На недавнем задании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ речь шла, в частности, о положении НКО. В публикуемой статье проведен анализ этого положения, нуждающегося в принципиальном изменении.
18 апреля 2009 г. исполнилось три года с момента вступления в силу «нового законодательства об НКО», а точнее – с момента внесения существенных изменений в правовые акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций (НКО), или, как их еще называют, неправительственных и гражданских организаций в России.
Тогда, в 2006 г., поправки принимались на волне подозрений и прямых обвинений правозащитников в сотрудничестве с иностранной разведкой; с высоких трибун звучали речи о необходимости борьбы с терроризмом и оранжевыми революциями.
На протяжении этих трех лет проводились массовые проверки НКО; общественности не была предъявлена ни одна террористическая или экстремистская НКО, если не считать случая, когда в регистрации отказали тюменской ЛГБТ1-организации «Радужный дом» по причине «подрыва суверенитета и территориальной целостности России в силу сокращения ее населения».
Несмотря на то, что террористов среди НКО не нашли, организациям стало трудно регистрироваться; начались проблемы с регистрацией изменений устава, адреса, руководителя; участились случаи уголовного преследования руководителей и обысков в организациях. Значительно ухудшился режим налогообложения НКО, потому что список фондов, гранты которых не облагаются налогом, сильно сократился. СМИ продолжали дискредитировать НКО и обвинять их в экстремизме.
В мае 2008 года у гражданских организаций появилась надежда на изменение ситуации – 12 мая президент Дмитрий Медведев лишил Федеральную регистрационную службу (ФРС) функций регистрации некоммерческих организаций и контроля над ними. Функции были переданы Минюсту и его региональным управлениям. Многие представители гражданских организаций увидели в этом жесте президента разрешение противостояния ФРС и НКО, которое длилось более двух лет (с момента изменения законодательства об НКО и наделения ФРС беспрецедентными правами по контролю над гражданскими организациями). Однако надежды не оправдались, так как реальных изменений в полномочиях нового контролирующего органа не произошло – во многих регионах должности в Минюсте заняли те же сотрудники.
Организации по-прежнему испытывают сложности при регистрации. На официальном сайте Минюста размещен план-график «Основные показатели деятельности Минюста», где на 2008 год (как и на 2009) запланировано 1400 отказов в регистрации общественных объединений и религиозных организаций.2
Закон устанавливает разрешительный порядок с возможностью отказа и для регистрации изменений руководителя или адреса. Часто эта процедура затягивается на долгие месяцы, парализуя работу НКО. Так, 8 мая 2008 года УФРС по Воронежской области по надуманным причинам отказало в регистрации изменения руководителя Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Свободный Университет». При этом письмо с отказом организация получила только 26 мая. Отказ был обжалован в Федеральной регистрационной службе, которая признала отказ незаконным. Несмотря на это, воронежские чиновники отказывались регистрировать нового руководителя вплоть до сентября 2008 года3. В течение четырех месяцев ни прежний, ни новый руководитель не могли подписывать документы, необходимые для функционирования организации.
Сообщения региональных управлений Минюста в последние годы напоминают сообщения о результатах соцсоревнований. Становится очевидным, что успешность регионального управления зависит от того, сколько оно проведет проверок и сколько организаций оно привлечет к ответственности.
Так, в 2008 году Управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области вынесло 2541 предупреждение о нарушении законодательства РФ, на 452% больше, чем в 2007 году. Из них 961 – в адрес общественных объединений, 311 – в адрес религиозных организаций, 1246 – в адрес некоммерческих организаций, 23 – в адрес региональных отделений политических партий.
По-прежнему особое внимание регистрирующих органов привлекают организации с иностранным финансированием. Так, 29 апреля представители УФРС по Республике Чувашия заявили, что организации, получающие прямое финансирование из-за рубежа, будут в этом году в обязательном порядке проверяться на предмет целевого расходования получаемых средств. Сейчас в Чувашии 5 таких организаций.
Согласно Основным показателям деятельности Министерства юстиции РФ, размещенным на сайте Минюста, запланированная в 2008 году доля вынесенных в адрес общественных объединений и религиозных организаций предупреждений, представлений о нарушении ими законодательства, уведомлений и решений о приостановлении деятельности, признанных судом необоснованными, составляет 0 (ноль), по отношению к общему количеству – 10 тысяч.
НКО продолжают сдавать дублирующие друг друга отчеты в налоговые органы и Минюст. В 2008 году были предприняты попытки разработать новые, упрощенные отчетные формы, однако они до сих пор не утверждены.
По данным Вестника государственной регистрации на 1 января 2009 года в России, 219 802 НКО по различным основаниям были исключены из реестра. Из них более 44 тысяч были исключены в связи с признанием прекращения деятельности по решению суда (как правило, это происходило по инициативе региональных управлений ФРС или Минюста).
Основная масса организаций исключается из реестра в связи с непредставлением введенной в 2006 году отчетности. При этом часто суды часто не рассматривают вопрос о том, действительно ли организация прекратила деятельность, а выносят решение по формальным причинам – как наказание за несданный отчет.
В 2008 году по исковым заявлениям Управления Минюста РФ по Нижегородской области судебными органами принято решение о ликвидации 332 НКО. В ближайшее время Управление Минюста России по Нижегородской области намерено инициировать ликвидацию более 130 некоммерческих организаций.
В течение полутора лет воронежская организация «Защита потребителей» доказывала, что является действующей, представила в суд более 40 листов публикаций в воронежской прессе о своей деятельности, а также грамоты городских и областных властей. Однако выступавшая на судебном заседании представитель УФРС Наталья Уразова продолжала настаивать на иске, говоря, что он для УФРС по Воронежской области «очень принципиален». Однако суд не вынес решения по существу, а прекратил дело, сославшись на изменение контролирующего НКО органа в мае 2008 года.
Новым веянием 2008-2009 годов стала ликвидация НКО, ведущих просветительскую деятельность. В апреле эта проблема стала поводом для совместного заседания Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и Общественного совета при Федеральной регистрационной службе. Члены палаты говорили о необоснованной подмене понятий просветительской и образовательной деятельности, которая ставит под удар большую часть российского гражданского сектора.
По данным Общественной палаты РФ, образовательная деятельность, а также научно-исследовательская деятельность являются доминирующими для некоммерческих организаций. Ею занимаются практически половина (46%) НКО. Таким образом, широкое толкование образовательной деятельности ставит под угрозу существование каждой второй организации.
С 2006 года освещение работы НКО сопровождает «антишпионская» риторика. Так, 13 марта в Воронеже прошла пресс-конференция руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области Инны Демидовой. В анонсе конференции была обозначена тема «Незаконное финансирование некоммерческих организаций западными спецслужбами», однако, когда журналисты попытались выяснить, какие именно воронежские НКО незаконно финансируются западными спецслужбами и сколько таких НКО, Демидова не ответила, а только посетовала на то, что некоторые недобросовестные НКО не сдают вовремя отчеты, либо вообще уклоняются от них. Тем не менее, СМИ, не участвовавшие в пресс-конференции, отметили эту тему как ключевую.4
Глава ФСБ России Николай Патрушев в апреле на заседании Национального антитеррористического комитета заявил, что «отдельные иностранные НКО оказывают информационную поддержку террористам», при этом он не назвал никаких конкретных фактов, но, несомненно, послал «сигнал» чиновникам, работающим с НКО.
***
Несмотря на надежды, возложенные многими общественниками на новое ведомство – Министерство юстиции РФ, - уже сейчас можно сказать, что без существенного изменения законодательства, регламентирующего деятельность различных контролирующих и уполномоченных органов, и без пересмотра позиции ведущих политиков в отношении НКО, не приходится говорить о росте и развитии гражданского сектора. Пока его главной задачей остается борьба за выживание.
1 ЛГБТ - сокращение, образованное (первоначально в английском языке) по первым буквам названий подгрупп представителей сексуальных и гендерных меньшинств и призванное обозначать сообщество лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender), объединяемое общими интересами, проблемами и целями.
2 Приложение 1 к Докладу о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Основные показатели деятельности Министерства юстиции Российской Федерации // Официальный сайт Минюста
3 Региональный доклад. Воронежская область. 2008. // Права человека в регионах Российской Федерации – 2008. Сборник региональных докладов, http://www.mhg.ru/publications/CB096BB
4 Региональный доклад. Воронежская область. 2008 // Права человека в регионах Российской Федерации – 2008. Сборник региональных докладов, http://www.mhg.ru/publications/CB096BB.