Наше общественное мнение с трудом умеет реагировать на несколько информационных поводов одновременно. Несомненно, это обстоятельство было вполне учтено инстанциями, назначившими оглашение приговора Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову на 12 июля, в разгар летних отпусков и на следующий день после финала чемпионата мира по футболу. К тому же внимание публики сегодня закономерно привлечено к другому, несравнимо более громкому процессу над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Между тем дело, рассматриваемое Таганским судом, может иметь для нашей страны не менее долгосрочные и зловещие последствия.
Как хорошо известно, выставка «Запретное искусство» проходила в закрытом помещении в общественном центре, не пользующемся государственной поддержкой. Более того, специально, чтобы избежать даже малейшей возможности оскорбить чувства верующих, организаторы выставки окружили ее плотным занавесом, заглянуть за который можно было только через дырочку, проделанную выше уровня человеческого роста. По сути дела, речь шла о свободе высказывания в пределах собственного дома. Нравственный облик и психическое состояние людей, которые сначала умышленно нарываются на оскорбления, а потом требуют наказать обидчиков, очевидны. Сегодня речь идет о другом.
В нашем обществе развернулась бурная дискуссия: возможна ли экономическая и технологическая модернизация страны без политических прав и свобод. Вероятно, об этом можно спорить, но смешно было бы даже говорить о модернизации без гарантий неприкосновенности частной жизни, свободы совести и свободы мысли. Между тем, я думаю, никто не сомневается, что, добившись обвинительного приговора Ерофееву и Самодурову и получив тем самым сигнал свыше на развертывание репрессий, инициаторы процесса потребуют большего. Они не успокоятся, пока не добьются права контролировать нашу жизнь вплоть до одежды, которую мы носим, пищи, которую мы едим, книг, которые мы даем читать нашим детям дома и в школе. Рассчитывать на то, что это не коснется каждого их нас, столь же наивно, как было предпринимателям семь лет назад воображать, что дело ЮКОСа не имеет отношения к их бизнесу.
Нечего и говорить, что на всех усилиях по исправлению международного образа России и ее интеграции в мировое культурное пространство можно будет поставить крест. Тени куратора и правозащитника, арестованных за частную выставку, будут витать над каждой масштабной культурной инициативой, вроде нынешнего года России во Франции. Причем, в отличие от западных бизнесменов, порою готовых сдать своего ради привлекательных инвестиционных перспектив, люди искусства, культуры и науки обладают долгой памятью, и, в конечном счете, их голоса оказываются слышнее всего. Насколько я знаю, в нынешнем и будущих Сколково ждут ученых с мировыми именами, то есть людей, обладающих определенным уровнем культурных запросов. Кому из них захочется поехать в страну, где сажают за выставки?
Как ни странно, наиболее пострадавшей стороной во всей этой истории, если не считать, конечно, самих Ерофеева и Самодурова, окажется Русская православная церковь, авторитетом которой прикрывают расправу над невинными людьми. Реакцию на это образованной части общества и, в особенности, молодежи нетрудно предсказать. Тем, кому что-нибудь здесь неясно, можно посоветовать взглянуть на сегодняшний Иран, где десятки тысяч молодых людей, большинство из которых пока еще явлются верующими мусульманами, идут под пули и пытки, ради того, чтобы не терпеть наглого и бесцеремонного контроля над собственной жизнью. Понятно, что люди и организации, которые стоят за процессом над Ерофеевым и Самодуровым, именно такого результата и добиваются, но зачем это нужно церкви и государству, я ума не приложу.
Выставка «Запретное искусство» и представленные там работы могут вызывать любые эмоции в диапазоне от восхищения до отвращения, но ни один душевно здоровый человек не может считать уголовные репрессии адекватной реакцией на организацию выставки. Все мы помним, как художников, искусствоведов да и просто любителей искусства арестовывали и шельмовали то за формализм, то за импрессионизм, то за абстракционизм. Именно поэтому мне кажется, что сегодня высказать свое отношение к происходящему стоило бы всем: деятелям искусства, которые неизбежно окажутся на первой линии огня, ученым, над головами которых уже звучат первые раскаты неосталинистких кампаний, да и просто тем, кто дорожит свободой совести и частной жизни.
Но громче всего в защиту гонимых мне кажется, имело бы смысл выступить православным христианам, от чьего имени говорят и действуют сегодня погромщики и их идеологи, наносящие своей вере удар такой силы, какую не могло бы иметь самое возмутительное кощунство, в котором, кстати, Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров совершенно неповинны.
Автор - историк, филолог, профессор Оксфорда и РГГУ, академический руководитель бакалаврских и магистерских программ Факультета государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктор филологических наук.