будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Аналитика
Джаханбеглу Рамин

Новый Ближний Восток: интеллектуалы и демократия

Новый Ближний Восток: интеллектуалы и демократия
democracykid
Фото: Андрей Стенин/РИА Новости

Каким бы ни был исход смуты в Египте и в других частях Ближнего Востока, ясно, что регион вступает в новую историческую фазу. Кроме того, эпоха перемен, наступившая через сто лет после того, как арабы стали подумывать о независимости от Османской империи и Европы, – это определяющий момент в истории деятельности интеллектуалов. Именно в такие моменты писатели и мыслители — арабские, турецкие и иранские — получают возможность показать, достаточно ли критически они настроены, чтобы приблизить свое общество к демократии.

Открыто высказывающиеся интеллектуалы в любом обществе играют решающую для таких перемен роль. Но много десятков лет интеллектуальные элиты тормозили развитие этого региона, потому что они отказались от своей критической независимости, променяв ее на догмы идеологий вроде марксизма-ленинизма или исламизма. В результате эти интеллектуалы были не столько деятелями просвещения, сколько слугами власти, которые в основном просто перетолковывали местные политические реалии в соответствии со своими целями, вместо того чтобы во главу угла своей науки и профессиональной деятельности ставить этические проблемы и критический подход.

Такая позиция включала в себя определенный договор, согласно которому некоторые интеллектуалы стали символами разочарованных поколений. А взамен они позволяли политическим партиям и мусульманскому духовенству использовать себя как инструменты организационной власти и политического контроля. Вместо того чтобы говорить правду о власти (как, например, Вацлав Гавел и Эдвард Саид), они предпочли распространять идеологические призывы. В этом качестве они представляли себя хранителями «истинного» дела социалистических, националистических или коммунистических движений в противоположность коррумпированным политикам, которые готовы идти на неприемлемые политические компромиссы.

Ближневосточные интеллектуалы ставили свои всеобщие концепции модернизации (которые могли быть оформлены в терминах либерализма, национализма, фашизма или социализма) выше демократии, поэтому эта, на первый взгляд, «оппозиционная» интеллектуальная практика в итоге ставилась на службу квазитеологическим догмам государства и партии или «политики движений»[1].

Изменения в элитах

Такие концепции не могли пользоваться успехом даже внутри своей собственной системы — прежде всего, потому что они исходили из западных идеологий и не могли укорениться в ближневосточных обществах. Там они искажались и оказывались непригодными, в результате чего исламизм приобрел репутацию единственной надежной идеи. Внутри влиятельных исламистских движений сформировались свои собственные элиты, которые очень напоминают их секуляризованных оппонентов. Это говорит о том, что сейчас происходит масштабный процесс де-факто секуляризации, в результате которого вероятность того, что элиты в странах вроде Египта, Ирана и Турции будут поддерживать радикальный ислам, скорее уменьшается, нежели возрастает.

Эти тенденции свидетельствуют о том, что авторитарная модернизация на Ближнем Востоке себя исчерпала. Кемализм в Турции начал уступать нетеократическому исламу Партии справедливости и развития; благодаря этому стало формироваться более открытое общество. В Иране молодое и энергичное гражданское общество стремится к ненасильственной и секуляризованной демократизации исламского режима. И сейчас арабский мир демонстрирует огромный потенциал для массовой мобилизации сил против притеснения и за демократию.

Более высокий уровень

Развивающиеся идеи и разворачивающиеся на Ближнем Востоке события бросают общественным деятелям и интеллектуалам новый вызов. Вопрос в том, какую роль они играют в демократической эволюции своих обществ: могут ли они предложить что-то помимо политических мнений и договоров с властью? Могут ли они реагировать на изменяющиеся обстоятельства с этических позиций, чтобы практически (а не в качестве политических агентов) бороться против тирании в любой форме?

На самом деле, подлинная борьба общественных деятелей и интеллектуалов на Ближнем Востоке — это этически допустимое ненасильственное противостояние несправедливости и давлению и поддержка демократии. Такая борьба требует храбрости; нельзя делать уступки политическим элитам, потому что здесь, чтобы создать и поддержать новые сферы демократии, требуется переход на более высокий уровень и выход за пределы частных интересов.

Ненасильственный подход здесь представляется ключевым пунктом. Как показывают события на каирской площади Тахрир 2 февраля 2011 г., чтобы общество достигло демократической зрелости, насилие нужно преодолевать. Народные движения по всему Ближнему Востоку вновь выдвигают на повестку дня вопросы о прогрессе и демократии, и интеллектуалы получают возможность сыграть важную роль в тех изменениях, к которым они стремятся, – на этот раз освободившись от кандалов прошлого.

 

Рамин Джаханбеглу (Ramin Jahanbegloo) — профессор Центра этики Университета Торонто (Centre for Ethics at the University of Toronto). Был профессором демократии на кафедре имени Раджни Котхари в Центре по изучению развивающихся обществ (Centre for the Study of Developing Societies) в Нью-Дели. Автор двадцати книг, в числе которых “India Revisited: Conversations on Contemporary India” («Возвращаясь к Индии: Беседы о современной Индии», Oxford University Press, 2007). Его вебсайт: Jahanbegloo.com

[1] Movement politics – понятие, введенное философом Ричардом Рорти; этому противопоставляется campaign politics, политика кампаний (Richard Rorty, Achieving Our Country, 1998; Обретая нашу страну. М., 1998). Как поясняет социолог Зигмунд Бауман, «Первый тип – у вас есть конечная цель (идеальное общество), к которой вы идете и которую вы четко представляете. В этом случае цель оправдывает средства. Второй тип – вы просто боретесь против всякой несправедливости, которую видите».

Джаханбеглу Рамин
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).