В четверг, 2 декабря, будет назван лауреат литературной премии «Букер — Открытая Россия», которая присуждается за лучший роман года на русском языке.
Среди авторов вошедших в шорт-лист одно из самых загадочных имен - Олег Зайончковский. Некоторые обозреватели даже полагали, что это псевдоним и роман «Сергеев и городок» написал известный автор. Однако Зайончковский существует на самом деле, и корреспонденту «Полит.ру» удалось взять интервью у, возможно, будущего победителя русского «Букера». Беседу вел Тихон Дзядко.
Биографические сведения о Вас крайне скудны - расскажите немного о себе; как Вы пришли к литературе, давно ли пишете?
Сведения скудны, потому что биография скудная. К тому же многое уже стало забываться. Родился я в городе Куйбышеве-на-Волге, в 1959 году, но давно уже живу в Подмосковье. Образование среднее. Работал репрографистом, слесарем-испытателем, мастером по ремонту ТСП (технически сложных приборов). Женат первым браком, счастливо.
Пишу уже года четыре, а пришел к этому занятию практически бессознательно. Думаю, что не я пришел к литературе, а она ко мне. Написал, прочитал, неожиданно понравилось. С тех пор так и повелось: писать я люблю не очень, но читаю себя с удовольствием.
«Сергеев и городок» - это первый Ваш опубликованный роман и – первый ли написанный Вами роман вообще?
Первый из написанных и второй из опубликованных, если считать полноценной публикацией половину романа «Петрович», напечатанную в журнале «Октябрь».
Что для Вас попадание в шорт-лист премии «Букер»?
Прежде всего, по выражению А.Немзера, «актуализация» меня как автора.
Надеетесь ли Вы на победу?
Вопреки здравому смыслу – надеюсь.
Ваш прогноз - кто станет победителем? Почему?
Аксенов. И если не станет, я буду очень удивлен.
Расскажите о Ваших литературных предпочтениях, какая литературная традиция для Вас актуальна?
Люблю и перечитываю старую русскую прозу. Не столько даже художественную, сколько документальную: воспоминания, письма и прочее.
Какие имена деятелей современной русской словесности вызывают у Вас наибольший интерес?
Имен, достойных уважения, в нашей литературе достаточно. Однако предпочтительного интереса я не испытываю ни к кому.
Как Вы оцениваете современную литературную ситуацию? Это закат романа или, наоборот, новый расцвет?
Хлопоты о судьбах романа и чистоте его формата приурочены у нас к раздаче букеровских слонов. Я-то думаю, что роман в своем каноническом виде переживет всех оппортунистов, включая меня. Что же до современной литературной ситуации, то здесь впору говорить не об упадке романа, а о его засилье – в ущерб остальным прозаическим родам.
Для Вас актуальны отношения «художник и власть», или они уже успели стать застывшей схемой?
Схема застывшая: российские власти не препятствуют моим творческим устремлениям, однако и никак не пособляют.
Как, на Ваш взгляд, литература связана с общественным и политическим контекстом эпохи?
Я бы сказал, не связана, а впряжена в этот контекст. Эпохи, сменяя друг друга, нахлестывают бедную литературу, требуя от нее то «значимого содержания», то «актуальности», то каких-то «откровений». А ей бы попастись на воле да хороших текстов нагулять.
Городок, о котором идет речь в романе, - единственный в своем роде или это лишь один из бесчисленных таких же русских городов?
Описанного мной городка даже и вовсе нет в России. Он – плод моего воображения и существует только в романе.
Прокладывается ли в романе оппозиция провинция-город? На чьей стороне выигрыш?
Названная оппозиция проложена в жизни общества, но она носит, на мой взгляд, больше ритуальный характер. В романе я использую ее лишь для создания метафоры.
Судьба Сергеева не до конца ясна читателю. Он погибает в конце романа?
Тут уже читателю самому решать. Хотя я лично думаю, что Сергеев бессмертен.
Сергеев - какой он из себя? Это идеальный, почти утопический герой, или некто другой?
Сергеев не утопический герой, а эпический. А каков он внешне, мне сказать трудно: я был внутри него, когда писал.
Как бы Вы могли ответить на обвинения Никиты Елисеева в "цивилизованном черносотенстве" и "социальном самодовольстве"?
Ну что тут ответишь? Категорически не согласен.
Один из критиков в своей статье с уверенностью заявляет, что в Вашем романе говорится "о возможности сохранить человеческое достоинство и при этом быть счастливым". Насколько это верно?
ТОЛЬКО сохранив человеческое достоинство, можно быть счастливым.
При чтении романа многие сразу вспоминают Шукшина. Насколько это верно? Он сильно повлиял на Вас?
С литературным творчеством Шукшина я практически не знаком, поэтому повлиять на меня он никак не мог. И, кстати, Андрей Семенович Немзер нашел у нас с Василием Макаровичем глубокое несходство.
Расскажите о Ваших дальнейших планах – Вы пишете что-то еще? Когда выйдет новая книга?
Пишу, конечно, что мне теперь остается.
Новой книгой моей будет роман «Петрович» в полной версии. Выйдет он в издательстве «О.Г.И.», а когда -- точно не скажу. Во благовременье.