, чьей истории и религии было положено начало на Украине и чья оборонная промышленность и флот частично базируются там же.

Сейчас западный подход к России должен сочетать и кнут, и пряник. Экономические связи должны поощряться. США неблагоразумно препятствует вступлению России во Всемирную торговую организацию, по видимости, в наказание за войну. Но если бы Россия входила в состав ВТО, это связало бы её многосторонними правилами, и влияние крупных бизнесменов, лоббирующих более мягкую внешнюю политику, заметно упрочилось бы. Контакты в рамках гражданского общества должны поощряться; предложение отказывать простым россиянам в выдаче виз, выдвинутое лидером консерваторов Дэвидом Камероном, нелепо.

Запад должен поддерживать политический диалог с Россией на высшем уровне, потому что он нуждается в помощи Москвы в таких вопросах, как Афганистан, Иран, терроризм и изменение климата (со времен войны ни один американский чиновник высшего уровня не посетил Москву). США должны повременить с установкой противоракет в Польше: в настоящее время в Иране нет ракет, которые бы угрожали Западу. При закрытых дверях западные лидеры должны сказать России, что они готовы забросить планы расширения НАТО, - но только если Россия даст им взамен что-нибудь важное, как, например, поддержит косовскую миссию ЕС или подпишет соглашение об ограничении числа войск, размещенных в Южной Осетии и Абхазии. По моему предположению, Россия готова на многое ради того, чтобы угроза экспансии НАТО была снята.

В то же время НАТО следует серьезно отнестись к защите территории уже существующих членов. Прибалтийские государства, на территории которых живет многочисленное русское меньшинство, должны быть подстрахованы. Во многих отношениях НАТО оказалось настоящим победителем кавказской войны: после двух десятилетий без сколько-нибудь ясной миссии ему удалось вернуться к прежней, состоящей в защите своих членов от потенциальных агрессоров.

ЕС следует сделать две вещи. Во-первых, он должен интегрировать Грузию и Украину в сколь возможно большую часть своей политики, включая внешнюю политику, при этом предлагая Украине отдаленную перспективу членства, если и когда она докажет свою пригодность для этого (такое предложение вселило бы в Грузию надежду, что однажды они также смогут претендовать на членство). Во-вторых, он должен ускорить осуществление планов, касающихся единого энергетического рынка, - включая так называемое разделение поставщиков и распределительных сетей – чтобы интересы государств-членов в отношении России были сходны. По некоторым энергетическим вопросам правительства стран ЕС должны позволить его институтам вести переговоры с Россией от их имени.

Хотя многие внутренние события в России неприятны Западу, он мало что может с этим сделать. Любая попытка подтолкнуть Россию к либеральной демократии дала бы обратный эффект. Но повлиять на внешнее поведение России Запад может и должен.

Главный имеющийся у Запада кнут – экономический. При закрытых дверях западные лидеры должны сказать Путину и Медведеву, что есть черта, которую нельзя переходить. В частности, Россия должна с уважением относиться к независимости и территориальной целостности таких стран, как Беларусь, Грузия (за вычетом Абхазии и Южной Осетии, потерянных для Тбилиси навсегда), Молдова и Украина. Если бы Россия и перешла за эту черту, Запад не смог бы прекратить с ней торговлю (ЕС нуждается в российском газе не меньше, чем «Газпром» нуждается в европейских потребителях), но США и ЕС должны были бы наложить ограничения на российские компании, пытающиеся инвестировать или зарабатывать деньги на их рынках. А также они должны были бы ограничить передачу России технологий.

Несмотря на свою местами эмоциональную риторику, взгляд российских лидеров на международные отношения очень реалистичен. Если Запад способен занять жёсткую, честную и последовательную позицию, русские будут его уважать. В минуты спокойствия российские лидеры, вероятно, знают, что они нуждаются в Западе больше, чем Запад в России.

Чарльз Грант – директор Центра европейских реформ (Лондон), участник клуба «Валдай»

См. также:

  • Рейн Мюллерсон. Мир после российско-грузинской войны
  • Пол Гиллеспи. Евросоюз и Россия после Грузии
  • Дмитрий Травин. Российская экономика на фоне кавказской войны
Грант Чарльз
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).