В субботу, 18 августа, пройдут выборы в нижнюю палату парламента Казахстана – Мажилис. Это будут первые выборы по обновленной Конституции Казахстана, на которых почти все депутаты (98 из 107) будут избираться по партийным спискам (на 9 оставшихся мест депутаты будут избраны Ассамблеей народа Казахстана, которая делегирует своих представителей 20 августа). О смысле происходящего рассказала «Полит.ру» Наталья Харитонова, руководитель аналитического отдела ИАЦ МГУ.
Каково будет значение нижней палаты парламента после принятых Назарбаевым поправок в Конституцию?
В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Казахстан, нижняя палата Парламента, Мажилис, стала обладать более широкими полномочиями, чем это было ранее. Речь идет о перераспределении части полномочий Президента в пользу Парламента. Последний получил возможность формировать Правительство, две трети Конституционного Совета, ЦИКа, Счетного комитета. Именно Парламент будет контролировать работу этих структур. Назначение премьер-министра будет производиться Президентом РК только с согласия Мажилиса. Фактически мы наблюдаем усиление нижней палаты, в перспективе знаменующее собой переход к президентско-парламентской системе.
Зачем была введена пропорциональная избирательная система?
Во-первых, пропорциональная система – это оптимальный механизм проведения общенациональных выборов для стран становящейся демократии. Это общепризнанный факт. Именно пропорциональная система позволяет создать конструктивный представительный орган в среде слабой партийной активности. Государство понимает, что в условиях, когда партийная традиция только формируется, партии, в частности те, которые занимают ниши вокруг «партии власти», но не являются в полном смысле оппозиционными, нуждаются в поддержке. Во-вторых, что, на мой взгляд, более актуально для РК на данном этапе, пропорциональная система позволит, с одной стороны, контролировать региональные элиты, а с другой стороны, втянуть их в общенациональный политический процесс в составе определенной партийной структуры. Скажем, партийные модели, в которых тон задавали региональные элиты, не раз были опробованы на постсоветском пространстве и работали достаточно эффективно.
Сколько партий пройдут в парламент?
Вариантов на самом деле немного. Полагаю, что в Парламент пройдут, кроме партии «Нур Отан», еще, возможно, 2 партии.
Пройдёт ли в парламент оппозиция, если да, то кто именно? И почему?
Думаю, в Парламент пройдет ДПК «Ак Жол», которая, замечу, относит себя к конструктивной оппозиции, и ОСДП – назовем ее казахстанской оппозицией. Одна из коммунистических партий бойкотирует выборы именно потому, что не видит возможности прохождения в Парламент в нынешних условиях. Это тоже позиция, но мест в парламенте она им не прибавит.
Такой расклад сил в новом парламенте вполне соотносится с теми целями, которые ставит перед собой политическая элита Казахстана. А именно – Парламент, в котором определенное, пусть и небольшое количество мест будет занимать казахстанская оппозиция. Не будем забывать и о желании Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году.
Ряд экспертов полагает, что возможен вариант, при котором ни одна из оппозиционных партий не сможет преодолеть 7% барьер и партия «Нур Отан» станет единственной партией, прошедшей в Парламент. Об этом, кстати, свидетельствуют последние опросы, проведенные в регионах.
Действительно ли голоса, которые были бы отданы за неучаствующую оппозиционную компартию, могут перейти к провластной?
На прошлых парламентских выборах Компартия шла в блоке с партией «Демократический Выбор Казахстана». Это означает, что даже если бы коммунисты и отдавали голоса, то явно не провластной партии. Тем более, что глава компартии, бойкотирующей выборы, уже призвал своих избирателей голосовать за ОСДП.
Как изменится состав нижней палаты по сравнению с предыдущим составом? Не только в партийном, но и в социально-демографическом, профессиональном, социокультурном аспектах?
Если учесть, что «правящая» партия неизбежно составит парламентское большинство, особых изменений ожидать не стоит. Коррективы возможны лишь в связи с введением пропорциональной системы.
Что касается оппозиционных партий, в случае, если они преодолеют 7% барьер, здесь не будет одномандатников, а значит, будет больше тех, кто принимал более активное участие в партийной жизни, люди известные. Что касается «правящей партии», то здесь изменения все же ожидаются, хотя и незначительные. Еще в процессе составления партийных списков НДП «Нур Отан» заявила о своем намерении соблюсти гендерное, возрастное и этническое равенство. Так, что, возможно, состав депутатского корпуса будет немного откорректирован.
Кроме того, накануне выборов в партию вступили многие известные политики и государственные деятели – Токаев, Тасмагамбетов, Келимбетов и другие. Это непременно «освежило» в целом партийные ряды, однако как это скажется на общем «окрасе» депутатского корпуса – неизвестно. На мой взгляд, внимание следует сосредоточить на другом: как будет вести себя партия в послевыборный период. Будет ли она модернизировать свою структуру, корректировать идеологию, оптимизировать работу с избирателем и т.д.?
В чем будет роль «национальной» квоты в нижней палате?
Предполагается, что теперь этносы, проживающие в Казахстане и имеющие статус национальных меньшинств, получат возможность прямо проводить свои интересы через парламент. Однако здесь мы наталкиваемся на явное противоречие. Напомню, что в соответствии с уже упомянутой конституционной реформой, Ассамблея народов Казахстана была переименована в Ассамблею народа Казахстана. То есть предполагается, что народы, проживающие в Казахстане с момента принятия поправок, есть единый народ Казахстана, нация-согражданство. Нация, как она понимается на Западе. Однако таким образом выходит, что каждый делегат от Ассамблеи представляет не интересы своего этноса, а интерес казахстанского народа в целом. То есть первоначальное предположение о том, что теперь каждый этнос получит возможность проводить свои интересы через законодательный орган несостоятельно. Тем более что этносов, проживающих в Казахстане, несоизмеримо больше, чем предоставляемая «национальная» квота, и никакой речи о пропорциональности представительства идти не может. Просто таким образом увеличивается представительство в Парламенте некоторых этносов. Кандидатами от Ассамблеи выдвинуты представители уйгурского, украинского, немецкого, русского, белорусского, казахского, узбекского, балкарского и корейского этносов. Этот состав был назван сбалансированным.
Важно понимать, что «национальная» квота – это не то, что мы с вами привыкли понимать под этим термином. Здесь работает несколько иной механизм. При этом здесь РК столкнулась с проблемой, когда члены Ассамблеи голосуют дважды – сначала по партийным спискам, а затем за кандидатов от Ассамблеи – это нарушение законодательства.
Может ли новый состав нижней палаты как-нибудь повлиять на изменение отношений с Россией, на судьбу русскоязычного населения Казахстана?
Дело в том, что нижняя палата Парламента фактически не имеет рычагов влияния на проведение внешней политики государства. Президент РК лично назначает главу внешнеполитического ведомства, и модерирование внешнеполитической деятельности – исключительно его прерогатива. Следовательно, «постоянство» российского вектора будет зависеть от Нурсултана Назарбаева. Это означает, что есть все основания полагать: политика «многовекторности» с реальным упором на развитие казахстанско-российских отношений по-прежнему будет доминировать. Вряд ли здесь нас могут ожидать сюрпризы. Это возможно лишь в случае мощной дестабилизации в регионе, когда разом обострятся отношения между всеми центральноазиатскими государствами, и куда естественным образом окажется втянутой Россия. Но будем оптимистами.
Что касается проблемы русскоязычного населения, это, по правде говоря, больше проблема России, нежели проблема законодательной ветви власти Казахстана и уж тем более – внешнеполитического ведомства РК. Нужна системная работа и на уровне Межпарламентской Ассамблеи СНГ, и с русскими общинами внутри Казахстана. А уж потом речь должна идти о работе по формированию нового корпуса законодательных актов по вопросу статуса русского языка, защите русскоязычного населения и т.д.
В какой степени изменения в политической системе Казахстана, новые выборы повлияют на роль родственных, клановых элементов в политике и экономике страны? Можно ли ожидать дальнейших атак на «олигархические» группы республики?
Давайте условимся, что в данном случае мы имеем ввиду группы влияния. Комплекс мероприятий по сокращению групп влияния была проведена в республике заблаговременно, перед парламентскими выборами. Любые попытки дестабилизации предвыборной ситуации достаточно успешно пресекаются. Как будет развиваться ситуация дальше, сказать достаточно сложно. Многое будет зависеть от результатов выборов и от того, какие изменения произойдут в правительстве и на местах. Ясно одно – власть в стремлении обезопасить себя и в целом стабилизировать ситуацию старается «развести» финансово-промышленный сектор и политическую сферу.
Каких еще реформ политической и экономической системы Казахстана можно ожидать в ближайшие годы?
После принятия пакета поправок в Конституцию РК следует ожидать как изменений, касающихся уточнений и детализации уже принятых актов, так и принятия новых. В Казахстане идет административная реформа, направленная на оптимизацию системы государственного управления, в частности, постепенно вводится система выборности акимов (глав местных администраций). Реформируется судебная система. В экономической сфере также происходит ряд принципиальных изменений, сказывающихся на характере всей экономической жизни республики. При активном участии государства идет формирование новой корпоративной системы управления государственными активами через государственной холдинг «Самрук», несырьевыми отраслями – через Фонд Устойчивого Развития «Казына». В структуре последнего важное место занимают инновационные проекты. В целом крупные изменения ожидаются в самом характере экономических преобразований. По замыслу казахстанского руководства экономика Казахстана должна перейти на другую базу, в основе которой будут лежать система производственных кластеров.
То есть у Казахстана амбициозные планы, для реализации которых необходим, в том числе, креативный и конструктивный законодательный орган. Сможет ли он эффективно использовать ту часть полномочий, которую перераспределил в его пользу Президент Республики Казахстан, будет ясно в ближайшее время.