Небывало дерзкие пиратские атаки– появившиеся, как казалось, из ниоткуда – вывели Сомали на передовые полосы иэкраны мировых СМИ. Это всемирное внимание оставляет горькое послевкусие,потому что ему предшествовал длительный период, когда те же самые СМИигнорировали непрекращающуюся междоусобную войну и гуманитарный кризис в этойстране.
Нынешнюю волну вниманияспровоцировал произошедший 15 ноября 2008 года захват огромного саудовскогонефтяного танкера Sirius Star,перевозившего нефтяное сырье стоимостью в 110 млн. долларов в СоединенныеШтаты. Трёхсоттридцатиметровый Sirius Star– самое большое судно, которое когда-либо захватывали. Однако это нападениебыло хоть и самым впечатляющим из ряда ему подобных, но далеко не первым.Нынешний кризис, привлекший сейчас внимание западных политиков и морскихведомств, назревал долго: начиная с захвата французской яхты в апреле 2008 г. изаканчивая украинским судном «Фаина», перевозившим танки.
Причина, по которой сомалийцызанимаются пиратством, коренится в обстоятельствах внутреннего конфликта,зародившегося в начале 1990-х гг. В течение многих лет некому было регулироватьситуацию в рыболовном районе Сомали вдоль побережья, - самого длинногопобережья во всей Африке. Поэтому местные сомалийские рыболовные флотилии неимели никакой защиты или прав в зоне морских владений страны, так чтомеждународный флот мог распоряжаться на воде и истощать рыбные запасы. Недовольствотаким положением дел заставило сомалийцев, по возможности, взимать с иностранныхрыбаков что-то вроде «лицензионных отчислений». Со временем ситуацияусугубилась, и с иностранных экипажей стали требовать выкуп.
История о бедных сомалийских рыбаках,которые пытались выжить, занявшись пиратством, возможно, никогда не исчерпываласути дела – и сегодня, конечно, она уже больше не соответствуетдействительности. Потому что в дело включились тяжеловооруженные пираты,орудующие с больших плавучих баз среди открытого моря, вдали от сомалийскогопобережья. Только за 2008-й г. им удалось награбить приблизительно 150 млн.долларов в виде выкупов, что, в свою очередь, позволило им обзавестись более совершенным оборудованием длязахвата крупных торговых судов.
Случаю с Sirius Star предшествовал захватукраинского корабля с тридцатью тремя танками и прочим оружием на борту,который направлялся в кенийский порт Момбаса. Обе эти высококлассные атаки –типичные примеры действий в условиях военной экономики, когда военачальники ихорошо организованные преступные группировки наживаются за счет отсутствиялегитимного правительства, безопасности и правового регулирования.
Большинство нынешних пиратскихнападений совершаются в портовых городах вроде Эйла в полуавтономном районеПунтланд. После нескольких лет относительной стабильности в Пунтланде, в 2008г. общая ситуация в сфере безопасности ухудшилась. Рост преступности и насилияговорит о том, что местные власти менее, чем когда-либо, способныконтролировать свою собственную территорию.
Полное отсутствие безопасности вПунтланде частично объясняется местной национальной политической обстановкой иособенно тесными связями местных властей с переходным федеральнымправительством Сомали. Многие сомалийцы убеждены, что оно – марионетказахватнической армии Эфиопии, присутствующей в стране с декабря 2006 года.Многие солдаты пунтландской армии были отправлены на юг, когда Абдуллахи Юсуф,президент Пунтланда с 1998 по 2004 год, стал президентом в переходномправительстве.
И сейчас, когда наступающиеисламисты близки к тому, чтобы захватить столицу Могадишо и положить конец властиэтого правительства, Пунтланд оказался под всё возрастающим давлениемрадикальной исламистсткой группировки «Аль-Шабаб». Одновременно прогремевшиевзрывы 29 октября 2008 года на севере Сомали, приведшие к гибели приблизительносорока человек в Боссасо (пунтландском портовом городе) и в Харгейсе (столицееще одной номинально автономной территории Сомали). Это убедительные примерытого, как исламисты пытаются овладеть всей страной и недвусмысленно дать понятьэтим относительно благополучным районам Сомали, каковы их позиции –националистические, пансомалийские, а также религиозные.
То, что Сомали занимаетстратегическую позицию на Африканском роге, означает, что сегодня пираты могутупрочить свои позиции и проводить операции на одной из артерий мировойторговли. Около 20 000 грузовыхсуден в год проходят через Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив, Красноеморе и Суэцкий канал – кратчайший морской путь между Азией и Европой. Из-завозросших рисков взлетают страховые взносы. Этот результат многократноувеличится, если судоходным компаниям придется направить свои суда в обход мысаДоброй Надежды, что удлинит маршрут на 12-15 дней. Так как в транспортномбизнесе цены рассчитываются от уровня себестоимости, то со временем стоимостьпредметов потребления тоже неизбежно вырастет – и в Европе, и в США.
Нынешний глобальный экономическийспад объясняет беспокойство Европы и Соединенных Штатов по поводу политическихи экономических аспектов этой ситуации. В Аденском заливе несколько военныхкораблей уже пытаются воспрепятствовать пиратским нападениям – и это тольконачало. Объединенная оперативная группа, организованная во время войны вАфганистане, и НАТО осуществляют совместное командование 12 военными кораблями.Евросоюз согласился перебросить в регион воздушные и морские войска вколичестве четырех-шести кораблей начиная с декабря 2008 года. Но этого вряд лихватит для проведения «операции по обеспечению безопасности на море» натерритории, превышающей по размеру Средиземное море.
Очевидно, что пиратскимнападениям следует давать военный отпор там, где они происходят, – то есть наморе. Однако такие действия в лучшем случае облегчат положение, но не решатпроблему пиратства в районе Африканского рога и его последствий для мировойторговли. Ибо корень проблемы лежит в самом Сомали.
В этой стране 2,5 млн. человек(то есть треть населения) находятся на грани голода, и еще миллион составляютвнутренние переселенцы. Падение переходного правительства, ныне уже полностьюсебя дискредитировавшего, - всего лишь вопрос времени. Возникает вопрос, что жебудет дальше.
До сих пор (и особенно этокасается Соединенных Штатов) Сомали воспринималось исключительно через призму«войны с терроризмом». В мире много регионов – и Сомали один из них, - где этотподход дал прямо противоположный эффект. Необходимо выработать новую стратегиюпреодоления кризиса в Сомали. Одно из требований к ней – это взгляд на вещи,достаточно широкий для того, чтобы ввести умеренных исламистов в некоторуючасть власти – в рамках разделения властей.
Но прежде, чем это произойдет,международному сообществу придётся отказаться от политики невмешательства в делаСомали. И здесь всё – даже после внимания к проблеме пиратства, проявленного насамом высоком уровне, - настраивает на пессимистичный лад. Обещание Советабезопасности ООН (данное им при продлении миротворческого мандата Африканскогосоюза еще на шесть месяцев в августе 2008 года) считать миротворческие операции«зависящими от политического процесса и улучшений в ситуации в областибезопасности» воспринимается, как хартия бесконечного бездействия. Если стоитцель разобраться в корнях непрерывного сомалийского кризиса, то международноесообщество должно изыскать возможность сыграть активную и конструктивную роль впартнерстве с самими сомалийцами.
Георг-Сабестьян Хольцер – научный ассистент в School of Advanced International Studies (SAIS) при Университете Джона Хопкинса (Вашингтон, федеральный округ Колумбия). Его исследования сосредоточены на управлении конфликтами, региональная специализация - Африканский рог.