будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Аналитика

Табу: реформы запрещены

Первое заседание новой сессии Государственной думы началось с допроса министра здравоохранения и социальной политики Михаила Зурабова по поводу медицины. С медицины же начал обсуждение «приоритетных национальных проектов» (новый эвфемизм для табуированного слова «реформа») Владимир Путин в своем выступлении 5 сентября. 

Все случившееся, тем не менее, подтвердило информацию о том, что устройство сферы здравоохранения не будет радикально меняться до следующего политического цикла – «до лучших или худших времен». В отличие от сфер образования и науки (в которых даже есть что-то похожее на законопроекты и министерские «концепции»), в медицине у нас нет даже минимальной доли решимости начинать реорганизацию.

И тут я должен сказать, что это - хорошо. Хорошо, несмотря на то что точно известно, что со всей социальной сферой надо срочно что-то делать, а с медициной – настоящая беда. Проблема в том, что ничего похожего на проект реорганизации медицины у правительства и вокруг него нет, и даже непонятно, кто был бы теоретически способен на исполнение такой работы. И уж точно по глубине и системности подхода министр Михаил Зурабов (как и все прошлые министры) - совсем не нарком Николай Семашко (автор доживающей свои дни советской системы медицины с «койко-местами» и вообще индустриальным подходом к здоровью нации).

Именно по такой высокой планке нужно измерять проекты в социальной сфере. Известно, что т.н. «система Семашко» изучалась во всем мире, она была серьезным вкладом СССР в мировую теорию и практику государственного социально-экономического строительства. Увы, ничего, что делалось в России, начиная с 1991 года, не обладает таким же качеством. Постсоветские реформы в России миру изучать незачем. Политическая смелость, здравый смысл и определенная управленческая изворотливость (к тому же - в условиях катастрофы) были, но оригинальной реформаторской мысли – не было.

И вроде бы для реформаторов 90-х это было сознательным принципом – мы перестаем изобретать самое справедливое общество на свете, мы хотим сделать все, как в «нормальных странах». Тут можно спорить, но, кажется, опыт пятнадцати лет показывает, что из вторичности обязательно следует та или иная степень неуспеха. И если в «стандартной» триаде либерализации, приватизации и стабилизации запрет на оригинальную мысль, может быть, и не так страшен, то в таких сложных сферах (медицине, образовании, науке, армии, милиции, судах) без мышления будет трудно обойтись.

Уровень развития реформаторской мысли в постсоветской России можно оценить хотя бы по тезисам президента в обращении к Госсовету на эту тему в 2003 году. Там, например, звучала такая фраза «основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования». Это, конечно, - бред. В дискуссиях, прошедших с того времени, даже экономисты, которые верят в «модели» и часто переоценивают область применения и возможности своей науки, демонстрировали понимание того, что никакой стандартной, «нормальной» схемы построения сферы здравоохранения не существует и что схема обязательного медицинского страхования (ОМС) гораздо дороже, чем некоторые другие пути, и, следовательно, для России не очень подходит.

Но еще год-полтора назад казалось, что правительство - и, в частности, Министерство экономического развития - будет пытаться дорабатывать именно схему ОМС, попутно вводя элементы конкуренции больничных учреждений (то есть из лучших побуждений рисковали вообще все развалить). Реформа так и называлась – «реформа системы обязательного медицинского страхования». На вопрос, отчего это так, те же самые понимающие экономисты отвечали: «Ну, как-то начали строить систему ОМС, жалко бросать».

Так вот, хорошая новость из вчерашнего выступления Михаила Зурабова состоит еще и в том, что от идеи доработки схемы ОМС уже совсем отказались. «Система обязательного страхования позволила медицине выжить, но решить ее проблемы не смогла», - сказал министр. Хотя виноват не сам принцип страхования, а любовь к абстрактным экономическим схемам, никак не соотносящимся со свойствами объекта реформирования. Кроме того, Зурабов еще раз анонсировал почти двукратное увеличение бюджета здравоохранения в 2006 году, что тоже – отличная новость.

Понятно, что было бы лучше, если бы дополнительные деньги были бы инвестированы в реформу, а не просто проедены. Однако действительно есть статьи, которые недофинансированы ужасно: оборудование и медикаменты для поликлиник, а также зарплаты врачей – практически беспроигрышный способ потратить деньги, если только не будет придумана сильно вороватая схема их распределения.

Впрочем, Михаил Зурабов высказал как раз непонимание принципов и схем управления и финансирования сферы при увеличении ее бюджета. Поэтому до всякого обсуждения  какого-либо проекта системы здравоохранения в России можно попытаться отработать ряд в меру очевидных, в меру оригинальных ходов и принципов, которые впоследствии могут быть востребованы.

Точно надо легализовать соплатежи граждан в медицинскую систему. Точкой размещения больничной кассы, вероятно, должен быть минимальный уровень самоуправления – район. На этом уровне должен располагаться и общественный совет при больничной кассе, избранный в свободной форме, с достаточно свободным доступом и имеющий полномочия взаимодействовать с управляющим органом или компанией на данной территории. Принцип такой: деньги должны быть не только государственные, но и личные, что будет стимулировать граждан к участию в контроле.

Например, может быть устроено так. У гражданина должно быть несколько уровней входа в систему государственной медицинской помощи. Первый – это гарантии государства, выдаваемые просто по факту обладания российским гражданством (или легального пребывания в России), он должен включать в себя известный минимальный набор экстренных услуг, оплаченный из бюджета, то есть из налогов с корпораций. Второй уровень – это индивидуальная обязательная страховка (или налог в форме страховки), которая должна уплачиваться лично гражданином в любом районе, где он живет или планирует лечиться (вклад можно перенести из кассы одного района в кассу другого на всей территории страны, но в бюджет его поднимать не нужно).

Это - индивидуальный, локальный страховочный налог, большая часть которого должна попадать на первый уровень медицинской системы – в поликлиники. А поликлиники, в свою очередь, должны обеспечивать вход, если надо, на следующий уровень – в клинические больницы и т.п., но они должны быть заинтересованы в уменьшении объема стационарного лечения – деньги из кассы будут передаваться за пациентом.

Третий уровень должен обеспечивать обход большинства очередей и пользование буржуйскими удобствами и оформляться через семейного врача, частную поликлинику или медицинского консультанта, которые должны в случае чего за плату найти лучшую больницу в городе, узнать, как легально заплатить за дополнительные удобства и обход очереди. Одновременно должно быть объявлено, что платежи мимо официальных больничных или районных касс являются саботажем и преступлением и начинают преследоваться везде, где открыты легальные механизмы соплатежей.

Но вообще-то важны не конкретные схемы соплатежей, а несколько общих принципов. Во-первых, Кудрину и Шувалову не нужно добиваться, чтобы «все платили налоги», разумнее платежи с граждан (не с корпораций) сначала отменить, а потом создавать заново вместе с реорганизацией социальной сферы. Должны возникнуть отдельные, впоследствии обсуждаемые на федеральных и местных выборах страховые платежи (налоги) с граждан как форма легализации нелегальных платежей в образование, безопасность и медицину. Пока они должны быть местного назначения (граждане напрямую платят в местную поликлинику, местному участковому, местным школам), а потому при росте взаимного доверия государства и граждан можно снова будет при желании работать и через бюджет. Можно не делать это резко, а отработать сначала на одной поликлинике или одном отдельно выбранном участковом. 

Во-вторых, нужно отрабатывать механизмы управления сферой медицины на уровне регионов и органов местного самоуправления. Нужно создавать управляющие компании, которые будут заинтересованы в покупке наибольшего количества услуг для граждан в рамках бюджета, обладая полномочиями закрывать и открывать медицинские учреждения и т.п. Они могут быть хоть страховщиками, хоть чиновниками, хоть нанятыми компаниями – пока речь идет не об организационной форме, а о функции. Возможно, подойдут разные оргформы – лишь бы работали хорошо. Думается, что за управление на этом уровне надо легально платить, причем немало – в процентах от управляемого бюджета - и иметь возможность менять управляющую компанию как сверху, так и со стороны общественных советов при больничной кассе.

В-третьих, надо прекратить бодягу с распределением полномочий между уровнями власти и безыдейным вздрючиванием губернаторов. Вся гарантированная государством медицинская помощь должна быть, безусловно, в числе полномочий федеральной власти, которая могла бы за вознаграждение нанимать исполнителей на местах - по жестким критериям эффективности.

Желательно, чтобы кроме местных чиновников в числе исполнителей начали появляться частники – конкурировать должны не больницы, а управляющие компании и организации.

Сеть федеральных клиник, уникальных медицинских и научных организаций в этой сфере должна управляться прямо за счет федерального бюджета, федеральными органами власти – здесь нужно просто наращивать бюджет.

Региональный уровень должен обеспечивать дополнительные (повышенные) региональные стандарты оказания медицинских услуг и дополнительные меры в сфере здравоохранения отдельных субъектов Федерации, строительство дополнительных больниц местного значения. Причем уровень регионов должен быть стимулирован на увеличение собственных бюджетных доходов (чего сейчас нет). Пусть губернаторов выбирают (или назначают) по критерию лучшего уровня социальных услуг по сравнению с соседями.

А уровень местного самоуправления должен фактически возникнуть заново и постепенно заместить нынешнюю номенклатуру на местах. И создавать его нужно как раз тоже в рамках социальных реформ – из общественного совета при больничной кассе, из родительских комитетов и попечительских советов вузов, из выбранных участковых и местных судей. 

В-четвертых, если что и должно быть понято из всего бегло нами сказанного, так то, что как только всерьез начать заниматься обсуждением одной какой-нибудь социальной реформы, другие вопросы типа налогов, выборности отдельных персонажей или регионального устройства - тоже возникают немедленно. Но зато их можно рассматривать по-рабочему, в рамках строительства страны, без бессмысленного идеологического надрыва.

См. также:

  • У постели русской медицины Тезисы к общественной дискуссии
  • Диагноз медицинской реформы: состояние тяжелое
  • «Новые эпохальные реформы»: обзор подходов
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).