будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Аналитика
Сухов Иван

Пока не перевернули стол: пасьянс Южного Кавказа

«Оранжевый уровень тревоги»

Ситуацияна Южном Кавказе, подогреваемая обоюдной истерикой Москвы и Запада по поводу,соответственно, тактических учений НАТО «Cooperative Longbow/Lancer– 2009» и выдвижением российских пограничников на фактическую границу ЮжнойОсетии и Абхазии с собственно Грузией, близка по накалу к той, что складываласьгод назад, накануне августовской войны. В эти дни, недели и месяцы отполитиков, дипломатов, разведчиков и военных всех заинтересованных стран врегионе и за его пределами требуется необыкновенный такт и профессионализм,чтобы избежать возможных деструктивных и труднообратимых последствий.

НаЮжном Кавказе есть два тесно связанных между собой процесса, несмотря на то,что в центре одного из них находится Грузия, а в центре другого – Армения. Начинаяс осени прошлого года Армения развивает беспрецедентную активность внаправлении сближения с Турцией. 22 апреля 2009 года Ереван и Анкара объявили оготовности «дорожной карты» урегулирования двусторонних отношений, итогомкоторого должно стать, в частности, открытие границы между двумя странами.

Вынужденное сближение

ВМоскве принято считать, что честь запуска этого процесса взаимного сближенияпринадлежит именно России. В сущности, так оно и есть, если считать заслугойстрах, внушенный постсоветским элитам в соседних с Россией странах, военнойоперацией России в Грузии в августе 2008 года. Турция среагировала наавгустовскую войну с опозданием, но весьма небольшим. Можно сколько угодноподтрунивать над «футбольной дипломатией» президента Абдуллы Гюля, приехавшегов Ереван на отборочный футбольный матч чемпионата мира 6 сентября 2008 года. Нов то же время можно поставить сто против одного, что если бы не было 8 августа,этот беспрецедентный визит не состоялся бы. Визит подтвердил: только чтопредложенная «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе» турецкогопремьера Реджепа Эрдогана имеет шанс стать чем-то существенно большим, чемпустой звук в хоре голосов, вызванных российской военной активностью в Грузии.

Дальнейшееразвитие армяно-турецкого сближения оказалось неожиданно динамичным - и дляМосквы, которая несколько раз пыталась и продолжает пытаться перехватить явноускользающую из рук инициативу, и для Запада, который, судя по всему, не имеетединой и четко выраженной позиции, до какой степени он готов поощрять иподдерживать Турцию в этих армянских инициативах. А Турции сейчас как никогдаважно понимать, в какой мере она союзник Запада и в какой – самостоятельнаярегиональная держава.

ЕслиСоединенные Штаты достаточно однозначно высказывают одобрение происходящимпроцессам и успевают компенсировать этикетные разногласия по вопросу обупотреблении слова «геноцид» предметными и оперативными контактами междуГосдепартаментом и дипломатическими ведомствами в Ереване и Анкаре, то Евросоюзсо своим старым комплексом относительно турецкого членства, медлит и наблюдает.

Междутем, от последовательной поддержки кавказских инициатив Турции со стороныЕвропы в довольно существенной степени зависит их успех. Нельзя не учитывать,что в самой Турции есть очень влиятельные силы, которые недовольны курсом насближение и категорически требуют от правительства увязать контакты с Ереваномс решением проблемы Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана, традиционного партнераТурции в регионе.

Националистическаяоппозиция оказывает давление и на армянское правительство: несмотря на то, чтодетали подписанной 22 апреля «дорожной карты» фактически еще не полностьюизвестны, группы ветеранов войны в Карабахе уже объявили ее предательствомнациональных интересов Армении. С учетом того, что президентские выборы вАрмении в 2008 году сопровождались массовыми волнениями с участием карабахскихкомбатантов, это общественное давление Ереван не может не принимать вовнимание. Для Еревана, как и для Анкары, очень важно сейчас позиционирование ихвнешнеполитических партнеров.

Свои ворота вместо соседского окошка

Дажес учетом колоссального политического давления на инициаторов сближения как вАнкаре, так и в Ереване, вероятность прогресса в этом направлении остаетсявысокой, и открытие армяно-турецкой границы при благоприятном развитии событийможет оказаться делом нескольких месяцев. Совсем недавно министерствотранспорта Армении доложило, что оно готово открыть сообщение с Турцией хотьсейчас – коммуникации в порядке, не хватает только ремонта на пропускных пунктах.Открытие границы произойдет тем более верно, если сторонам удастся, как говорятроссийские юристы, тему Карабаха «вывести в отдельное производство».

Карабахможет намертво заклинить переговорный процесс. На сегодняшний день несуществует такого сценария разрешения конфликта, который устроил бы и Армению,и Азербайджан, и сам Карабах в его нынешнем виде (который не следует совсем ужсбрасывать со счетов), и Турцию, как патрона Баку. И Москву, которая надеетсясохранить свое влияние на ситуацию в Карабахе, чтобы иметь рычаг воздействия ина Ереван, и на Баку.

Всущности, именно Москва на сегодняшний день заинтересована в том, чтобыармяно-турецкое сближение оказалось зависимым от пока еще призрачногокарабахского урегулирования. Если Москве удастся слепить проблему Карабаха иармяно-турецких отношений, решение обоих вопросов будет, по сути,заблокировано.

Еслиже переговоры по Карабаху, от которых, вне всякого сомнения, будет зависетьвнутриполитическая стабильность в Армении,  удастся некоторым образом отложить до момента достижения ощутимогопрогресса армяно-турецких отношений (например, до открытия границы), сами этипереговоры окажутся значительно легче. При всем огромном объеме взаимныхпротиворечий и опасений Армении и Азербайджана Армения впервые получитвозможность выйти из осажденной крепости.

Открытиеармяно-турецкой границы в нынешних обстоятельствах будет означать значительноесокращение российского политического и экономического влияния в регионе. Насегодня Россия, которая позиционирует Армению как своего главного союзника наЮжном Кавказе, имеет с ней только воздушное сообщение и уступает в структуреармянского экспорта-импорта странам Евросоюза. Буквально на днях, в начале мая,Россия объявила об окончании ремонта на таможенном терминале «Верхний Ларс» награнице с Грузией, через который теоретически должен пойти наземный грузопотокв Армению и из нее. Однако для начала использования терминала необходимо еще исогласие Грузии на транзит армянских и российских грузов и их таможенноеобслуживание. В Грузии хорошо помнят, что многолетний ремонт Ларса –единственного КПП непосредственно на границе России и Грузии, вне зонгрузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, - длился в несколькораз дольше положенного и очевидно был инструментом экономической блокадыГрузии. В любом случае, даже если движение через Ларс будет  возобновлено, открытие железнодорожного,шоссейного и авиационного сообщения между Арменией и Турцией сведет значениеэтого перехода к минимуму. Пользоваться Ларсом при открытой границе с Турцией –то же, что лазить на улицу через окно соседского дома, пренебрегая прекрасными,удобными воротами собственного двора.

Союз сквозь зубы

Междутем, у Армении есть целый список претензий к России, которые редко озвучиваютсяво время протокольно вежливых встреч Сержа Саргсяна с Дмитрием Медведевым, но,тем не менее, известны в Армении любому, кто хоть чуть-чуть интересуетсядвусторонними отношениями. Эти претензии образуют фон, на котором все болееестественной выглядит активизация векторов армянской внешней политики,альтернативных московскому. В самом общем виде это

--вопрос цены на газ, которую Россия в 2006 году подняла для Армении практическидо рыночного уровня;

--вопрос предприятий, полученных Россией в собственность в счет уплаты армянскихдолгов и так и не получивших обещанного развития;

--вопрос российской военной базы в Гюмри, которая не платит Армении аренды, новызывает раздражение в соседней Грузии, являющейся для Еревана по сутиединственным кроме узкого коридора в Иран окном во внешний мир. Раздражениевозникает и у самих армян, которые все чаще задумываются, окажут ли помощьроссийские военные в случае реальной эскалации войны в Карабахе – или они будутозадачены сохранением нормальных отношений с Азербайджаном – богатейшей странойрегиона, независимым экспортером энергоносителей;

--собственно отношения России с Азербайджаном, трудно совместимые, с армянскойточки зрения, с российской риторикой о союзе с Арменией;

--наконец, вопрос ксенофобии в России, которая, если мы начнем анализироватьполицейскую статистику, затрагивает отчего-то чаще всего именно гражданармянского происхождения.

Опасениерезкого вмешательства России в процесс сближения с Турцией, видимо, было для Ереванане менее мощным стимулом, чтобы отказаться от участия в тактических ученияхНАТО в Грузии буквально за сутки до начала этих учений. Официальной причинойбыло объявлено высказывание генерального секретаря НАТО господина де ХоопСхефера о поддержке альянсом территориальной целостности Азербайджана – всущности, проявление уже упомянутой выше бестактности европейцев. Но самаизначальная готовность Армении, страны ОДКБ, принять участие в учениях, смомента их планирования вызывавших истерическую реакцию Москвы, говорит обуровне отношений «союзника» со страной, претендующей на роль главноговнешнеполитического патрона Армении.

«Перезагрузка» 8 августа 2008 года

Ночем более ощутимым становится прогресс во взаимоотношениях Еревана и Анкары,тем больше возрастает желание Москвы еще раз пересдать кавказскую колоду карт врасчете на то, что пасьянс сойдется более удачно. Скорость сближения Армении иТурции пропорциональна скорости утраты российского влияния в регионе, тогда какв Москве хотели бы достичь обратного результата. Прошлогодняя война до такойстепени заморозила отношения России и Грузии, что всякая надежда Еревана навозобновление наземных коммуникаций с Россией, возможных только через Грузию,угасла. В Москве, скорее всего, понимают, что движение Армении на юг связано с этим.Соответственно, Москва оказывается геостратегически заинтересована в «открытии»Грузии. Похоже, что оно не мыслится московским стратегам без смены грузинскогополитического режима – причем едва ли такой, какой она видится грузинскойдемократической оппозиции, отношение которой к России мало отличается ототношения к ней окружения Михаила Саакашвили. Но внутренняя нестабильностьГрузии, связанная с оппозиционными выступлениями, радует Москву как минимум вкачестве обстоятельства, изнутри расшатывающего противника. А как максимум – вкачестве повода к силовому вмешательству в ситуацию. Парадоксальным образом,эскалация войны может оказаться на руку и администрации Саакашвили: частьтбилисских аналитиков может рассчитывать на то, что возобновление конфликтаспособно отвлечь оппозицию от лобовой атаки на режим.

Россияже стратегически заинтересована в получении контроля над грузинским участкомтрубопроводов между Центральной Азией и черноморско-средиземноморскимбассейном. Этот контроль она может получить, в том числе, и в результате сменырежима в Грузии в своих интересах, и для этого по-прежнему не исключено силовоевмешательство. Этот контроль Россия могла бы получить и разрушив трубопроводы –но это слишком очевидно обрушит ее взаимоотношения с Азербайджаном, главным насегодняшний день наполнителем этих коммуникаций.

Именноюжнокавказские трубы, а не мифический союз с Арменией, являются главнымбезусловным приоритетом России, которая под лозунгом прагматическойпереориентации своей внешней политики на наших глазах превращается из подобияпатриархальной империи в газовую корпорацию, готовую воевать за интересы своегобизнеса. Контроль над грузинскими трубами поставил бы точку в разговорах одиверсификации поставок центральноазиатских углеводородов в Европу и позволилбы «Газпрому» диктовать условия покупки сырья Азербайджану, Туркмении,Узбекистану и Казахстану.

Российскаядипломатическая реакция на учения НАТО в Грузии, ввод пограничных войск вАбхазию и Южную Осетию, вновь перечеркнувший основы мирного плана Медведева –Саркози, пограничные провокации с участием прокремлевских молодежных движений имногие другие признаки демонстрируют, что Россия внутренне готова вновь поставитьсебя вне рамок международного права, как оно понимается в Европе. Этаготовность в совокупности с ясным набором целей, которые так и остались не достигнутымив августе 2008 года, создает как никогда высокую угрозу возобновления военныхдействий в регионе.

Евросоюзи Соединенные Штаты могут сколько угодно сокрушаться, что их партнеры в Москвемыслят категориями колониальной политики двухсотлетней давности. Адекватноотвечать в такой ситуации сможет не тот, кто будет продолжать взывать ксоблюдению приличий, а тот, что найдет возможность оперативно реагировать навызовы. Не исключено, что в ближайшие месяцы или даже недели развитие событий вГрузии заставит Вашингтон и Брюссель отвлечься от раздумчивого сопровожденияармяно-турецкого сближения и принимать стратегические решения относительноГрузии, чтобы не потерять ее из вида на ближайшие несколько лет.

Сухов Иван
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).