будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Аналитика
Лебедев Алексей

Сетевые клубы или сетевые сети?

В последнее время в ходу термин «социальные сети». И как это частенько бывает с модными понятиями, используют его не вполне верно.

Если обратиться к первоисточнику – английскому термину social networks – им обозначают определенный способ управления (всего таких способов три: административный, рыночный и сетевой). Сетями в западной терминологии называют сообщества, где есть разные члены (бизнесмены, политики, деятели культуры и т.д.), которых объединяет некоторая деятельность, отличная от их основной работы.  Принципиально, что речь идет именно о деятельности, а не о досуге. Место проведения досуга – это клуб – не важно реальный или виртуальный: люди там знакомятся, развлекаются, общаются, заполняют или убивают время… Но не производят новых товаров или услуг.

У нас же сетями стали именовать клубы. В частности, не совсем верно называют «социальной сетью» сайт «Одноклассники.ру» – там  нет деятельности, людей объединяет просто приятное времяпрепровождение.

Кстати, именно по этой причине «Одноклассникам» и прочим аналогичным сайтам в скором времени предстоит столкнуться с проблемой потери пользователей: посмотреть на фотографии друг друга, любимых внуков и канареек – это здорово, но быстро приедается. Дальше подобные ресурсы окажутся перед выбором: либо развиваться в чисто клубной логике (добавлять один увеселительный сервис за другим, чтобы держать аудиторию «на подсосе» новых и новых развлечений), либо встраивать механизм деятельности, придумывать для своих пользователей некоторое общее дело – реальное, с продуктом на выходе. В последнем случае «Одноклассники» начнут эволюционировать в сторону сети. В принципе, клубы чреваты сетями, но это лишь один из возможных вариантов их развития. Пока же ситуация иная. На «Одноклассниках» могут встретиться бывшие соученики и обрести в лице друг друга деловых партнеров – но в этот момент сайт им становится не нужен. Их совместная деятельность развивается уже вне стен виртуального клуба.

Несколько иначе дело обстоит с рекомендательными сервисами. Например, в «Имхонтете» есть приметы клубности – он объединяет любителей литературы, кино, игр… Но в системе изначально «зашита» и деятельность: пользователи совместно заняты отбором и сертификацией разного рода культурных артефактов для собственного и стороннего использования. Поэтому Имхонет (как и прочие рекомендательные сервисы на базе коллаборативной фильтрации) можно называть сетями с большим основанием. Там обычно не возникает кризиса «приедания», с которым неизбежно сталкиваются сайты клубного типа.

Как в любом живом деле, границу «сеть - не сеть» провести довольно трудно. Взять тот же LiveJournal – люди занимаются самовыражением, ведут блоги. Как расценить их занятия? Изначально это тоже клуб, сетью сайт можно считать в той мере, в которой деятельность его пользователей является совместной. Когда одни постоянно пишут, другие постоянно читают – это еще не совместная деятельность. Хотя нужно разбираться: в каких-то случаях чтение может быть деятельностью, а не досугом.

Тут уместно вспомнить еще об одной дефиниции – разнице между бытовым общением и коммуникацией. На примере клубов и сетей довольно четко видно различие этих понятий. В сетях идет коммуникация – деятельность, в основе которой лежит информационный обмен. А в клубах – бытовое общение – чистый информационный обмен, не предполагающий конкретной деятельности. Один и тот же диалог, в принципе, может быть и общением, и коммуникацией: если о погоде говорят две соседки на лестничной площадке – это общение, если два геолога в поле – это коммуникация, часть их работы. В LJ есть элементы и того, и другого – и просто времяубивание, и дело.

В принципе любой клуб потенциально может превратиться в сеть. Но это теоретически, на практике большинство клубов в сети не превращаются. Почему? – Сеть больше дает, но и требует от человека встречных усилий. А среднестатистический гражданин (не хочу сказать ничего плохого о конкретных людях) склонен скорее брать, чем давать. Равновесности не получается, большинство пользователей стоит в потребительской позиции. Пока это так, клубный сайт не может стать сетью. Нужны внятные стимулы, способные подвигнуть человека на вложения. В Имхонете такие стимулы есть: большинство функций системы остаются недоступными человеку, пока он не внес своего вклада – не выставил оценки произведениям, не создал свой профиль предпочтений. А когда вклад сделан, ощутимо возрастает и отдача. Если в перспективе пользователи смогут еще и зарабатывать на своей экспертизе, их мотивация станет еще явственнее.

Я не утверждаю, что социальные сети лучше или хуже клубов. Просто это принципиально разные формы социальной организации. И когда информационный ресурс клубного типа ошибочно называют социальной сетью, это уводит от понимания реальных социальных процессов.

См. также:

  • Александр Долгин. Рунет: игра на опережение. Что такое web 3.0?
Лебедев Алексей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).