будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Аналитика
Дабагян Эмиль

Под гражданским давлением

Ожидаемое вступление в должность третьего президента России сопровождается дискуссиями о том, какими окажутся акценты внутреннего и внешнего курса страны в ближайшее время. Сам Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал роль ценностей свободы и гражданского общества.

Анализ перспектив взаимоотношений гражданского общества и государства кажется целесообразным проводить с учетом опыта других стран. Мы рассмотрим эту проблему на примере Аргентины, где недавно тоже прошли президентские выборы.

В Аргентине, населенной преимущественно переселенцами из Европы, сбежавшими от преследования властей за свои политические убеждения, гражданское общество имеет давние традиции. Организации, выражающие непосредственные интересы простых людей, стали возникать на рубеже XIX-XX веков. Важно подчеркнуть, что они не инициировались искусственно, по указке сверху, а создавались естественным образом, снизу. При непосредственном участии этих организаций в 1928 году была осуществлена университетская реформа, оказавшая значительное влияние на систему высшего образования в регионе. Весьма примечательно, что старейшая политическая партия, зародившаяся в 1891 году, носит название Гражданский радикальный союз.

Даже в периоды авторитаризма структуры гражданского общества продолжали функционировать. Загнать в подполье удавалось далеко не всех. Более того, именно в годы военного режима (1976-1983) зародилась такая специфическая правозащитная организации, как «Женщины с площади 25 мая». Она объединяла бабушек и матерей тех, чьи внуки и дети погибли от рук палачей либо бесследно исчезли (место, где зародилась организация, названо в память исторического события – восстания 25 мая 1810 года, завершившегося завоеванием независимости).

Бескомпромиссная активность этой организации была одним из факторов, постепенного разрушения основ режима. Из ее рядов вышла, к примеру, видная политическая деятельница Грасиэла Фернандес, потерявшая в эти годы сына. С возвращением страны к демократии структуры гражданского общества вновь проявили себя в полной мере, способствуя укреплению правового государства. 

Потом произошел заметный откат. В 1990-е годы при внедрении неолиберального проекта экономического развития деятельность организаций гражданского общества оказалась менее востребованной. Затем некоторые их представители, в частности Грасиэла Фернандес, вошли в правительство Альянса за труд, справедливость и образование. Она заняла пост министра по социальным делам. А профсоюзный вожак Карлос (Чачо) Альварес стал вице-президентом страны. Правда, вскоре он подал в отставку, а коалиция распалась.

С приходом к власти в мае 2003 года левоцентристской команды президента Нестора Киршнера взаимоотношения власти и организаций гражданского общества приобрели качественно иное измерение, стали более тесными. При непосредственном участии этих организаций, в частности, была осуществлена реорганизация Верховного суда, известного до того в качестве средоточия коррупционеров. Процедура выбора новых членов высшей судебной инстанции взамен уволенных за бесчисленные прегрешения и неизменную готовность угодить бывшему главе государства осуществлялась публично и гласно. Двери Национального конгресса, где проходил отбор претендентов на освободившиеся должности, были открыты. Туда мог войти любой желающий. Каждая кандидатура подвергалась тщательной экспертизе, мнение представителей гражданского общества неизменно принималось во внимание при окончательном решении вопроса. Своеобразным «подопытным кроликом», на котором обкатывалась подобная модель, стал университетский профессор Эухенио.Заффарони, первым прошедший сквозь такого рода «чистилище».

В итоге Верховный суд пополнился за счет незапятнанных квалифицированных юристов. В него впервые в истории страны были включены две женщины. Одна из них, Кармен Аргибай, входила ранее по рекомендации Организации Объединенных Наций в состав Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. В период диктатуры на протяжении 9 месяцев она находилась за решеткой.

Неоценим вклад правозащитников в решение вопроса об ответственности за преступления, совершенные при военном режиме. Согласно официальным данным, число жертв репрессий составило около13 тыс. человек. По подсчетам общественных организаций, оно достигло 30 тыс. Если при президенте Карлосе Менеме был принят закон, освобождавший от наказания лиц, причастных к систематическому попранию прав человека, то в 2003 году, благодаря непрекращающемуся прессингу структур гражданского общества, этот закон был пересмотрен. Выступая в ходе бурных дебатов, тогда еще сенатор Кристина Фернандес подчеркнула, что она голосует «с твердым убеждением в необходимости отмены законов, которые в свое время обязывали людей в мантиях не судить убийц простых граждан».

Пойдя на такой шаг, Аргентина привела свое законодательство в соответствие с Международной конвенцией ООН 1968 года о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Вслед за этим грянула череда процессов, когда на скамье подсудимых оказались высокопоставленные лица, независимо от возраста и прошлой должности.

Нестор Киршнер с пониманием откликнулся и поддержал предложение правозащитников о создании Музея в здании печально знаменитой в прошлом Школы механики ВМС, где изуверски пытали людей.

Изложенного выше вполне достаточно для понимания той роли, которую играли и продолжают играть организации гражданского общества в Аргентине. Разумеется, отношения властей с этими организациями не стоит идеализировать, они складывались неровно, подъемы перемежались спадами. Но баланс в целом оказался позитивным и весьма поучительным.

Кристина Фернандес, вставшая у руля государства 10 декабря 2007 года, выражает твердые намерения следовать курсу своего предшественника, в том числе продолжать активный диалог с гражданским обществом. Она неоднократно заявляла об этом в ходе избирательно кампании. Новый президент придает особое значение укреплению связей с женскими организациями, внимательно прислушиваться к их мнению при принятии ключевых решений, касающихся вопросов здравоохранения, просвещения, охраны окружающей среды. И, конечно, социальных проблем.

См. также:

  • Эмиль Дабагян. Испытание для первой леди
  • Бруно Гроппо. Как быть с "темным" историческим прошлым
Дабагян Эмиль
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).