В понедельник вечером состоялись первые в истории украинских президентских выборов телевизионные дебаты между кандидатами на первый пост государства. Виктор Янукович и Виктор Ющенко сошлись в словесной дуэли по четырем темам, длившейся в прямом эфире более 100 минут на Первом национальном канале украинского телевидения. Социологи французского Фонда гуманитарных исследований имени Пьера Бурдье провели телефонный опрос 1500 жителей Киева, Харькова, Днепропетровска, Севастополя и Львова. Данные опроса показали, что 68% избирателей отдали предпочтение Януковичу, 23% — Ющенко, 9% затруднились с ответом. Всего же дебаты смотрели 37,2% украинских телезрителей.
Студия была оформлена в стиле омоновских щитов с клепками, однако никакого столкновения так и не произошло.
Исход дебатов — практики, заимствованной из американского опыта — во многом зависит от непосредственных реакций кандидатов, их манеры держаться и держать удар: их программы избиратели уже знают, и основной интерес зрителя вызывает именно поведение двух соперников, оказавшихся лицом к лицу.
Виктор Ющенко, пришедший на дебаты с личной чашкой со своей избирательной символикой и постоянно из нее что-то пивший, выглядел больным. Во время речи своего оппонента смотрел вниз, судорожно перебирал бумажки, которыми активно пользовался, выступая сам. В начале речи персонифицированное обращение к избирателям было явно сильным ходом, позже он привел стихотворение Василия Симоненко:
Для тебя я жемчуг в душу сею,
Для тебя и мыслю, и живу.
Удалитесь, Штаты и Рассея, —
У меня с Отчизной рандеву
(пер. ред)
Эмоциональный настрой Януковича был гораздо лучше, чем у Ющенко. У него глаза «смеялись» и были добрыми, что явно развеивало насаждавшийся оппозицией образ «премьера-уголовника». Стоял прямо, фиксировано, говорил четко, простыми, доступными фразами, что, впрочем, объясняется тем, что украинский язык для Януковича не родной (в этом смысле дебаты на украинском языке давали Ющенко стартовое преимущество) и говорить на нем сложно и образно он попросту не мог. Произнося заключительное слово, он и вовсе перешел на русский язык, тем самым, отдав дань своему электорату и показав, что тоже может говорить и выразительно. Повезло ему и со жребием: именно он открывал и закрывал дебаты.
Хотя дебатов как таковых не было. Каждый из кандидатов произносил заранее подготовленный текст. Ни один из них не задавал прямых вопросов оппоненту и не отвечал на них. Вопросы, которые все-таки были заданы (Такие как, «Почему вы не рассказываете о своих партнерах, с которыми вы перегоняли золотовалютные резервы на Кипр и принесли убытки более 20 миллиардов?»- с одной стороны, и «Вы бы хотели видеть своим партнером страну, где теневая экономика достигает 55% и нет признаков прозрачности и конкурентности?» — с другой), были скорее риторическими, и ответа так и не получили.
Янукович и Ющенко в ходе теледебатов неоднократно упрекнули друг друга в непрофессионализме. Янукович назвал команду Ющенко представителями старой, обанкротившейся власти, тем самым, поставив под сомнение один из главных тезисов кампании Ющенко — о его оппозиционности. Янукович напомнил, что Ющенко работал председателем Национального банка и правительства. По его словам, Украина пережила в то время период гиперинфляции. Именно тогда, по словам Януковича, возникло недоверие к власти. Вспоминая свою работу в регионе, Янукович сказал, что думал о том, «когда же они (власть) нахапаются, когда это закончится, и когда они уже подумают о народе».
В свою очередь, Ющенко продолжил тему «бандитской власти», главную в cвоей предвыборной кампании, намекая на то, что у его оппонента есть связи с криминальным миром, и употребляя выражения: «козлы», «жить по понятиям» и так далее. Однако дальше намеков дело не пошло.
Комментируя социальную политику Ющенко, стал сравнивать статьи бюджета на медицину и на услуги для высших чиновников, не в пользу медицины. И напомнил, что его правительство в 2000 году профинансировало социальные расходы на 90% выше, чем в 1999 году. «Село начало вставать с колен, получив 2 миллиарда гривен кредитов». А недавно введенные пенсионные надбавки Януковича, по словам Ющенко, «носят временный характер и не включены в бюджет на следующий год». Янукович же напомнил, что он у власти всего два года, и что он и есть та «новая власть», которая разгребает завалы власти старой, т.е. в бытность премьером Ющенко, а социальные программы и рост пенсий и зарплат будет продолжен.
Вопрос о внешнеполитической ориентации также не вызвал острой дискуссии.
Янукович заявил, что в случае его избрания главой государства Украина будет развивать взаимовыгодное сотрудничество в энергетической сфере с другими странами, «в первую очередь с Россией». Премьер подчеркнул, что Украина вместе с Россией должна также рассмотреть вопрос создания совместной системы безопасности и считает создание Единого экономического пространства вместе с Белоруссией, Казахстаном и Россией выгодным для Украины.
В свою очередь, Ющенко не дал четкого ответа о приоритетах внешней политики в случае избрания его главой государства. По его мнению, Украине не выгодно терять рынок РФ, но, в то же время, «будет большой ошибкой, если мы не сядем на европейский поезд». Ющенко пообещал, что в случае избрания президентом, примет решение о выводе украинского военного контингента из Ирака и предпримет усилия для того, чтобы максимально упростить процедуру пересечения границы с Россией и Белоруссией.
Заключительная часть дебатов осталась скорее за действующим премьером. Виктор Ющенко в ударной части своего выступления решил привести анекдот-притчу: «За управление самолетом сели слепые командир и штурман. На ощупь они включили двигатель, тумблеры, и самолет помчался по взлетной полосе. Испуганные пассажиры смотрят в иллюминатор, а там — бетонная стена, такая как в Борисполе (международный аэропорт в Киеве — ред.) в конце аэропорта. До нее остается 500 метров, потом 400, 300, 200, и тут люди в самолете закричали от страха. Услышав этот крик, слепой командир потянул на себя штурвал, и самолет взлетел. Когда все успокоились, в полной тишине слепой говорит: рано или поздно они не закричат и мы все-таки врежемся в стену. Уважаемые избиратели, давайте не ждать, пока мы врежемся в стену, надо менять командиров!».
Виктор Янукович завершил более энергично: «Я также хотел бы сказать вам, пан Ющенко, что для вас любая власть преступна, если она не принадлежит вам лично. Я знаю, что та ложь, к которой вы все время апеллировали все эти два года с тех пор как ушли из власти, очень легко разбивается. Почему вы не рассказываете о своих, так называемых, „подвигах“ в кавычках? <…> И я, как верующий человек (а вы очень часто говорите о морали) часто обращался к Богу, чтоб Бог простил Вас за ваш грех. И я еще списывал, на то, что, возможно, вы в болезненном состоянии находитесь, и ваши эмоции, так как вы сами сказали, вами руководят…»
Но в итоге, кандидаты, выбравшие тактику осторожных дебатов, и не доведя их до скандала, сделали примерно тоже самое, что в день первого тура, не допустив столкновения у стен ЦИК.