7 февраля ВикторЯнукович, пророссийский лидер оппозиции, одержал победу с небольшимпреимуществом на украинских президентских выборах. Это было не столькорезультатом его усилий, сколько следствием того, что «оранжевый» лагерь не смогобъединиться и выполнить свои обещания. Янукович был единственной альтернативойдискредитированной власти, и поэтому он был фактически обречен стать украинскимпрезидентом «по умолчанию».
Многие в Украинесомневаются в легитимности победы Януковича, получившего 48,95% голосов против45,47% голосов, отданных Тимошенко. Число сторонников у лидера Партии регионовне увеличилось; он потерял сотни тысяч голосов, с тех пор как участвовал впредыдущих президентских выборах в 2004 г. В отличие от предыдущих украинскихпрезидентов, Януковичу не удалось получить абсолютное большинство голосов послевторого раунда. Более миллиона голосов были «против всех» (эта графа в бюллетенезначилась прямо под именами Януковича и Тимошенко).
На этих выборах уукраинцев не было героев, но они точно знали, против кого голосуют, – противнынешнего президента Виктора Ющенко и против премьер-министра Юлии Тимошенко,которые были союзниками во время Оранжевой революции, а сразу после нее стализаклятыми врагами.
Ющенко выбыл изсписка кандидатов с унизительным результатом – чуть больше 5% голосов, что иблизко не походило на результат, с которым он победил в 2004 г. (52%). У Тимошенко результат в первом раунде тоже небыл впечатляющим (она на 10% уступала лидеру оппозиции) и практически неоставлял шансов на победу во втором раунде.
Украинцы отвергли«оранжевых» лидеров, но не Оранжевую революцию. Дело не в том, что Януковичубедил большинство украинцев в необходимости обратиться к России или отказатьсяот демократии. Во время предвыборной кампании вопрос геополитического выборамежду Россией и Западом померк на фоне острых экономических проблем.
Люди ждали«украинского чуда» – надеялись, что страна вступит в ЕС, коррупцию уничтожат, авсех «бандитов посадят за решетку»; «оранжевый» лагерь разрушил эти надежды.Единственное, чего хотят от Януковича, – это чтобы он обеспечил Украинестабильность (это было главное обещание в его предвыборной кампании).
«Янукович хотя бы неврет и не ничего обещает, в отличие от Тимошенко, – говорит ТатьянаМельниченко, детский психолог из Киева. – Он находится под контролем своегоокружения, а Ющенко безумствовал, и никто ничего не мог сказать».
Янукович не предложилдля решения украинских проблем никаких новых вариантов, которые бы привлекли кнему новых сторонников. Последние пять лет он всё время критиковал «оранжевое»правительство за пререкания – за вычетом того короткого периода, когда сам былпремьером. Он услаждал слух своим традиционным избирателям из Восточной и ЮжнойУкраины: многие из них считали, что в 2004 г. он проиграл из-за фальсификации,и надеялись, что на выборах 2010 г. представится возможность взять реванш. Наэтих выборах стратегия Януковича сводилась к тому, чтобы не отпугнутьизбирателей. Он предстал сдержанным и мягким на фоне Тимошенко, которая веласебя нервно и агрессивно.
Предвыборная кампаниябыла конкурентной, но на самом деле выбор был фактически только из двухлидирующих кандидатов: Тимошенко и Януковича. Все хорошо знали, кто они такие,и иллюзий на их счет не было. Мрачный настрой избирателей отразился в шутке: «Унас две новости: хорошая и плохая. Хорошая – это то, что Юлия Тимошенко нестала президентом. Плохая – это то, что им стал Виктор Янукович».
На этих выборах небыло положительных эмоций вроде веры или надежды. Люди голосовали не за, апротив. Тимошенко этим пользовалась – особенно в Западной и ЦентральнойУкраине, которые, как известно, настроены против Януковича. Ее предвыборныелозунги гласили: «Голосуя против всех, вы голосуете за Януковича» и «Оставаясьдома, вы голосуете за Януковича»; благодаря им число голосов в пользу Тимошенковозросло.
Николай Смерека,университетский профессор из киевского областного штаба Тимошенко, возможно,уже перестал быть страстным приверженцем украинской Эвы Перон, но к Януковичуон относится еще хуже, и именно это нужно Тимошенко для ее борьбы послевыборов. «Разве мы можем позволить «Хаму» быть президентом теперь, после того,как мы однажды уже его отвергли? Разве это не тот же человек, который пыталсяфальсифицировать выборы в 2004 г.? Разве это не тот же безграмотный клоун ссудимостью, российская пешка, которая будет позорить нас перед всем миром?» – сетуетг-н Смерека.
В 2004 г. многимукраинцам Янукович казался смесью мафиозного Берлускони и сумасбродного Буша. Еслибы в то время донецкие олигархические кланы выдвинули менее противоречивогокандидата, революции, скорее всего, просто не было бы. После этого американскиеполитические консультанты, щедро спонсируемые металлургическим магнатом РинатомАхметовым, переработали имидж Януковича. Обновленный Янукович заговорилпо-украински и перестал использовать уголовный жаргон.
Тем не менее,Янукович был пророссийским кандидатом. Он обещал, что русский язык получитофициальный статус. Он также заверил Россию, что разрешит российскому флотуоставаться на Черном море, после того как в 2017 г. истечет договор. Онпризнает независимость Южной Осетии и Абхазии и растянет на определенный срокрешение вопроса о вступлении в НАТО.
Одновременно с этим Янукович попытался смягчить свою«пророссийскую» позицию. Почувствовав, что можно получать экономическую выгодуот Запада, он заинтересовался укреплением украинских связей с ЕС. Он такжепредложил новую газовую сделку с Москвой – поровну распределить контроль надтранзитными трубопроводами между Украиной, Россией и ЕС (многие опасались, чтов этом предприятии он львиную долю выделит России).
Янукович (каким бы иллюзорным ни было это впечатление) сталлучше понимать национальные интересы Украины; это помешало Тимошенко сноваустроить раскол, как это было в 2004 г., когда «прозападный демократ» выступалпротив «пророссийского автократа». Эта неудача стоила ей победы на выборах.
Вместо этого Тимошенко перехитрила саму себя. Она пыталасьзаигрывать с Россией, и в результате у нее стало меньше избирателей в ЗападнойУкраине. Кроме того, она повредила свой имидж демократического деятеля. Летом2009 г. она объединилась с Януковичем, чтобы внести поправки в конституцию,устранить всеобщие президентские выборы, парламентские выборы перенести на 2014г. и захватить власть. Именно Янукович в последний момент от этого отказался.
Кампания Тимошенко строилась на утверждениях, что она неоткажется от ответственности и будет оставаться премьер-министром даже внеблагоприятных обстоятельствах. Критики обвиняли ее в том, что онаиспользовала свою власть в правительстве и государственные средства, чтобыоказывать политическое давление на избирательный процесс.
Но другие смотрят на нее более доброжелательно. «Она гораздоболее харизматичный политик, чем Янукович, – отметил Сергей Киселев, политологиз Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии. – На этихвыборах она получила неожиданно хороший результат, если учесть, что она былапредставителем власти, которого считали ответственным за тяжелое положение вУкраине во время мирового экономического кризиса. Если бы она была в оппозиции,она бы без труда победила Януковича».
Украинская «железная леди» сейчас оспаривает результатыголосования, несмотря на то, что ее маневры, возможно, только затянут периоднестабильности в украинской политике и экономике. Центральная избирательнаякомиссия отказалась удовлетворить требования Тимошенко и пересчитать голоса;теперь осталась последняя возможность – оспорить результат в суде. Онаутверждает, что проиграла на выборах из-за того, что более1 млн. голосов былифальсифицированы (статья была написана до заседания суда – «Полит.ру»).
Совершивший исторический поворот Янукович будет защищатьсвою победу, ссылаясь на международное сообщество, которое отметило, что выборыбыли свободными и честными. Скорее всего, победит он. Будем надеяться, что,вступив в должность, Янукович вспомнит, что именно демократия и Оранжеваяреволюция привели его к власти и что большинство украинцев не уполномочили егоидти на уступки в ущерб национальным интересам.
Олена Трегуб – корреспондент украинского информационногоагентства «УНИАН» в США. Она приехала в Украину ко второму раунду президентскихвыборов.