В северных горахПакистана возобновились военные действиямежду армией Пакистана и «Талибаном»;в этой войне трудно установить, кто накакой стороне, и различить, где победа,а где поражение. Это очень сложная смесьвойны и политики, где эпизоды жестокогонасилия чередуются с периодамипереговоров.
Сейчас начинаетсяочередная фаза насилия. В серединефевраля 2009 г. с «Талибаном» было достигнутомирное соглашение о введении шариатскойсистемы в провинции Сват, но не прошлои двух месяцев, как армии вновь пришлосьотражать атаки. «Талибан» нарушилперемирие, попытавшись установитьконтроль над Бунером, который расположенменее чем в восьмидесяти километрах отстолицы Пакистана Исламабада, насеверо-западе. Командующий армиейгенерал Ашфак Каяни заявил, что Пакистанне потерпит вызова, ставящего под угрозусамо его существование.
Но в Зоне племенсеверо-западного Пакистана влияние«Талибана» будут терпеть. В ходе своейпоездки в этот регион в сентябре 2008 г.я видел, как там поддерживают талибов:чтобы их оттуда полностью вытеснить,потребовалась бы огромная волнарепрессий.
Пока этот конфликт невыходит за пределы гор, главное цельздесь – не контроль над территориейкак таковой, а поддержка со стороныместного населения.
На это есть множествопричин. Для начала - даже те пакистанцы,которые недовольны господством талибов,не хотят, чтобы против них велись военныедействия. Еще три причины стоит упомянуть.Во-первых (по крайней мере, как следуетиз интервью, которые я брал на улицах ибазарах), джихад афганских талибовпротив американских «оккупантов» вАфганистане встречает сильнейшееодобрение со стороны жителей СеверногоПакистана; и популярность пакистанскихталибов в значительной мере обусловленаих союзничеством в этом джихаде.
Во-вторых, пакистанскаясудебная система (исключение составляютлишь несколько судов высших инстанций)– это такая коррумпированная, инертная,непроницаемая неразбериха, чтопредложенная «Талибаном» программашариатской судебной системы пользуетсябольшой общественной поддержкой, - покрайней мере, на пуштунских территориях,где я побывал.
В-третьих, оборонныйистеблишмент полон решимости всемиспособами препятствовать союзничествуАфганистана и Индии; они продолжаютпредоставлять убежище подразделениямафганского «Талибана», видя в этомдолгосрочный «стратегический актив»в противовес этой угрозе.
А между тем, чтобы понятьпроисходящее, нужно, в сущности, знатьтолько одну вещь. За прошедшие 9 месяцевя говорил с сотнями пакистанцев всехсоциальных слоев, и подавляющеебольшинство считает: атаки 11 сентябрябыли не актом терроризма со стороны«Аль-Каиды», а инициативой ДжорджаБуша-младшего или Израиля, имеющей цельюсоздать повод для вторжения в Афганистани подавления мусульманского мира.
Безусловно, это мнениеиз области зловредного кретинизма,проистекающего из сочетания надуманной«очевидности» и безнадежно извращенныхмотивировок. Но суть не в этом. Суть втом, что большинство пакистанцев в этоискренне верят – даже в провинции Синд,где я провел прошлую неделю. И в их числовходят люди, которые становятся солдатами,сержантами и младшими офицерами. Еслипонять это, всё встанет на свои места.
В конце концов, если быбританские солдаты были убеждены в том,что война в Афганистане – это продуктчудовищного американского обмана,включавшего в себя сознательное убийствотысяч американских же граждан, неужелиони бы хоть на миг согласились пожертвоватьсвоей жизнью в борьбе с «Талибаном»?
В то же время важно непреувеличивать степень влияния«Талибана». Что бы ни говорила ХиллариКлинтон, нынешний госсекретарь США, о«смертельной опасности», исходящей отПакистана, в настоящее время «Талибан»не в состоянии захватить Исламабад иуничтожить государство. В провинцииПенджаб, где проживает большинствонаселения страны, бывали серьезныетеррористические атаки и влияние«Талибана» возросло; но до сих пор тамне было таких как мятежей, как у пуштунов.А в Синде практически не поддерживают«Талибан».
В Карачи, самом крупномгороде Пакистана, ситуация еще сложнее.Подавляющее большинство тамошнихпуштунов поддерживают партию «Авами»,умеренную нерелигиозную национальнуюпартию, которая сейчас находится увласти в Северо-Западной пограничнойпровинции. Однако «Талибан» всё же началпросачиваться и туда, что способствоваловозобновлению напряженного конфликтамежду пуштунами и мухаджирскимбольшинством, которое состоит из людей,чьи семьи во времена независимостипереехали из Индии, и представленодвижением «Муттахида Кауми».
Во время столкновениямежду «Муттахида Кауми» и пуштунами,произошедшего 29 апреля 2009 г. в Карачи,32 человека были убиты, причем большинствоиз них - пуштуны. Горожане боятся, чтовозобновление межнациональной враждынанесет большой ущерб экономике и чтоиз-за этого пакистанским солдатампридется остаться там, в то время каквоенные силы необходимы для борьбы с«Талибаном» на севере.
Пакистану угрожает нереволюция «Талибана», а постепеннаядестабилизация и терроризм. Даже несмотряна то, что пакистанский президент АсифАли Зардари встретился с Бараком Обамой6 мая в Белом доме, пакистанцы – по винеобстоятельств – будут всё меньшепомогать Вашингтону в борьбе с «Талибаном».
Анатоль Ливен –профессор кафедры военных исследованийв Королевском колледже в Лондоне. Вчисле его книг: TheBalticRevolution («Прибалтийскаяреволюция», YaleUniversity Press,1993), Chechnya:TombstoneofRussianPower(«Чечня:надгробный памятник российскомумогуществу» YaleUniversity Press,1998), AmericaRightorWrong:AnAnatomyofAmericanNationalism («Права ли Америка? Анатомияамериканского патриотизма» OxfordUniversity Press,2004). Его последняя книга (написанная всоавторстве с Джоном Халсманом): EthicalRealism: A Vision for America's Role in the World («Этическийреализм: Взгляд на роль Америки в мире»Pantheon, 2006). В настоящеевремя пишет книгу о Пакистане.