будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Аналитика
Левинсон Алексей

Уж лучше враг, чем друг

Уж лучше враг, чем друг
98_levi

Российский внешнеполитический дискурс знает три состояния. Одно назовем повседневным – это воображение мира как пространства союзников и противников. Тогда политика – это союз с одними против других. Но есть еще два неповседневных состояния. Первое соотнесем с идеями всемирно-исторической миссии России: повести человечество к вечному счастью. Многие российские правители выступали с идеей всеобщего разоружения и мира, полюбовного объединения Европы или всего света. Объединение должно было свершиться под водительством или хотя бы при участии России. С такими идеями растворения Европы в России или растворения России в Европе (в их разной модификации) выступали российские императоры, а также Троцкий, Ленин, Сталин, Брежнев, наконец, Горбачев.

Когда такие варианты евроинтеграции по-российски не получались или разваливались, реакцией бывало другое неповседневное состояние: это своего рода торжественное переживание исторического одиночества России. Ему соответствует отказ верить не только во всеобщее братство народов, но и в обычное партнерство, договорное союзничество.

Эти состояния, а чаще – их комбинации окрашивали не только фактическую внешнюю политику государства, не только риторику политиков или прессы, но также и реакции общественного сознания на эту политику и риторику. Распространение того или иного варианта описанного дискурса в публике, обычно происходящее с большой задержкой, представляет собой, как сказано, реакцию на внешнюю политику. Но также оно образует и тот фон общественных настроений, который политики могут использовать по своему усмотрению. Этими настроениями можно иной раз пугнуть или очаровать какого-либо внешнего партнера, а можно контрастно выделиться на их фоне нарочитой мягкостью или резкостью своей позиции.

Таково их употребление для внешней политики. Еще более они интересны для правителей как ресурс в политике внутренней. Можно многое успеть сделать внутри страны на волне энтузиазма масс, охваченных хилиастическими по сути ожиданиями и настроениями. Но удобен для политиков и образ России, которую никто не любит, у которой «только два верных союзника – армия и флот». Это выражение приписывают императору Александру III. Он правил в позапрошлом веке, но многим россиянам эта формула кажется актуальной именно сегодня. Страна не раз считала себя находящейся в кольце врагов, и многие рядовые граждане в таком положении и сейчас находят известную психологическую комфортабельность. Тем более политики, которым она развязывает руки внутри страны. (Один журналист рассказывал автору, будто бы ему довелось быть в кабинете Фиделя Кастро во времена, когда Куба давно находилась в американской морской блокаде. Фидель якобы показал ему в окне на силуэты американских военных кораблей на горизонте, и сказал: если бы они ушли, нам пришлось бы сделать их из фанеры).

Исследованиями, которые проводил наш коллектив в эпоху «нового мышления», провозглашенную Горбачевым, удалось зафиксировать интересную смесь из «нового» и «старого» мышления, образовавшуюся в массовом сознании. Напомним, что буквально накануне первых выступлений Горбачева, открывавших цикл очередной разрядки, в советском официозе появились (в отсутствие каких-либо эксцессов во внешнеполитической ситуации) формулировки о том, что «мир никогда не стоял так близко к грани мировой термоядерной войны». И вот в одночасье все переменилось, бывшие враги обернулись друзьями. Мы засобирались в «Европейский дом» и даже подумывали о вступлении в НАТО. Эти веянья отразись и в массовом сознании: на вопрос «Кто друзья нашей страны?» часто давался ответ – «все». Но мелькала и тема нашего исторического одиночества: наши друзья «никто», «их нет». Особенно интересны были ответы про врагов (т.е. тех, кто к нам относится враждебно). Если не считать остатков прежних схем (враги – США, ФРГ, НАТО, Запад вообще), то реакций было три – «врагов теперь нет», «мы сами себе враги, не надо их искать кругом», и, наконец: «враги есть, только мы не знаем кто». (Сегодня ответы такие: считающих, что у России нет врагов, около 4%, считающих, что нет друзей – втрое больше).

Эпоха «нового мышления» быстро прошла. Российская внешняя политика сосредоточилась на контактах первого президента с лидерами великих держав, и на значительный период по видимости потеряла интерес к ближайшему окружению страны. Эта часть внешней политики пошла, так сказать, самотеком. Тогда казалось, что в ней нет никакой системы. Но теперь видно, что усилиями политиков второго эшелона, журналистов средней руки и чиновников не высших рангов, преследовавших каждый раз частные и сугубо внутренние цели, последовательно портились отношения с небольшими сопредельными странами. Зачем? – чтобы у своих формировался образ России, снова находящейся в окружении врагов с Запада. (Лишь много позже эта ситуация была обозначена в нашумевших программных выступлениях Путина). Начиналась эта политика с претензий того или иного рода к соседям по западной границе, с усугубления исторически существовавших или недавно образовавшихся проблем. В отличие от сталинской политики конца 1940-х годов, когда ставилась цель обращения любыми средствами этих стран в союзников, теперь предпринимались действия, которые могли иметь только противоположный эффект. Российское общественное мнение соглашалось с любыми частными доводами, начиная с «идеологических», касающихся «их» плохого отношения к нашим историческим символам, и до «экономических» – они должны платить больше за наше топливо. И эффект был достигнут. В биполярном мире, насаженном (как представляется россиянам) на ось Восток-Запад, он мог быть только одним. Эти страны поворачиваются к «Западу», уходят в Евросоюз и НАТО. (Мы говорим не столько о реальных юридически оформленных актах, сколько о картине, складывающейся в сознании российской публики). А эта причина уже является общей и фундаментальной для упомянутого ранее ощущения страны в осаде.

В мае 2010 года россиян попросили назвать по пять стран, которые они считали бы «наиболее недружественно, враждебно настроенными по отношению к России». Вот этот пояс нелюбви: (ответы расположены по убывающей частоте) Грузия (57%), Латвия (36%), Литва (35%), Эстония (28%). Далее в список вторгаются США (26%) и Афганистан (14%), но затем европейская цепочка продолжается: Польша (14%), Украина (13%). Собственно, на этом кончается западная граница России – и кончается список наиболее значимых ответов. Прочие страны назвали менее чем 10% опрошенных. Из западных соседей в списке нет (пока) Белоруссии.

Издавна ее место – во главе списка друзей (49%). Еще на западном направлении есть друг тем более дорогой, что он – давно побежденный противник. Это Германия. Теперь ее в недруги заносит только 1%, а в друзья – 24%. Есть и еще раньше поверженная Франция (другом ее считают 11%, недругом – менее 1%).

Отношение россиян к Украине – вопрос большой сложности. Еще при Кравчуке и Кучме к Украине были претензии и у российских верхов, и, как ни странно, у части массовой публики. Многие россияне считали Украину частью России, по недоразумению отделенной погранзаставами и таможней. Оранжевая революция была встречена российской политической верхушкой с неподдельным страхом. Им привиделась их судьба. Но страх был напрасен. В российском обществе не было той конфигурации сил, которая имелась в Украине. Властям ничего не угрожало. Но они развернули яростную антиоранжевую кампанию. Да и без нее российская публика почуяла, что «они от нас отвернулись». К 2006 г. Украина попала в пятерку недружественных стран. Но приход к власти Януковича, которого российская публика держит в пророссийских политиках, успокоил всех. Теперь Украину в друзьях видят 20%.

Как сказано, во главе списка дружественных к России стран – Беларусь. У нее весьма скверная политическая репутация в Европе. Для части россиян это обстоятельство само есть причина считать ее нашим другом – она враг моего врага. Для других представляет интерес ее президент. Когда-то его примеряли на место преемника Ельцина (в качестве президента российско-белорусского союзного государства). Окрыленный такой перспективой, он даже затеял нечто вроде предвыборной кампании в России, и в ряде регионов России начал обходить Ельцина по рейтингам. Этот эксперимент быстро свернули, но он мог подсказать тем, кто хотел найти Ельцину замену, что искать надо не среди демократов, а среди авторитарных (или потенциально авторитарных) правителей.

Характерно, что в списке друзей за Белоруссией идет Казахстан. Россияне не очень интересуются тонкостями политической системы в этой стране. Но им известно, что президент там, как и в Белоруссии, – бессменный. Это многим россиянам импонирует. Страна, как и Россия, живет экспортом сырья, словом, они – социально близкие.  

Еще более важным фактором симпатий к Белоруссии является то, что там, по убеждению многих россиян, «сохранилось все, как при советской власти». Желающих вернуть в России все к тому, как было до 1985 года, теперь меньшинство, но мысль о том, что лучше было бы советские устои сохранить, близка многим. И опыт Беларуси, законсервировавшей парадиз двадцатилетней давности, кажется им, подтверждает их главную претензию к «демократам» – ведь можно же было не ломать нашу жизнь…

Описанный выше процесс конверсии друзей во врагов продолжает работать. За время, пока готовилась эта заметка, Россия успела начать с белорусами «газовую войну». Когда будут испорчены отношения и с этим партнером, западную границу России можно будет считать надежно закрытой заслоном недругов.

Левинсон Алексей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).