Тема кризиса прочно заняла свои позиции и во взгляде на 2009 год, но им делоне ограничится. Новогодний опрос «Полит.ру» показал: многие наши эксперты иколлеги полагают, что России и миру предстоит решить ряд проблем, возникших ещераньше, «до нефтяного потопа» (издатель Дмитрий Ицкович), но все еще нерешенных. Кардинальных изменений в этом году может и не произойти, но он может оказатьсяподготовительным. Произойдет болезненная и вместе с тем позитивная селекция вэкономической и политической сферах, считает политолог Николай Петров (МосковскийЦентр Карнеги).
В мысли о том, что год будет очень тяжелым, сошлись историк Алексей Миллер,экономист Сергей Гуриев, филолог Михаил Золотоносов и политологи Алексей Макаркинс Дмитрием Орешкиным, а филолог и публицист Кирилл Рогов ожидает политическогокризиса.
Впоследнее время, можно сказать, мы жили, как Америка в 1920-е годы, когдаказалось, что после Первой мировой войны экономический рост будет постоянным.Вся страна считала, что все хорошо, а дальше будет еще лучше. Потом резконаступило отрезвление. Первый отрезвляющий момент - макроэкономическиепоказатели. Уже сейчас часть прогнозистов говорит о том, что темпыэкономического роста резко снизятся. Другие считают, что будет рецессия. Ожидаетсядостаточно высокая инфляция. «Есть опасность стагфляции, когда экономическаястагнация, безработица и инфляция существуют одновременно», - считает заместительгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Опытнымпутем мы узнаем, существует ли экономическое дно и где оно находится. Пооптимистическим прогнозам, уже в 2009 году Россия его достигнет.
Для мира спасение от кризиса может быть связано с «харизмой и готовностью к международномусотрудничеству нового американского президента», считает научный редактор«Полит.ру» Борис Долгин, основывая свой прогноз на том, что имеет место именнокризис доверия и лишь качественный скачок в этой сфере позволит переломитьтенденцию. Все это, как он ожидает, повлияет на ситуацию в международнойэкономике уже к концу первого квартала. Экономика России в рамках этого тренда,вероятно, тоже сможет остановить падение и начать подниматься, но наше дно можетпоказаться несколько позже.
Вполневероятно, что из-за кризиса российские власти успеют потратить большую частьрезервов, и между тем их не хватит, считает шеф-редактор ленты новостей«Полит.ру» Михаил Захаров. Тогда страшным будет слово «секвестр» - сокращениерасходов государственного бюджета. По его прогнозу, произойдет частичнаянационализация – российский крупный бизнес не сможет расплатиться по долгам,которые де-факто национализированы: «Хочется надеяться, что российские властисумеют с толком распорядиться резервами и выйдут с минимальными потерями».
В политическом отношении год может оказаться не менее трудным, чем вэкономическом. Это будет год, когда политическая система окажется перед новымивызовами и так или иначе модернизируется. «Вопрос только в том, будет ли эта модернизацияэволюционной или революционной, сможет ли нынешняя система сама себяусовершенствовать или ей на смену придет другая система», - считает политологНиколай Петров. В такой ситуации очень сложно строить прогноз. В отличие отобычной ситуации, когда меняется один фактор, сегодня слишком много внешних ивнутренних факторов, могут измениться, поэтому сочетание и последствия действияэтих факторов могут быть очень разными.
В 2009 году, как отмечают эксперты, потребуются очень серьезные решенияправительства, и самое главное - последовательность в этих решениях, чтобыизбежать наихудших сценариев. Опыт многих стран говорит о том, что самоеопасное - это непоследовательные решения, когда под влиянием тех или иныхлоббистских групп или просто общественного мнения, а иногда и тех и других,власть шарахается из стороны в сторону. Это наихудший сценарий.Последовательная реализация выбранного курса может смягчить последствиякризиса.
Важнаячасть решений относится к сфере антикоррупционного законодательства. В 2009году легче будет населению государств, в которых индекс коррупции минимален. «Именносочетание сегодняшней экономической ситуации и тех, как минимум, слов инамерений бороться с коррупцией, о которых мы услышали в 2008-м году, создаюткомбинацию, при которой борьба с коррупцией становится совершенно непреложнымфактором будущего», - считает директор Центра антикоррупционных исследований иинициатив Трансперенси Интернешнл-Россия Елена Панфилова. Без контроля зачиновничеством и финансами никакой кризис мы не сможем победить. «Поэтому в2009 году, я думаю, либо мы сможем начать двигаться в нужном направлении, либонам будет не очень хорошо»,- сказала она.
Если не будет эффективной антикоррупционной программы, если не будет снятоналоговое и административное бремя с малого бизнеса, Россию может ожидать новаяволна эмиграции. «Мы живем в глобальном мире, в условиях глобальной экономики… Житьи работать нужно там, где ты востребован. Эмиграция в страны ЕС, США и Канадуможет оказаться единственно возможным выбором для миллионов россиян», - считаетаналитик Роман Коноплев.
Вцелом ситуация будет создавать атмосферу раздраженности. «Будет раздраженная,не знающая, за что хвататься власть. Раздраженное и так же точно не знающеепутей общество», - считает Арсений Борисович Рогинский. В целом нас ожидаетатмосфера нагнетающейся раздражительности и неадекватных оценок событий. «Такоевпечатление, что страна ‘кончается’… Такое впечатление, что все плохо и идет кконцу», - сказал руководитель Центра cлавяно-германских исследований приИнституте славяноведения РАН Федор Успенский. С другой стороны, главныйредактор «Русского репортера» Виталий Лейбин ожидает, что в 2009 году мы,наконец, узнаем настоящую суперидею России.
На сегодняшний день кризис уже прошел фазу биржевого и банковского ипостепенно входит в фазу социального. Понятно, что макроэкономика влияет насудьбы людей. Мы сейчас начинаем вспоминать 1990-е годы, когда закрывались однипредприятия, но открывались другие, оказалась в кризисе старая экономика, нобурными темпами развивалась новая экономика. Человек мог при желании перейти изодной сферы в другую. Конечно, это удавалось не всем, но были возможности. «Сейчасвсе это «сдувается», при нынешнем кризисе новые возможности не появляются», -считает Алексей Макаркин.
Кроме того, изменилась психология управленцев. В 90-е годы существовалсценарий так называемых «красных директоров», которые патерналистски относилиськ своим сотрудникам. Они до последнего пытались сохранить коллектив, пускай спроблемами и с перебоями в зарплате. Новое поколение управленцев другое, у нихнет такой сентиментальности. Сегодня политикам приходится призывать управленцевне допускать необоснованных увольнений, потому что увольнение признается однимиз первоочередных решений в кризисной ситуации.
Возникает вопрос, насколько россияне смогут адаптироваться к кризису послепериода подъема. Многие говорят о том, что есть возможность подъема протестныхнастроений. Среди офисных сотрудников протестов не будет, по крайней мере, вклассическом виде: они не склонны к коллективным действиям. Проблемы могут бытьв двух слоях: среди пенсионеров и работников крупных промышленных предприятий.Пенсионеры уже имеют опыт коллективных действий и достаточно легко мобилизуемыв том числе за счет «сарафанного радио», считает Алексей Макаркин. Для нихлюбые ущемления прав без компенсации станут шоком. Второй группе - работникамкрупных промышленных предприятий - будет трудно устроиться на работу в другоеместо, пусть даже на меньшую зарплату и с худшими условиями, поскольку многиепредприятия являются градообразующими. Кроме того, величина таких предприятийспособствует коллективному протесту.
Щетина власти
В ситуации серьезного экономического вызова важно, как сработает российскаяполитическая система, будет ли власть реагировать на просыпающееся социальноенедовольство и общественные движения «гибко или же ощетинится иголками, как этоуже начинает происходить», считает Борис Долгин. В 2009 году мы увидим, будетли готова российская власть взаимодействовать с настоящим гражданскимобществом, а не с его муляжами. Пока что демократические инициативы Посланияпрезидента Медведева в отличие от его куда более сомнительных идей фактическисаботируются.
В 2009 году решится судьба атаки на «Мемориал». Чем раньше она захлебнется,тем меньше будет ущерб, уже нанесенный этой акцией репутации России, считаетБорис Долгин. «2008 год начался атакой на Европейский университет,заканчивается больными фантазиями о финансировании питерским «Мемориалом»экстремистских публикаций и конфискацией без описи материалов по историирепрессий и общественного движения в СССР. Очень надеюсь, что следующий годобойдется без новых глупостей подобного рода», - сказал аналитик.
В 2009 году рейтинг общественного доверия к первым лицам государства вРоссии заметно изменится, считают эксперты. Россияне уже резко перестали веритьтелевидению, заметила Маша Гессен, а в 2009-м году, по ее прогнозам, телевизор «сломается»окончательно.
Для мира 2009 год станет годом консолидации, по крайней мере, для егоЗападной части, считает Николай Петров. Возможно, в 2009 году мы дождемсясерьезного обсуждения проблем коллективной безопасности в рамкахевроатлантического пространства. «Мне кажется, что новая американскаяадминистрация будет готова к подобной постановке вопроса. Важно и то, что частьевропейских стран уже, кажется, тоже готова к этому», - считает Борис Долгин. Надотолько не пытаться заранее объявлять о полной замене существующих механизмов,иначе уровень сопротивления возрастет.
В 2009 году можно будет снова с интересом следить за процессами на Украине,где пройдут, как минимум, президентские выборы. Очень бы хотелось надеяться насмену власти в Грузии – там на редкость много серьезных фигур, готовыхотстаивать национальные интересы без авантюризма и истерики нынешнегопрезидента. Важно, чтобы они получили возможность реально влиять на ситуацию,но это не слишком легко решаемая задача, считает Борис Долгин.
«Также в 2009 году мы увидим, насколько (даже при даже оптимистическомсценарии, описанном выше), прочной является власть Коммунистической партииКитая, поскольку социальный вызов нынешней системе может оказатьсядействительно силен. Будем надеяться, что все обойдется – и послужит неусилению репрессий, а постепенному смягчению режима», - указывает он.
По словам Бориса Долгина, в рамках 2009 года, вероятно, будет намечен тотили иной вариант решения иранской проблемы – либо в виде сложно организованногокомпромисса, гарантирующего от угрозы ядерного агрессивного Ирана, либо вварианте силового подавления угрозы. Предпочтителен, конечно, первый вариант,но отсутствие в арсенале второго не позволит реализовать первый. «Надеюсь, что«свинцовый» намек в Газе не только содействует решению палестинской проблемы,но будет правильно понят в Тегеране», - заключает он.
Неподлежит сомнению, по словам научного обозревателя «Полит.ру» АлексеяКуприянова, что в 2009-м году весь ученый мир будет праздновать тройной юбилей:200 лет со дня публикации "Философии зоологии" Жана-Батиста Ламарка -книги, в которой, как (не вполне верно) считается, была изложена перваяэволюционная теория; 200 же лет со дня рождения Чарльза Дарвина, английскогонатуралиста-любителя, заложившего своими трудами основы современныхпредставлений об эволюции; 150 лет со дня публикации его книги"Происхождение видов", совершившей подлинный переворот в науке. Поего мнению, «именно давние события иногда дают основания для уверенности вбудущем».
Некоторыеэксперты считают, что 2009 год будет совсем не таким плохим, как многие ожидают.«Во-первых, он не будет високосным, во-вторых 2+9=11, что означает первый сортдва раза, если кто не понимает в нумерологии», - считает директор по развитию«Полит.ру» Олег Попов. Кроме того, как прогнозирует лингвист и гуманитарныймыслитель Ревекка Фрумкина, «Полит.ру» устоит.
Однимсловом, в 2009 году будет интересно.