В предвыборной кампании на Украине произошло еще одно серьезное увеличение откровенности дискуссии. С большим идеологическим текстом в The International Herald Tribune выступил кандидат в президенты Виктор Ющенко, один из двух основных претендентов на президентский пост, обладающий решительной поддержкой в западных регионах страны и хорошей поддержкой в Киеве и некоторых центральных областях.
“Сегодня под руинами идеологической конфронтации поднимает голову новый противник - политический цинизм, который сделал возможной новую угрозу возникновения биполярной Европы с центрами в Брюсселе и Москве”, - пишет Виктор Ющенко.
Несмотря на дипломатичный антураж высказывания, украинские противники Ющенко смогли зацепиться за ту его часть, которая заключается в резком противостоянии Москве. Кандидат в президенты Украины так изъясняет европейцам угрозу со стороны России:
“Призраки бродят по всей Восточной Европе - призраки дикого капитализма, советского авторитаризма и даже средневекового феодального строя. Вместо построения здания законности отстроены заново марионеточные суды и марионеточные силовые структуры. Вместо народовластия - управляемая демократия, в которой результаты выборов известны заранее. Вместо средств массовой информации - средства массовой пропаганды”.
Важность этого высказывания для предвыборной кампании состоит в том, что Виктор Янукович, противник Виктора Ющенко на этих выборах, в августе строил свою агитацию на жестком различении идеологических платформ, маркируя Ющенко как проамериканского, антироссийского политика, ориентирующегося на грузинский сценарий захвата власти.
В начале сентября, по нашей информации, в штабе Ющенко происходил довольно жесткий разбор полетов, где один из лидеров проющенковского блока “Наша Украина” Игорь Грынив критиковал менеджеров предвыборной кампании за провал в августе. В конце лета рейтинг Януковича заметно подрос, а рейтинг Ющенко не изменился, что подтверждалось не только официальными данными, но и исследованиями обоих штабов.
В сентябре штаб Ющенко сделал выводы, опубликовав ряд “взвешенных” имиджевых интервью в российской прессе, из которых следовало нейтральное, невраждебное отношение к России. Кроме того, на украинских телевизионных каналах вышел большой ролик Ющенко, в котором кандидат в президенты в очень энергичном и хорошо сделанном пафосном антураже сообщил телезрителям, что не нужно надеяться ни на Европу, ни на Россию, а идти своим путем.
На этот раз в тяжелое раздумье должны были погрузиться менеджеры политической кампании Януковича. Дело в том, что дело так могло дойти до полной содержательной неразличимости кандидатов. Именно Янукович, продолжая линию о невступлении Украины в НАТО и интенсивных экономических контактов с Россией, во время олимпийского визита в Грецию заявил, что Украина хочет сближения с Европой, но будет делать это своим путем и на своих условиях.
А при содержательной неразличимости, игре в имидж, Виктор Ющенко явно имеет фору – благодаря более привлекательному “европейскому” внешнему виду, более длительной имиджевой кампании и оппозиционному статусу. В некоторых регионах, в частности во Львове и среди молодежи Киева, Ющенко и вообще считается моральным эталоном в противовес дискредитированному и унылому чиновничьему стилю, олицетворяемому Леонидом Кучмой, чьи выступления, особенно по-украински, вот уже на протяжении 10 лет скучны вне зависимости от содержания.
Оппозиционный имидж Виктора Ющенко – это именно имидж, потому что в объективном плане не слишком много аргументов в пользу того, что один кандидат более втянут украинскую политическую или административную практику, чем другой. И тот, и другой прошли через многолетнюю деятельность в исполнительной власти, в окружении Ющенко множество именно тех людей, которых оппозиция обвиняла в манипулировании свободой слова и всякой иной недемократичности. Януковича в той или иной мере поддерживают действующие “олигархи”, Ющенко – те, кто либо еще только хотят стать олигархами, либо вернуть себе эту позицию. И то и другое почти не оказывает никакого впечатления на избирателей, и даже почти открытая поддержка “демонического” Бориса Березовского или одиозной Юли Тимошенко Виктору Ющенко почти никак не вредит.
Так что призыв одного из кандидатов в президенты к Европе помочь Украине спастись от российского влияния прозвучал как раз вовремя: кампания имеет шансы не ограничиться имиджевыми картинками, а обсудить нечто по-настоящему значимое. В конце концов украинцы вполне имеют право предпочесть отгородиться от “недемократичной России”, усложнив родственные и рабочие контакты, надеясь в вопросе своего благосостояния на европейские и американские инвестиции, а не на индустрию, жестко завязанную на российскую экономику.
Но у России такого выбора нет: потеря Украины будет иметь жестокие последствия, в том числе в плане гуманитарной изоляции и ухудшения связей с объединенной Европой. И тут огромное значение будет иметь стилистика российской власти: если она будет слишком жесткой и авторитарной, направленной против граждан, то это может поколебать и лояльное к России большинство украинцев, которые искренне сочувствовали россиянам во время последних терактов.
Часть российских экспертов и политиков поддерживают Ющенко на том основании, что очередной внешнеполитический проигрыш нынешнего российского режима принудит его к большей открытости и демократичности. Однако, кажется, следует различать игру против политического режима и игру против своей страны.
Европа, со своей стороны, могла бы действительно помочь Ющенко, объявив реалистичные сроки принятия Украины в Евросоюз, но она этого сделать не сможет. Прожект “большой Европы” (с Россией и Украиной) или хотя бы смягчения новых границ, возникших на континенте, не раз обсуждался на встречах Владимира Путина с европейскими лидерами, в частности с Сильвио Берлускони, когда Италия председательствовала в Евросоюзе. Но эта идея пока слишком амбициозная для современной европейской политики. Проект поглощения единой, неразделенной Украины нереалистичен в той же мере.