За последние несколько дней Химкинский лес -лесопарк в Московской области площадью чуть более тысячи гектаров, примыкающийк северной границе города Москвы, - стал самым известным лесом в нашей стране.Он стал предметом ожесточенного конфликта между большой группой жителей городаХимки, пытающихся сохранить свой лес, и властью (в широком смысле этого слова),пытающейся организовать прокладку прямо посередине этого леса участка платнойскоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург. Сила, разумеется, настороне власти - она имеет возможность принимать все формальные решения, несчитаясь с мнением жителей, а любые очаги сопротивления жестоко подавлятьсиловыми методами, что сейчас и происходит в Химках. На данный момент трассапредполагаемой дороги площадью 144 гектара переведена из состава земель лесногофонда в земли промышленности и транспорта, ведется рубка леса одновременнонесколькими харвестерами, которые охраняют около полутора сотен милиционеров ипредставителей других силовых структур. На первый взгляд может показаться, чтов истории с Химкинским лесом власть выиграла, граждане, как обычно, проиграли -но на самом деле история еще далеко не закончилась, и шансы спасти Химкинскийлес все еще велики.
Никтоиз защитников Химкинского леса не отрицает необходимости строительства новойдороги - дублера существующего Ленинградского шоссе. Вопрос состоит не в том,строить дорогу или не строить, а в том, где именно ее строить. Существуетнесколько альтернативных вариантов трассы, и лишь один из них разрезаетХимкинский лес примерно пополам - именно он и рассматривается сейчасправительством как единственный и окончательно утвержденный.
Дажеесли не рассматривать существенно более дорогие варианты прокладки трассы черезтуннель или по эстакаде, есть три официальных "наземных" вариантапрохождения дороги. Все три начинаются одинаково - от Московской кольцевойавтодороги (МКАД) примерно в полукилометре к востоку от места ее пересечения сОктябрьской железной дорогой. Дальше по любому из этих трех вариантов первые 4,5 километра дорогипроходят через существующие массивы жилой застройки, через мост над каналомимени Москвы и через обособленный участок Химкинского леса, находящийся междуХимками и поселком Старбеево. А вот дальше эти три альтернативных вариантатрассы расходятся. В соответствии с выбранным правительством вариантом трассапроходит через основной массив Химкинского леса, разрезая его примерно пополам,два раза пересекает долину реки Клязьма, и выходит к существующемуЛенинградскому шоссе в районе поселка Черная Грязь.
Всоответствии с двумя другими вариантами, трасса проходит по восточной границеХимок, параллельно уже существующим дорогам, отделяющим город от леса. Поодному из них, трасса по кратчайшему пути огибает Химки (на некоторомрасстоянии от ближайших жилых массивов) и сразу за Химками выходит к полосеотвода существующего Ленинградского шоссе, и далее следует параллельно ему. Повторому - трасса тоже огибает Химки по кратчайшему пути, но затем идет нарасстоянии около двух километров от существующего Ленинградского шоссе, непересекая Клязьму, и в конце концов выходит к поселку Черная Грязь, как и втретьем варианте.
Ни один из существующих вариантов небезупречен - в любом случае затрагиваются те или иные участки леса, усиливаетсяшумовое воздействие на массивы жилой застройки в Москве, Химках и другихнаселенных пунктах по пути трассы. Но воздействие трассы на окружающую средупри разных вариантах прокладки трассы будет существенно разным.
Выбранныйвариант трассы (официально именуемый "вариант 3") разрезаетХимкинский лес примерно пополам, разделяя его на несколько изолированныхучастков (четыре, с учетом имеющейся дороги и полосы застройки, вдающейся вХимкинский лес). Из одного из самых крупных лесных массивов лесопарковогозащитного пояса Москвы Химкинский лес превращается в группу небольшихфрагментов леса, почти полностью попадающих в зоны интенсивного воздействия илипримыкающих населенных пунктов, или новой дороги. Как устойчивая исамодостаточная лесная экосистема Химкинский лес просто перестанетсуществовать. Следует отметить, что трасса, согласно выбранному варианту,проходит через наиболее ценные участки Химкинского леса, характеризующиесяпреобладанием широколиственных пород деревьев и наиболее естественной дляПодмосковья структурой древостоя.
Два других варианта трассы,хотя и затрагивают Химкинский лес, но проходят по его окраинным участкам и неведут к фрагментации и уничтожению его наиболее ценных частей. Основная частьтрассы, в соответствии с альтернативными вариантами, проходит по территорииразнообразных промышленных зон, пустырей, заброшенных сельскохозяйственныхугодий и по обособленным фрагментам леса. В случае выбора любого из этихальтернативных вариантов Химкинский лес как устойчивая и самодостаточная леснаяэкосистема продолжит свое существование.
Следует такжеотметить, что при выборе любого из официальных альтернативных вариантов трасса окажетсяболее короткой, более прямой, и при ее прокладке не потребуется строительстводвух больших мостовых переходов через долину реки Клязьмы (как в выбранномправительством варианте). Оба альтернативных варианта прокладки трассы проходятпо территории с менее выраженным рельефом, соответственно, потребуется меньшеземляных работ, и продольные уклоны трассы будут меньшими.
Выбор"варианта 3" как окончательного варианта прокладки трассы формальнообъясняется одной причиной - якобы это самый дешевый вариант. Сама стоимостьстроительства при этом варианте неизбежно будет, наоборот, самой высокой (всвязи со сложным рельефом, необходимостью выполнения наибольшего объемаземляных работ, наибольшей протяженностью трассы, а также необходимостьюстроительства двух больших мостовых переходов через долину реки Клязьмы).Однако при выбранном варианте трасса целиком проходит по территории Московскойобласти, главным образом по бывшим землям лесного фонда, которые фактическиявляются бесхозными и изъятие которых не подразумевает никакой компенсации. Приальтернативных вариантах трасса проходит частично через Молжаниновский районМосквы (выступ территории города, огибающий городской округ Химки с запада исевера). Земли, по которым должна пройти трасса по территории этого района,заняты главным образом пустырями и временными постройками - но у них естьхозяева, которым потребуется компенсировать убытки. Именно с учетом этогоальтернативные варианты трассы были сочтены более дорогими, а выбранный - самымдешевым.
Фактически правительство решило, что конституционноеправо жителей Химок на благоприятную окружающую среду (важнейшим элементомкоторой является Химкинский лес) ничего не стоит, по крайней мере, по сравнениюс правами владельцев пустырей и временных построек в Молжаниновском районеМосквы - и именно поэтому выбранный им вариант оказался самым дешевым.
Еслиже рассматривать саму по себе стоимость постройки, то выбранный правительствомвариант неизбежно будет самым дорогим из трех. Возможно, это послужило одним изфакторов принятия решения - поскольку, как известно, "чем дороже проект -тем больше откат".
Схема трех официальных"наземных" вариантов прокладки трассы:
У выбранногоправительством варианта прокладки трассы, разрезающего основной массивХимкинского леса пополам, есть противники, но есть и сторонники.
Противники- это главным образом жители Химок, образовавшие народное "Движение взащиту Химкинского леса". В борьбе против уничтожения Химкинского лесаДвижению помогают самые разные люди и общественные организации, какприродоохранные, так и социально-политические, а также многие неравнодушныелюди из Москвы, Подмосковья и других регионов страны. До недавнего временипроблема Химкинского леса многими крупными общественными организациямивоспринималась как проблема местного значения, не очень значимая в масштабахРоссии. Однако растущее количество случаев грубого насилия и произвола поотношению к мирным жителям Химок, выступающим за сохранение своего леса,привлекает к проблеме Химкинского леса все большее внимание самых разныхприродоохранных и правозащитных организаций, в том числе общероссийских изарубежных. Неуклюжие и в целом антинародные действия власти, пытающейся всемиправдами и неправдами добиться прокладки трассы именно в соответствии свыбранным ей вариантом, привлекает к проблеме Химкинского леса все большеевнимание и ведет к увеличению количества защитников Химкинского леса.
Сторонникипрокладки трассы именно по этому варианту и лица, действующие в их интересах,еще более разнообразны, и их состав вызывает самые серьезные опасения у любогоздравомыслящего человека. Главным сторонником является власть в широком смыслеэтого слова. По всей видимости, сама по себе прокладка дороги уже пересталабыть главной целью для власти. Очевидно, что такие действия, как попыткаубийства редактора Химкинской Правды Михаила Бекетова, постоянные аресты изадержания мирных демонстрантов из числа защитников леса, привлечение бандитовдля разгрома их лагеря и т.д., могут привести к тому, что главные зарубежныеинвесторы откажутся этот проект финансировать, а своих полутора миллиардов еврона этот проект у государства уже нет. По всей видимости, целью власти на данномэтапе развития конфликта является именно начало работ в соответствии с третьимвариантом прокладки трассы - чтобы граждане вдруг не вообразили себе, что ониявляются хозяевами своей страны и могут как-то влиять на правительственныерешения.
Главными структурами, имеющими коммерческий интересв данном проекте в целом (безотносительно того, какой вариант прокладки трассыбудет выбран), являются крупные европейские компании и банки. В частности,предполагается, что оператором платной дороги станет консорциум, основнымучастником которого будет французская компания Vinci - крупнейшая компания,занимающаяся управлением автомобильными дорогами. Ожидается, что главнымиинвесторами строительства станут Европейский банк реконструкции и развития иЕвропейский инвестиционный банк (при этом окончательное решение о финансированиипроекта ни одним из этих банков пока не принято).
Среди лиц,действующих в интересах прокладки трассы именно по выбранному правительствомварианту, нельзя не отметить представителей правоохранительных органов ипреступного мира. Милиция в данном случае, вместо того, чтобы занятьнейтральную позицию и сосредоточиться на охране общественного порядка, все своиусилия направила на противодействие законным действиям защитников Химкинскоголеса. Мирный лагерь защитников уже дважды жестоко разгонялся милицией, людизадерживались, по много часов содержались в отделах внутренних дел города Химкив бесчеловечных условиях. Сейчас, по сообщению очевидцев, каждый человек,известный милиции как защитник Химкинского леса, при появлении в лесунемедленно задерживается якобы за неповиновение сотрудникам милиции.
Впрошлый четверг участники мирного лагеря протеста - 9 представителей Движения взащиту Химкинского леса и 6 журналистов - были задержаны милицией (журналистовпотом отпустили) за то, что они якобы "жгли костер в лесу" (хотяникакого костра не было), а когда милиция потребовала соблюдать правилапожарной безопасности - ей не подчинились. При всем этом сама милиция прямо влесу жарит шашлыки, разводя для этого изрядный огонь, и соблюдением правил пожарнойбезопасности себя вовсе не утруждает.
Наконец, в интересахпрокладки трассы именно по выбранному правительством варианту действуютпредставители криминального сообщества - первый мирный лагерь защитниковХимкинского леса был разогнан неделю назад группой из примерно сотни боевиков,одетые примерно как куклусклановцы, с белыми колпаками на головах. При этомбоевики действовали с молчаливого согласия сотрудников милиции - те сначалаотказывались ехать, когда их вызвали защитники Химкинского леса, потоммолчаливо присутствовали при разгроме лагеря защитников леса боевиками, потомзадержали защитников леса, оставив боевиков на свободе. Нельзя забывать и опопытке убийства главного редактора Химкинской Правды, защитника Химкинскоголеса и известного в городе борца с коррупцией Михаила Бекетова, ставшегоинвалидом, - преступники, напавшие на журналиста, так и не были найдены.
Фактическив настоящее время произошло сращивание, хотя бы на уровне общих интересов имолчаливого согласия с действиями друг друга, самых разных сторонниковпрокладки трассы по выбранному правительством варианту - российской власти,крупных европейских промышленных и финансовых структур, российскихправоохранительных органов и российских криминальных структур. Такое сращиваниепугает - в условиях, когда на одной стороне действуют структуры, представляющиеЕвропейский Союз, российскую власть и российскую преступность, уобщественности, отстаивающей свое конституционное право на благоприятнуюокружающую среду, почти не остается шансов на победу.
Следуетотметить, что недавно у конфликта, возможно, появилась еще одна сторона. 28июля 2010 года, как раз тогда, когда участники Движения в защиту Химкинскоголеса организовывали мирный лагерь протеста поблизости от места, где веласьрубка, на администрацию города Химки напала группа молодых людей, по разнымданным, от семидесяти до трехсот человек. Милиция, весьма смелая в своей борьбепротив мирных граждан, тут же попряталась, и нападавшие, судя по сообщениямСМИ, закидали химкинскую администрацию дымовыми шашками и разрисовали разныминадписями в защиту Химкинского леса. До сих пор неизвестно, кто организовал этомероприятие (несколько человек задержаны в связи с ним, но не факт, что ониимеют к произошедшему хоть какое-нибудь отношение).
Считается, что развитие дорожной сети является однимиз необходимых условий развития государства в целом. С этой точки зрения строительстводополнительной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, пусть даже платной,имеет для России весьма большое значение - поскольку существующая автодорогаМосква-Санкт-Петербург явно не справляется с нагрузкой. Конечно, соседствоплатной и бесплатной дорог создает множество соблазнов для "нерушимогосоюза чиновников и бизнеса" - например, бесплатное Ленинградское шоссеможно закрыть на много лет на реконструкцию, и у автомобилистов по-прежнемубудет только одна дорога из Москвы в Санкт-Петербург, но только платная (в этомслучае, очевидно, транспортная ситуация принципиально не улучшится). Но в целомстроительство новой дороги можно считать делом безусловно прогрессивным, важнымдля развития страны.
Однако бесправие гражданского обществамешает развитию нашей страны в значительно большей степени, чем нехватка дороги неразвитость транспортной инфраструктуры. Бесправие гражданского общества,повсеместное несоблюдение государством базовых прав человека (в том числе наблагоприятную окружающую среду, на мирный протест против действий власти, насобрания, митинги, демонстрации, на свободу слова) приводит к росту коррупции,вынужденной эмиграции наиболее квалифицированных специалистов, социальнойапатии граждан.
В случае с Химкинским лесом наплевательскоеотношение государства к гражданам проявилось наиболее ярко. Их (граждан) правона благоприятную окружающую среду было признано ничтожным, не имеющим никакойценности, в результате чего вариант дороги, разрезающий Химкинский лес пополам,оказался самым дешевым и привлекательным для правительства. А когда гражданепопытались протестовать всеми законными методами - то были грубо нарушены идругие их конституционные права, в том числе: на равенство всех перед законом исудом, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, насвободу массовой информации, на свободу деятельности общественных объединений,на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, назащиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.
Вслучае если сторонники прокладки трассы скоростной автомобильной дорогиМосква-Санкт-Петербург по выбранному правительством варианту победят, это будетозначать, что все перечисленные конституционные права граждан ровным счетомничего не значат, государство их не признает и защищать не собирается, анерушимое единство чиновников, крупного бизнеса и криминальных элементов можетпозволить себе практически все, что захочет.
А если у нас небудет правового государства, основывающегося на Конституции и других законах,подконтрольного гражданам и действующего в интересах граждан, - шансов наразвитие у нас будет очень немного, даже если в нашей стране появится нескольконовых платных высокоскоростных автомагистралей.
Поэтому дляразвития нашей страны очень важно, чтобы инициативные жители города Химки,готовые всеми законными способами отстаивать свое конституционное право наблагоприятную окружающую среду и другие свои законные права, в конце концовпобедили. Это намного важнее строительства новой дороги по какому бы то ни быловарианту. А лучше всего, конечно, чтобы и интересы защитников Химкинского лесабыли учтены, и дорога построена - для этого достаточно всего лишь выбрать одиниз альтернативных вариантов ее прокладки.
С первоговзгляда может показаться, что у защитников Химкинского леса шансов на победууже не осталось - слишком мощные и беспринципные у них противники. Но на самомделе это не так.
Возможно, строители трассы смогут вырубитьучасток леса площадью 144 гектара - тот, который переведен из земель лесногофонда в земли промышленности и транспорта. Рубка ведется очень быстро и поднадежной охраной полутора сотен милиционеров, защитников леса преследуют повсему городскому округу Химки и под надуманными предлогами задерживают. Наданном этапе развития нашей страны гражданское общество почти бессильно противпроизвола власти.
Но сама по себе разрубка этой территории ещене уничтожит Химкинский лес - будет вырублено лишь около 15% его площади (а вцентральной, наиболее ценной части массива - около 10%). Это большой ущерблесу, но в принципе поправимый - до тех пор, пока территория не застроена, лесможно восстановить, хотя времени и сил на это потребуется немало. Окончательнолес будет уничтожен в том случае, если на вырубленной территории начнетсястроительство автомобильной дороги. До тех пор, пока строительство дороги неначалось, шанс на спасение Химкинского леса есть.
Для тогочтобы начать строительство дороги, ее будущие операторы должны найти инвестора,который согласится вложить в этот проект примерно полтора миллиарда евро. Этоне так просто - с учетом коррупционной составляющей, проект, скорее всего,никогда не окупится. Поэтому предпочтительными являются те инвесторы, которыеденьги не считают или считают неаккуратно, а таких существует не очень много. Вреальности, если Европейский банк реконструкции и развития и Европейскийинвестиционный банк от финансирования проекта откажутся (опасаясь за своюрепутацию, которая в случае участия в данном проекте неизбежно понесет тяжелыйурон), то новых крупных инвесторов может не найтись. В этом случае дорога,скорее всего, просто не будет построена, и появится шанс добитьсявосстановления леса на вырубаемом сейчас участке.
Конечно,было бы лучше для всех выбрать один из альтернативных вариантов прокладкитрассы без уничтожения Химкинского леса. Но чем в большей степени нарушаютсяправа защитников Химкинского леса сейчас, чем чаще власть и застройщикиприбегают в общении с оппонентами к силовым методам, тем меньше остается шансовна цивилизованное решение проблемы, на выбор более подходящего вариантапрокладки трассы.
В любом случае, для страны важнее, чтобыпоявился важный прецедент соблюдения конституционных прав граждан, и чтобызащитники Химкинского леса победили. Победа граждан в конфликте с властью,когда правда на стороне граждан, а сила на стороне власти, чрезвычайно важнадля становления в нашей стране правового государства и развития гражданскогообщества.
А когда у нас будет правовое государство и развитоегражданское общество - то и дороги будут строиться значительно успешнее ибыстрее, чем сейчас.
Евгения Чирикова. Химкинскийлес: гражданское общество противчиновников