будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Аналитика
Нуреев Булат Котельников Сергей

Провал второй республики

Стоило в сентябре, за два месяца до выборов президента, начаться заседаниям Верховной рады, как сразу несколько фракций покинуло провластное большинство. Большинство в 301 человек – 2/3 от состава парламента, которое кропотливо собиралось под задачу осуществления украинской политической реформы – любимого детища президента Кучмы, приказало долго жить.

Политреформа вчера и сегодня

 

Политреформа, еще в 2002 году предложенная Кучмой, была призвана превратить Украину в парламентскую республику с правительством, формируемым  большинством, и значительно урезанными полномочиями президента. Оппозиция сразу же обвинила  президента в желании остаться у власти, став лидером провластного большинства, с большими усилиями установленного к тому времени в украинском парламенте. «Злой умысел» президента и стал в итоге главным предметом в обсуждении политреформы, отодвинув на второй план ее собственное содержание.

Это значение реформы сохранилось и по сей день, но скорее как затухающее эхо 2002 года. В преддверии выборов президента возникли более значимые сюжеты и проявились более долгосрочные интересы разных игроков. И если в июле реформа не прошла через голосование в Верховной Раде, недобрав шесть голосов, теперь брешь в конституционном большинстве значительно шире и реформа практически нереализуема. Но дело даже не в ней, а в том, что с уходом фракций прояснился политический «ландшафт», на котором яснее стали видны позиции и стратегические интересы игроков.

 

Игры, в которые играют в Раде

 

Во-первых, реформа в редакции Кучмы не устраивает оппозицию, поставившую на выигрыш Ющенко, который в случае победы надеется обрести весь ныне существующий круг президентских полномочий. Без них Ющенко вряд ли удастся переориентировать Украину в сторону Евросоюза, даже если «Нашей Украине» удастся сформировать большинство в следующей Раде. Кроме того, олигархи из состава «Нашей Украины» и «Блока Юлии Тимошенко», стремящиеся вернуть себе доступ к ресурсам и собственности, вряд ли сдадутся иностранному капиталу с большей готовностью, чем действующий состав национальных собственников, если не получат дополнительные преференции непосредственно из рук президента.

До текущего момента оппозиция вынуждена была относиться к инициативе Кучмы двояко: к реформе Кучмы отрицательно, а к некой «настоящей» политической реформе, которая якобы будет проведена Ющенко на посту президента, – положительно. При этом поддерживающий оппозицию Госдеп США реформа устраивает, поскольку за президентом остается контроль над силовыми ведомствами, что вполне достаточно для достижения американских целей в Украине, главным образом целей продвижения НАТО на Восток. Теперь необходимость самоопределения по отношению к реформе у оппозиции отпала, поскольку нет голосующего за реформу большинства, и этот вопрос снимается с политической повестки дня.

Во-вторых, реформа ставила в двусмысленное положение другого лидера президентской гонки – премьер-министра Януковича. Поддержка реформы Януковича была поставлена Кучмой условием его поддержки, и это, вкупе с неизбежным для премьера употреблением т.н. админресурса, грозило превратить его в глазах избирателей в чиновника, лишая статуса независимого политика. Так оно, пожалуй, и было, за время кампании Янукович не мог себе позволить высказываний за пределами политкорректности, чем часто грешил Ющенко и его команда. Янукович лишь реагировал на экстремизм оппозиции в эпизоде с провокационной угрозой Юлии Тимошенко повторить грузинскую «революцию роз» в случае поражения. Оппозиция откровенно пользовалась статусом чиновника у конкурента, разыскивая админресурс и непрерывно дразня власть провокациями и нападками. К этой перепалке собственно и сводилось все содержание кампании, что вполне устраивало Ющенко.

9 сентября Янукович попробовал переломить ситуацию. Он повторил заявление о поддержке реформы, но уже формате предвыборной кампании существенно расширил ее толкование, предложив передать полномочия не только от президента парламенту, но и от центра к регионам и, тем самым, усилив содержание реформационного проекта.

Наконец, в третьих, реформа перестала быть предметом торга для бывшего депутатского корпуса. Ставки начали делаться на президентство и на выборы в Раду в 2006 году. Вне зависимости от результатов президентской гонки с очень высокой вероятностью выборы 2006 станут попыткой сформировать большинство в Верховной Раде, но уже на другом депутатском материале и на других политических договоренностях.  Уже сегодня оппозиция начинает заигрывать с левым фронтом: в турне по Донбассу Ющенко объявил себя бывшим честным коммунистом, а Тимошенко пообещала коммунистам «доступ к власти». Вряд ли новые альянсы можно сформировать за два месяца в условиях уже спланированной сторонами кампании и сформулированных лозунгов. Другое дело, что уже сейчас возможны скрытые договоренности на действия после президентской кампании, которая при таком подходе будет рассматриваться как промежуточный этап борьбы за власть в стране.

Люди, которые играют в игры

Как известно, в России политическая жизнь после выборов в Думу 2003, президентской кампании и особенно после последних трагических событий концентрируется вокруг заявлений и шагов президента Путина. Правительство и Дума все больше превращаются в технические инструменты президентской администрации. Политических партий как будто не существует. Текущие события в Верховной Раде пока можно считать проявлением схожей симптоматики с той существенной разницей, что президента еще не выбрали. Пока не ясно, рассматривают депутаты и другие игроки президентскую кампанию как место торга или как повод для политического самоопределения.

Слабость Ющенко на пути к рекрутированию новых сторонников состоит в том, что он уже все сказал и вряд ли может что–то добавить, будучи связан жесткой сетью теневых компромиссов. Стремясь понравиться как Западной, так и Восточной Украине, Ющенко явно уклоняется от уточнений перед страной собственной позиции по ключевым вопросам: формы интеграции Украины в Евросоюз или ЕЭП, вступление в НАТО.

Янукович, демонстрировавший в последние месяцы рабочую активность премьера, еще не заявил своей идеологии и видения того, как страна будет жить при его президентстве. В определенном смысле бегство депутатов из провластного большинства развязывает ему руки. Поступок покидающих большинство фракционеров вынуждает власть сделать принципиальный выбор между локальными (не публичными и не имеющими отношение к содержательному самоопределению) компромиссами, и «рубкой гордиева узла» запутанных договоренностей объявлением четкой позиции и призывом к самоопределению депутатского корпуса.

Тем временем

 

Действующий президент Кучма после событий в Раде сказал, что не будет лично заниматься реформой и оставляет ее на усмотрение депутатов. 

Наметившийся распад большинства в Раде «Наша Украина» поспешила объявить прелюдией не только конца реформы в редакции Кучмы, но и начала формирования прооппозиционного большинства и провала кампании Януковича. В равной мере они могли бы ссылаться на погоду. Без появления внятных политических позиций в президентской кампании такие неконтролируемые никем факторы, как погода, действительно могут стать неожиданно решающими.

Нуреев Булат Котельников Сергей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).