Понятно, об Олимпиаде было уже много всего. Новости, репортажи, сплетни, интриги, скандалы, подсчеты, аналитика, пафос и наоборот. Не только вот прямо сейчас, а года за два. Чего не было? Системных эмоций еще не было. И не по поводу удалось – не удалось (провести, выиграть и т.п), а совсем системных.
Например, не возник Главный герой (речь о России, конечно): такой, чтобы ух! Как в давние времена, скажем, с С.Журовой , которая выиграла Олимпиаду (коньки, 500 метров) и это тогда почему-то вдруг оказалось каким-то таким важным успехом, что впоследствии она его политически капитализировала чрезвычайно. Собственно, такие варианты бывали часто, но – раньше. В этот раз не получилось.
Предполагаемые герои как то вдруг проваливались, – особенно в фигурном катании – как в случае с Плющенко, который снялся, или и в случае с Липницкой, которая упала. Ну а Сотникова, внезапно победившая вместо Липницкой, в этой роли тоже не сработала, по причине некоторой сомнительности победы (тут есть некоторые разборы). А остальное золото было каким-то очень уж не системным: скелетон (что такое скелетон), бобслей с невозможным в быту Зубковым и са-а-аночки. Ну и люди из совсем новых и не типичных видов спорта (в смысле, с этими видами пафос никто никогда не связывал), которые заодно еще и натурализованные легионеры. При этом Ан и Уайлд сделали пять из десяти золотых медалей. Еще золото в спортивных парах, но там же сразу двое – из двоих героя сделать сложнее. Но, похоже, дело даже не в этих технических сложностях, а как-то оно так – не было реального спроса на то, чтобы вот точно был какой-то главный герой. Впрочем, опять же, чтобы делал этот спрос в отсутствии предложения? Ну, вот, может из Шипулина сделают, но вряд ли - поздно, предпоследний день.
А по ходу Олимпиады не возникало же печали из-за непоявления такого героя? В самом же деле не возникло. И все эти медали считали как-то лениво – это, место в общем зачете. Да, какие-то реляции на тему, что все идет лучше плана и что Ванкувер давно превзойден, были, но это было что-то такое бюрократически-пыльное. Не было же какой-то волны по части битвы за общий зачет. Никто бы, кажется, особо и не расстроился, если бы все оказалось хуже. Ну, было бы, и что? Или, тут посчитали "Где была бы сборная России без Ана и Уайлда", и что это меняет? Да ничего. Не тема это. Ну да, в последние два дня как накатило... Но уже поздно, это уже типа началась церемония закрытия на тему Штирлиц знал - запоминается последнее.
Зато и наоборот: даже провалы не воспринимались как нечто ужасное. Тот же биатлон, уж как его патриотическими воплями раскручивает Губерниев. Нет, мало эмоций. Что ли выросла сознательность телезрителей, все уже поняли, что дело такое – конкуренция ого-го, все меняется, дело случая и конкретной гонки. Хотя, конечно, к такому пониманию можно прийти только в рассудительном состоянии. Но даже Домрачева с ее тремя индивидуальными золотыми не ощущается укором России.
Даже хоккей. Когда Россия проиграла Канаде 3:7 в четвертьфинале Ванкувера, то стон доносился отовсюду. А теперь, у себя дома, и даже в одной восьмой финнам и - ничего особенного, никакой волны плача.
Какие-то пункты тут могут быть объяснены просто. Скажем, медальный зачет. Там, в общем, что переживать, сейчас уже очень много новых видов, которые в России не знают или, по крайней мере, не знали до Сочи. Поди пойми, какие там расклады. Это знают только узкопрофильные граждане, отчего народ (даже отчасти медийный) изумлялся комментарием в одном из таких новых видов (это слоуп-стайл) : "Включила телевизор! Первое, что слышу: Ну первым у него дизастер бэк сайд ту севентин, на кикерах показывает комбинацию, на периле (!) сделал ту севенти оф, промазал мимо второго грэба, показал пару триплов, хэт-дабл 12 с запасиком на раскрытие. Ма-ма..."
Вообще, это же еще один момент: новые виды - они и в самом деле новые, организованы иначе, людьми без вековой предыстории. Там свой язык, своя система отношений. И она не пафосно-патриотическая – даже в случае российских участников. То есть, старые виды, они традиционны и преемственны по этой части, а новые виды – да что там, индивидуально-оттяжные. Там, похоже, не очень-то и расстраиваются, если не выиграют, в другом же дело. Вот, например, хоть интервью Заварзиной (третье место в слаломе-гиганте на сноуборде). Это старое интервью, но можно ручаться, что ее язык и мировоззрение с той поры вряд ли изменились. Это что ли на тему этики: "Есть такое поведение wanna be — претенциозное. Пока ты ничего не сделал, не показал и не выучил, молчи в тряпочку. Иди выучи, прыгни и получи респект. И вот потом начинай говорить". Ну, никаких особых откровений, но язык-то уже другой.
Это к тому, что не Россия как-то изменилась (хотя, судя даже по цитатам — тоже изменилась, просто она меняется не с той стороны, о которой принято неотрывно писать и думать), а что-то изменилось в самих Олимпиадах. Не специально и вдруг, а по ходу дела. Новые люди, у них новые развлечения и новые виды спорта. А новые виды – новые структуры и новые отношения. А они, эти виды, доступны публике не так, как тот же биатлон или санки: так что они не потому появились, что их придумали, но на них есть спрос: тот же сноуборд более, чем успешен коммерчески. Причем, все это вполне индивидуальное и даже глобалистское. Как-то по факту роль государств этом деле второстепеннеет.
Тут не так, что хотелось бы аннулировать роль Олимпиад как главной штуки в деле нарастания гуманизма и всего такого прочего. Просто время идет, в Сочи (даже в Сочи, "даже" – имея в виду подготовительный пафос) видно, что торжественность уходит, все хотят фана и энтертаймента – да та же любовь к ямайским бобслеистам именно об этом. Какое к этому может иметь отношение подсчет медалей? Кто ж всерьез считает эти медали, чтобы негодовать по национальному признаку? Но это дело не новое, очевидно же, что в хоккее-футболе главнее будет НХЛ и, тем более, Лига Чемпионов, а не чемпионаты мира. Даже по футболу. Это уже такое почти отдельное развлечение, даже при всех понтах. Что уж тут – собрались на месяц, поиграли. Почти как студенты, вернувшиеся домой на каникулы в родной раён.
Откуда следствие – раз уж эти государственно-национальные основания размываются, то и Олимпиады примутся тоже мутировать. Государственными будут все больше понты принимающей стороны (в рамах экономических возможностей). И вот тут Сочи еще интереснее, именно с этой точки зрения. Общий тренд меняется, национальная гордость переформатируется на уровень раскрасок лиц национальными цветами. Средств в Сочи было вбахано столько, что никто следующий состязаться с этим не станет, так что переход от спортивных битв ко всеобщему луна-парку произойдет еще более естественно. Не, ну если больше всего смотрят и обсуждают открытие и закрытие, то как иначе?