будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Аналитика
Можегов Владимир

Важнейший плацдарм духовной власти

1.

Третий за последние два года визит патриарха Кирилла в Украину не оставляет сомнений относительно приоритетов внешней политики нынешнего предстоятеля РПЦ. Не удивляет и сам выбор направления. Ведь именно здесь, в Киеве, сходятся все важные для Кирилла векторы геополитических интересов.

Во-первых, Украина остается самой болевой точкой для РПЦ со времени филаретовского раскола и образования УПЦ (КП) в 1992 году. Во-вторых, именно Украина (вторая по величине каноническая область в православном мире) становится главной ареной схватки за мировое первенство между Московским и Константинопольским патриархатами. Наконец, Украина, через свои западные области (где особенно сильны позиции греко-католиков) – это прямой выход на Запад и потенциальное поле единоборства уже с папой Бенедиктом.

И здесь у Кирилла есть свои козыри. Когда-то Сталин, которому напомнили о политическом весе римского папы, саркастически осведомился: сколько у папы дивизий? И сегодня ни у Бенедикта, ни тем более у Варфоломея ни дивизий, ни атомной бомбы по-прежнему нет. Мотором же русской духовной экспансии, как и в прежние века, вполне могут служить «штыки империи». Не случайны и столь популярные сегодня тезисы «атомного православия», и пристальное внимание патриарха к объектам министерства обороны (освещение атомных ракетоносцев и проч.).

Отсюда становится ясным и стратегическое значение украинского плацдарма в отношениях Кирилла с властью. До сих пор все, что получала от власти церковь (реституция, религиозное образование в школах и т.д.) она получала в виде дивидендов, в счет оплаты бывших «грехов государства» и будущих успехов. И именно здесь, в Украине, где позиции РПЦ традиционно сильны, у Кирилла есть шансы продемонстрировать прагматичной в целом российской власти свою силу, полезность и эффективность, и превратится из все еще непонятного многим «идеологического балласта» в солидного, обладающего реальным весом политического игрока.

О том, насколько важна для Кирилла Украина и насколько связывают свои надежды с ней российская власть, говорит и история с признанием независимости Абхазии и Осетии. На недвусмысленные просьбы Кремля принять под свой омофор православных двух республик РПЦ вынуждена была ответить отказом. Что и понятно, признание абхазской и осетинской церквей становилось бы прецедентом, зеркальным отражением которого могло стать объявление автокефалии и признание Константинополем украинской поместной церкви. Кириллу, вероятно, не составило труда объяснить все это в Кремле, где быстро поняли, что размен двух пешек на ферзя – плохая игра и отступились. Кириллу же удалось извлечь из этой истории и некоторый пропагандистский капитал, представив ее как доказательство независимости РПЦ от Кремля.

Однако это же накладывает на Кирилла и некоторые обязательства. Украина остается не только эпицентром его собственных интересов, но и тем «вторым фронтом», успехов на котором от него с нетерпением ожидает российская власть. И для поддержания своего престижа и доверия власти, ему, во что бы то ни стало и в короткий срок необходимо эти успехи продемонстрировать.

2.

Какими же «мощностями» обладает Кирилл в Украине? Это конечно, позиции УПЦ (МП) – самой многочисленной и единственной (из трех) признанной всем православным миром украинской церкви (УПЦ МП насчитывает около 11 тысяч приходов, УПЦ КП - 4500 приходов, у УАПЦ, церкви, ведущей свою родословную с революционных времен, около 1200 приходов).

Но УПЦ (МП) обладает еще при этом и весьма широкой автономией, полученной после бурных событий 1991-92 гг. Этот местный «филиал Московской патриархии» практически независим от Москвы в поставлении собственных епископов, и в то же время украинские епископы, являясь полноправными членами Синода РПЦ, способны оказывать влияние на российские церковные дела.

Сохранение этого статус-кво сегодня, выгодно, похоже, обеим сторонам. Ценой предоставления автономии Московская патриархия и после провозглашения независимости Украины сохранила здесь свое немалое влияние (а могла бы лишиться всего). А УПЦ (МП), в свою очередь, ее положение дает возможности большого политического маневра между Киевом и Москвой (полная автокефальность, скорее всего, привела бы ее лишь к полному подчинению местной политической власти).

Позиции автокефалистов, однако, остаются очень сильны, а с их аргументами трудно спорить. Создание единой Украинской поместной церкви разрешило бы большую часть украинских проблем. Автокефалия исцелила бы практически все внутриукраинские расколы, а подчинение Вселенскому патриарху избавило бы украинскую церковь от чрезмерного влияния политиков Киева и Москвы (да и от Константинополя Украина достаточно далеко, при том, что мягкая власть либерального вселенского патриарха – совсем нет то, что жесткая «рука Москвы). Автокефалия – это законный и естественный выход и с точки зрения церковного права (у Константинополя канонических прав на Украину по крайней мере ничуть не меньше, чем у Москвы, особенно, учитывая всю скандальность присоединения украинской церкви к московской в 1686 году).

Автокефалия, наконец, разумна и с точки зрения исторической справедливости: нации взрослеют, встают на ноги, получают самостоятельность. И Москва точно так же в свое время получила независимость от Константинополя. Не повредила бы независимость при наличии доброй воли и отношениям церквей. Наоборот, обрубив неподъемный шлейф вековых обид, российские и украинские православные могли бы начать строить свои отношения заново и на равных, с чистого листа.

Все это вместе делает автокефальный проект крайне привлекательным. Но слишком много было наломано дров за последние двадцать лет, чтобы так легко и безболезненно срастить все переломы – это во-первых. Во-вторых, Украина – слишком серьезный геополитический субъект, чтобы что бы ее вопрос можно было запросто решить «в духе любви, братства и справедливости» (17 тыс. приходов Украины против 30 тыс. приходов в России – это цена вопроса, способного переломить все соотношения сил в православном мире). И, наконец, главное - автокефальный проект никак не может устроить ни российскую власть, ни патриарха Кирилла с его амбициями и видами на украинскую церковь.

3.

Победа Януковича резко укрепила позиции Кирилла и УПЦ (МП). Однако перспектива потерять Украину для РПЦ остается слишком реальной. Украинский вопрос обостряет и объективный фактор. Владимиру Сабодану в этом году исполняется 75 лет. Это тот возраст, когда резонно спросить – кто его заменит на Киевской кафедре?

При этом, большая автономность УПЦ не позволяет Кириллу просто навязать своего ставленника. Кандидатура должна устроить украинцев (да и есть ли здесь у Кирилла человек, которому он мог бы безусловно доверять?) Эта головная боль не в последнюю очередь и заставляет патриарха пасти свою украинскую паству особенно тщательно, опасаясь надолго оставлять ее без присмотра.

Но в такой ситуации у Кирилла может быть одно блестящее решение – попытаться самому возглавить украинскую церковь. Это предложение, от которого украинским епископам трудно было бы отказаться (особенно при настойчивом давлении киевской и московской власти). Такой ход вполне в стиле нынешнего патриарха и открывает перед ним манящие перспективы. Занять плюс к московской еще и киевскую кафедру – это шанс надолго стабилизировать ситуацию в Украине, обретя мощный плацдарм для решительного броска на Запад. Это не только чистая победа над Варфоломеем (а Украина – это почти треть всех православных приходов в мире), но и отличные позиции на переговорах с папой.

Не случайно, о такой возможности со ссылками на разные полуофициальные источники заговорили во время визита украинские газетчики и эксперты (украинская газета «Фокус» утверждает даже, что такой план впервые обсуждался на встрече Кирилла со спикером Рады Владимиром Литвином ещё в 2003 году).

В такой перспективе понятны становятся и затеи с выездными заседаниями Синода (и даже провозглашение Киева "синодальной столицей Московского патриархата"). Все это (наряду с учащающимися визитами) важно прежде всего психологически. Патриарх столбит свои владения, внушая слишком «самостийным» украинским епископам: "я здесь на своей территории", "я реальная власть", "пора привыкать" (последний мем, вброшенный Андреем Кураевым во время выборов патриарха в 2009-м, вполне подходит и для объяснения нынешней украинской ситуации).

Если таким настойчивым психическим прессингом сейчас удастся сломить волю украинских епископов и ослабить их «самостийные» настроения, то и последующее выдвижение своей кандидатуры не вызовет среди них больших возмущений, лишь окончательно парализовав волю к сопротивлению.

Косвенно о своих намерениях дает понять и сам Кирилл (он как-то обмолвился, что не прочь принять украинское гражданство) и его команда. Так еще перед началом нынешнего визита от пресс-атташе Одесской епархии УПЦ МП протоиерея Сергия Лебедева прозвучал призыв к президенту Януковичу ликвидировать регистрацию Киевского патриархата. А на выездном заседании Синода РПЦ в Киеве – громкий призыв раскольникам к покаянию и возвращению в лоно МП.

Угрозы лишить всех "альтернативных" государственной регистрации и одновременно призывы "сдаваться по-хорошему" - это пока еще мягкие предупреждения. А примеры зачисток альтернативных православных в России (например, отъемы храмов у ИПЦ в Суздале) могут служить наглядным уроком – вот что может ожидать в случае непослушания.

Но, наверное, самый серьезный аргумент Кирилла в увещевании украинских епископов – финансовый. Патриарх Варфоломей нищ, в то время как партия Януковича на местах прямо финансирует епархии УПЦ (МП), а возможности Кирилла и Кремля с точки зрения украинских епископов – вообще безграничны.

И все-таки, киевский престол остается пока прекрасной мечтой патриарха Кирилла. Решится ли он на радикальные шаги в реальности? Украина – это все еще не Россия. Это очень эмоциональный, непрестанно волнующийся и взрывоопасный политический мир, любое покушение на автономию которого чревато крайне болезненной реакцией. Попытка получения власти в Киеве может пройти совсем не так гладко как в Москве. Лишение (де-факто) УПЦ (МП) независимости может вызвать и обратный эффект: утрату доверия в народе к «москальской церкве», массовый исход епископов из УПЦ (МП), резкий рост влияния УПЦ (КП) и УАПЦ, и, как итог, - реванш Константинополя в виде объединения и признания «альтернативных» православных.

Запалом к обвалу может послужить какая-нибудь неучтенная мелочь, какой-нибудь казус, неосторожное слово, вызвавшее неожиданный резонанс... А результатом «безоговорочной победы» окажется окончательное оформление раскола, откуда и до политического раскола Украины недалеко. Подобные страхи не могут не посещать Кирилла. Потому и вопрос о будущей церковной власти в Украине остается открытым и неоднозначным, не менее чем вопрос о конфигурации российской политической власти в 2012-м.

4.

То, что розыгрыш «украинского гамбита» остается крайне непростым, можно было видеть и по нынешнему визиту, особенности которого определила смена политической власти в Украине. Если первая поездка в еще «оранжевую» Украину носила характер «героического рейда» во вражеский тыл, то нынешняя больше походила на торжественный марш победителя. Тут же, однако, проявилась и вся неоднозначность нового положения вещей. Многие комментаторы отмечали настроения разочарования, раздражения и утрату интереса к визиту в народе ввиду чрезмерного использования административного ресурса (например, акции в Одессе, на которые планировалось, по уверениям прессы, собрать до 200 тысяч паломников, едва собрали 10 тыс.).

Представления о сложности украинской «партии» может дать и российская история отношений церкви и общества. Еще в 90-х и начале 2000-х Русская церковь обладала немалым духовным авторитетом (обязанная им конечно мученикам за веру советских времен). Но уже к середине 2000-х стало окончательно ясно, что РПЦ предпочла конвертировать этот капитал в свои отношения с властью, а не «печалование о народе». В результате мы видим сегодня крепкий тандем светской власти и РПЦ (фактически в роли ее официального идеолога), и одновременно – утрату доверия и разочарование в РПЦ у активной части общества. Прежде всего, конечно, разочарованы христианские интеллигенты, во времена застоя и ранней перестройки приложившие немало сил к восстановлению церкви, и связывавшие с ней свои надежды на духовное возрождение страны.

Поворотным моментом в этом смысле стали выборы патриарха 2008-го года, во время которых мощные потоки компромата были вылиты на главного конкурента Кирилла – митрополита Климента. Ведущим тезисом кампании (имевшей целью переломить негативный образ Кирилла, сложившийся после скандалов, связанных с акцизами на беспошлинную торговлю РПЦ в середине 90-х) был следующий: водкой, табаком, а также мерседесами (под видом карет Скорой помощи) торговал именно Климент, а не Кирилл, а всю торговлю покрывал лично патриарх Алексий. Результат же получился двоякий. С одной стороны, Кириллу удалось обойти конкурента и получить ключи от патриаршего кабинета в Чистом переулке. А с другой, немалая часть общества, склонная до того с недоверием относиться к слухам о торговых махинациях РПЦ, получила им ясные подтверждения. Не слишком выиграл от нового скандала и имидж самого Кирилла (чьим непосредственным подчиненным во время акцизного скандала и был Климент). Таким образом, непосредственный результат «духовной баталии» вышел крайне двусмысленный.

Сегодняшняя мощная «информационная поддержка» патриарха, конечно, делает свое дело. Но и здесь возможности пиара не безграничны, и, глядя на снижающиеся рейтинги Путина, можно прогнозировать его пределы. Понятно, что от подобных трансформаций (только еще более быстрых и бурных) не застрахован имидж московской патриархии и в сегодняшней Украине.

5.

Поговорим, наконец, и о том оружии, с которым наступает патриарх Кирилл на «украинском фронте». Помимо тактики «профилактики раскола», о которой мы уже говорили, это, прежде всего, стратегические планы «русского мира», и мощная пиар поддержка.

В прошлом году нести идеи «русского мира» в Украину патриарху помогали отряды «Ночных волков» под предводительством Александра Залдостанова. Нестандартный поход акционеров мог бы оказаться весьма эффектным, если бы не небольшой казус. Нечаянно выложенная в ЖЖ фотография девицы топлес на байке с развивающимся за ее спиной стягом с ликом Христа Спасителя (образ, являющий одновременно парафраз парижской коммуны а-ля Делакруа и сексуальной революции 60-х) вызвал изрядный скандал в среде православных. В этом году в роли группы поддержки патриарха выступил сам премьер-министр РФ В.В. Путин, появившийся в рядах завоевывающих Севастополь байкеров на трехколесном «Харлее» (и, что любопытно, тоже с проповедью любви и свободы).

 

Но эффект пиара бьет, как видим, иногда мимо цели. Что же до «русского мира», то и этот идеологический конструкт может сработать лишь в том случае, если его базой станет добрая воля простых людей. Ведь никто, в общем-то, и не сомневается в том, что русские, белорусы и украинцы – братские, родственные народы, которым надо жить дружно. В плане личного общения никаких проблем между нами кажется и не возникает. Другое дело – политика, в которой со времен Киевской Руси тянется длиннющий шлейф амбиций, зла и обид. Опасаясь (и справедливо) их ворошить, наши идеологи предпочитают звонкие песни о «русском мире». Но весь конструкт, повторим, держится лишь на добрых традициях в соседских отношениях. И здесь на патриарха действительно ложится важная миссия и большая ответственность – смягчить негативный эффект от циничных игр политиков, попытаться найти и поднять из глубины наших отношений нечто главное и, сквозь все политические интриги, вынести это главное на глаза людям, найдя для этого нужные слова, способные достучатся и умягчить их сердца.

Увы, именно здесь и обнаруживает себя все бессилие профессиональных пиарщиков и «эффективного менеджмента». И дело очевидно не в недогадливости, неталантливости или в несчастных свойствах характера. Амбиции патриарха явным образом Кирилла далеко выходят за рамки роли «доброго пастыря». Но выходят они и за рамки (традиционной для Русской церкви роли) прилежного слуги государства.

Покорение Украины призвано продемонстрировать Кремлю, что "надгосударственные аргументы" патриаршей власти - это действительно серьезно с точки зрения геополитики. Ведь патриарх может пройти там, где буксуют колеса государства. Кирилл в Украине, как законный пастырь, - у себя дома, в то время как Путин и Медведев – всего лишь почетные гости.

«Священство выше царства» - этой идеей своего предшественника на патриаршем престоле, патриарха Никона, и руководствуется Кирилл в своей деятельности. Украина - только первый, жизненно важный для него плацдарм, необходимый для броска дальше, на Запад, где он может побороться за мировое влияние и с папой Бенедиктом, и с исламскими лидерами. И здесь его главным козырем остаются государственная мощь России, и ее особое геополитическое положение между Востоком и Западом.

«Саммит религиозных лидеров», сообщество «традиционных цивилизаций», особый «религиозный комитет при ООН» - об этих политических проектах Кирилла, которые он начинал осуществлять еще в сане митрополита, несколько подзабыли газетчики, но, конечно, не забыл сам Кирилл. Всем этим проектам еще, вероятно, предстоит сыграть свою роль в будущих событиях. Не стоит недооценивать Кирилла. Его цель – не Украина, а борьба за "духовную власть" в мировом масштабе. Способен ли он достичь этой власти и какой она будет – это уже другой вопрос.

Можегов Владимир
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).