Лидеры НАТО съезжаются в Лиссабон, чтобы одобрить новый стратегический проект Альянса. Цель проекта состоит в том, чтобы повысить уровень европейской безопасности. Тем не менее, остаются вопросы о том, кто и как будет повышать безопасность в самой Европе. Союзники будут принимать решения о дальнейших натовских операциях и партнерствах, согласовывать дальнейшие действия в рамках миссии ISAF в Афганистане, разрабатывать способы укрепления совета НАТО-Россия и рассуждать о том, следует ли строить по всему альянсу противоракетный щит и если да, то как это сделать. Кроме того, стратегия призвана успокоить восточных членов НАТО: она предполагает «меры по предоставлению гарантий» новым союзникам. Лиссабонский саммит должен дать ответы на многочисленные вопросы, касающиеся будущей роли НАТО, и рассмотреть внешние угрозы, с которыми сейчас сталкивается Европа (такие, как терроризм или распространение ядерного оружия). Но пути к решению проблем собственно на Европейском континенте там практически не обсуждаются.
За последнее десятилетие уязвимость европейской безопасности проявилась не раз: ни НАТО, ни Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не смогли предотвратить войны в Косово и Грузии. Европейской стабильности и экономическому благополучию продолжают угрожать так называемые замороженные конфликты — например, в Нагорном Карабахе, Приднестровье или на Кипре. Более половины столетия США были фактически крупнейшей европейской державой, но теперь они всё больше интересуются Ираном и Дальним Востоком (Пекином). Военное присутствие США продолжает оставаться ключевым фактором безопасности, удерживающим европейские государства от того, чтобы развернуть масштабную войну, но тем не менее нынешнее американское правительство правомерно ожидает от Европы, что она самостоятельно разберется с остальными проблемами на своем континенте. Кроме того, раньше важнейшим фактором безопасности в Европе было расширение ЕС и НАТО, но теперь этот процесс фактически зашел в тупик. Есть отдельные исключения — например, Хорватия, которая должна вскоре вступить в ЕС, - но в целом дальнейшее расширение в ближайшие годы маловероятно. Отчасти причину этого можно усмотреть в том, что США утратили былой интерес к этому региону, но кроме того, здесь виноваты политические элиты таких стран, как Украина и Босния: они зачастую больше заинтересованы в том, чтобы удержаться у власти, нежели в проведении полномасштабных преобразований, а именно это особенно важно для вступления в ЕС. Впервые, два года назад, о несостоятельности европейской безопасности заговорила Россия: она призывала пересмотреть де-юре европейскую стратегию безопасности (парадоксальным образом, именно Москва фактически бросила вызов европейскому порядку, когда в 2008 г. начала войну с Грузией). Россия предлагала заменить НАТО и ОБСЕ на новый договор о безопасности, согласно которому каждая страна в евроатлантической зоне (в том числе и Россия) получит право вето на вступление других стран в те или иные альянсы по обеспечению безопасности. Это предложение почти в точности повторяло идею концерта держав (XIX в.) и в Европе поддержки не встретило. Кроме того, ситуация с европейской безопасностью осложняется тем, что возрастает региональное влияние Турции, и Анкара превращается в упрямого союзника. Турция входит в состав НАТО и всё еще надеется вступить в ЕС, но ее недавние заявления по поводу Ирана и Судана идут вразрез с тем курсом, которого придерживаются ЕС и США.
Такимобразом, Европа не просто в очереднойраз становится многополярной; помимоэтого, континент столкнулся с новымипроблемами, и у него нет механизма, чтобырешить их. Лиссабонский саммит не дастевропейцам таких механизмов: альянссоздавался для того, чтобы защищатьсоюзников от внешних угроз, а не разрешатьих внутренние конфликты. Полемика овнутренней безопасности Европы должнастать предметом другого мероприятия.Но для этого нужно, чтобы в нем участвовалии Россия, и Турция. Именно у них находятсяключи к разрешению замороженныхконфликтов в Восточной Европе и наКавказе; они также могли бы помочь впреодолении боснийского тупика. Впроведении таких переговоров заинтересовансам Евросоюз. Принятая ЕС концепциябезопасности основывается на том, чтов вопросах безопасности предпочтительныневоенные решения. Но это значит, что вЕвропе должна действовать система,основанная на правилах, которая позволилабы свести к минимуму необходимостьиспользования силы. Важнее всего дляЕС сформулировать более эффективнуюсистему, которая помогла бы сгладитьконфликты внутри Европы. Саммит НАТОпредставляется хорошим поводом, чтобыРоссия приняла участие в решении проблем,угрожающих Европе. Теперь Евросоюзуследует начать переговоры с Россией иТурцией, чтобы многополярная Европамогла существовать мирно.
ЯнаКобзова — координатор программы «Россияи Большая Европа» (Russia & Wider EuropeProgramme) Европейского совета по международнымотношениям