будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 19, 2025
Аналитика
Сергунин Александр

Восточное измерение ЕС и Россия

В течение последних 15 лет отношения между Россией и ЕСразвивались динамично. При всей неровности этого процесса, наблюдался очевидныйпрогресс в различных сферах двустороннего взаимодействия ЕС-России – в областиэнергетики, перевозок, информационных технологий, телекоммуникаций, экологии,визового режима, образования, науки и культуры. ЕС стал для России крупнейшимторговым партнером и источником инвестиций, а Москва стала для Европы главнымпоставщиком энергии. Эти два игрока стараются скоординировать свои глобальные ирегиональные стратегии так, чтобы повысить безопасность во всем мире и в ихнепосредственном окружении. Так, начиная с 2000 г. Москва принималадеятельное участие в инициативе Северного измерения ЕС, в рамках которой северо-западныерегионы России были вовлечены в интенсивное региональное взаимодействие ссоседними странами. Была создана прочная юридическая и институциональнаяплатформа для двустороннего сотрудничества (срок действия Соглашения опартнерстве и сотрудничестве (СПС, 1994 г.) истек в 2007 г., и с тех пор оноежегодно продлевалось). В мае 2005 г. были приняты так называемые «дорожные карты» по общимпространствам ЕС и России.

Число проектов сотрудничества между Россией и ЕС возрастало,но ряд факторов ограничивал их возможности. Среди этих факторов важную рольиграли постоянное недоверие и предвзятость; сопротивление бюрократии какБрюсселя, так и Москвы; авторитарные тенденции в российской внутренней политике;сложные отношения между «старыми» и «новыми» членами ЕС; конфликты интересов напостсоветском пространстве; и (как уже упоминалось) недоработки в устаревающем СПС.Поэтому, говоря о дальнейшем сотрудничестве ЕС-России, важно иметь в виду, что всложившейся ситуации присутствуют как препятствия, так и новые возможности длявзаимодействия. Проект «Восточного партнерства» (ВП) в этом смысле неисключение.

В 1990-е гг. руководство в Москве доверяло региональным инициативамЕС и поощряло участие российских пограничных регионов в различных трансграничныхпроектах сотрудничества. Однако в 2002-2003 гг. Польша (тогда еще кандидат навступление в ЕС) предложила программу «Восточного измерения», которая должнабыла включить в себя, прежде всего, Белоруссию, Украину и Молдавию и только вовторую очередь – российскую Калининградскую область. После этого в Москве сталис большим подозрением относиться крегиональным проектам Брюсселя, касающимся ее ближнего зарубежья. В России сталисчитать, что скрытая цель таких инициатив состоит в том, чтобы подорватьроссийские геополитические позиции в ее традиционной сфере влияния.

Поэтому в 2004 г. Европейскую политику соседства (ЕПС) в Москве принялихолодно и отказались от того, чтобы участвовать в этом проекте, а вместо этогопровозгласили особый статус отношений с Брюсселем. По той же причине Россия сбольшим подозрением относилась к таким региональным проектам, как Черноморскаясинергия (апрель 2007 г.),СтратегияЕС для нового партнерства с Центральной Азией (июнь 2007 г.), Арктическаястратегия (ноябрь 2008 г.)и Балтийская стратегия (июнь 2009 г.).

ВП было учреждено на саммите в Праге (7 мая 2009 г.); в его состав вошлишесть постсоветских государств (Белоруссия, Молдавия, Украина, Армения,Азербайджан и Грузия). Согласно пражскойдекларации, «главная цель Восточного Партнерства – создать условия дляактивизации политических взаимоотношений и дальнейшей экономической интеграциимежду Европейским Союзом и заинтересованными странами-партнерами… С этой цельюВосточное Партнерство будет стремиться поддерживать политические и социально-экономическиереформы в странах-партнерах, способствуя их приближению к Европейскому Союзу».В частности, перед ВП поставлены следующие задачи:

  • Дальнейшее развитие двусторонних отношений между ЕС и другими странами-партнерами с целью заключить Договор об Ассоциированном Членстве между ЕС и теми странами-партнерами, которые хотят и могут соответствовать определенным обязательствам. В свою очередь, новые Договоры об Ассоциированном Членстве обеспечат создание широких и универсальных зон свободной торговли, где позитивные стороны торговой и инвестиционной либерализации будут усилены регулирующей моделью, что приведет к приближению к стандартам и законам ЕС.
  • Европейский Союз будет отдельно с каждой страной развивать Комплексную Программу Создания Организационной Инфраструктуры (Comprehensive Institution-Building Рrogramme), чтобы улучшить их административные функции, в том числе с помощью тренингов и технической поддержки.
  • Будет повышаться мобильность граждан партнерских стран; с этой целью будет ослаблен визовый режим и заключены соглашения о реадмиссии; вместе с тем будет вестись борьба с нелегальной миграцией, а система пограничного контроля будет усовершенствована.
  • Еще одна задача ВП состоит в том, чтобы повысить энергетическую безопасность путем сотрудничества в вопросах долгосрочного, стабильного и безопасного энергоснабжения и транзита, а также с помощью усовершенствованной системы управления ресурсами, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.

К проекту ВП Москва отнеслась одновременнонастороженно и скептически, так как российское руководство не было уверено, чтоЕС действительно стремится к тому, чтобы повысить вокруг себя стабильность ибезопасность, а не к тому, чтобы подорвать российские геополитические позиции врегионе. Программа ВП задевает Москву, прежде всего потому, что в этом регионеМосква основательно заинтересована как стратегически (союз с Белоруссией,военно-техническое сотрудничество с Белоруссией и Арменией, военный конфликт сГрузией, поддержка независимости Абхазии и Южной Осетии), так и экономически (инвестиции,торговля, энергоснабжение и т.д.). Основныепункты, беспокоящие Россию, сводятся к следующему:

  • Москва озадачена мотивацией стран-партнеров. Грузия и Украина, конечно, ясно заявляли о своем намерении вступить в западные институты, занимающиеся экономикой и безопасностью (ЕС и НАТО), но Армения и Белоруссия – это стратегические союзники России, которые нуждаются в экономической и военной помощи со стороны Москвы. Молдавия и Азербайджан тоже в высшей степени заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Москва не понимает, почему эти страны обратились к ЕС, при том, что они не смогут получить от Брюсселя ни серьезной финансовой поддержки, ни какой-либо политической или экономической выгоды. Вскоре после пражского саммита лидеры ЕС ясно дали понять шести странам-партнерам, что ВП не представляет собой путь к членству в ЕС и что (по крайней мере, в ближайшем будущем) существенного ослабления визового режима не будет.
  • Многие российские эксперты полагают, что ЕС заинтересован в ВП прежде всего потому, что рассчитывает благодаря ему добиться проведения альтернативных трубопроводов в обход России (например, «Набукко» или «Белый поток»).  Грузия и Украина важны в качестве стран-транзитеров, в то время как Азербайджан может служить одновременно и источником, и транзитером энергопоставок. Однако российские специалисты сомневаются, что эти планы реалистичны, и считают, что без участия России новые схемы транспортировки энергии обречены на провал.
  • Как уже упоминалось, некоторые российские аналитики полагают, что «тайное предназначение» ВП состоит, в частности, в том, чтобы подорвать геополитическое господство России в Восточной Европе и на Кавказе. Для ЕС Россия – это ревизионистская держава, которая стремится вернуть себе былую власть на постсоветском пространстве. Российско-грузинский вооруженный конфликт в 2008 г. и «газовые войны» с Украиной Брюссель счел свидетельством империалистических намерений России. В этом смысле, некоторые российские эксперты усматривают в создании ВП попытку ЕС вывести шесть постсоветсвких государств из российской сферы влияния и установить над этими странами своего рода протекторат.
  • Ряд российских экспертов выражает глубокое сомнение в способности ЕС на самом деле всерьез изменить природу существующих режимов в странах-членах ВП, превратив их в процветающие государства, разделяющие европейские ценности и идеалы (это одно из официальных возражений против ВП). У ЕС нет таких огромных средств, чтобы добиться желаемого результата (ему сложно «переварить» даже так называемых «новых» членов Союза). Нынешнее поколение политиков на постсоветском пространстве готово лишь симулировать приверженность демократии и либерализму, а не следовать этим ценностям на практике.
  • Некоторые российские аналитики подозревают, что с помощью ВП Брюссель хочет вновь внести проблему Калининграда в двустороннюю повестку ЕС-России – на брюссельских условиях. В таком ключе они истолковали ряд заявлений, сделанных польскими дипломатами, которые говорили, что некоторые программы, связанные с ВП, могут затронуть Калининградскую область.
  • Необходимо также отметить, что между самими участниками ВП существуют серьезные разногласия, которые могут помешать реализации этого проекта. Так, проблема Нагорного Карабаха по-прежнему является препятствием для сотрудничества Азербайджана с Арменией. Молдавия имеет непростые отношения с Румынией из-за попыток последней вмешиваться во внутренние дела первой (весна 2009 г.). Учитывая специфику отношений между Румынией и Украиной, Бухарест периодически предъявляет Киеву претензии по поводу соблюдения прав румынского населения ряда украинских приграничных территорий. Все три страны по-разному подходят к урегулированию конфликта в Приднестровье.
  • Неоднозначно и отношение стран-членов ЕС к самому проекту ВП. Аналитики обратили внимание на тот факт, что лидеры таких влиятельных стран ЕС, как Англия, Франция, Италия и Испания, не приехали на пражский саммит по ВП. Помимо них, это мероприятие проигнорировали высшие руководители Австрии, Португалии, Люксембурга, Мальты и Кипра. Тем самым они продемонстрировали тот факт, что ВП явно не относится к числу их важнейших внешнеполитических приоритетов.
  • Под ВП пока не подведен должный финансово-экономический фундамент. По причине глобального финансово-экономического кризиса и необходимости оказания помощи странам-«новичкам» ЕС не в состоянии выделить солидные средства на реализацию проекта. По тем же причинам он не может также привлечь на эти цели ресурсы международных финансовых организаций и частного капитала. Выделяемые ЕС на 2010-2013 гг. 600 млн. евро являются лишь символической суммой, которая не в состоянии помочь участникам ВП в решении их проблем. При этом выделяемая сумма оказалась почти в два раза меньше обещанной ранее.
  • Нельзя не отметить определенную непоследовательность ЕС в планировании и реализации региональных измерений своей политики «нового соседства». Так, несмотря на то, что в пражской декларации было специально подчеркнуто, что ВП не является помехой реализации существующих двусторонних и региональных проектов, неясно, как ВП будет «уживаться», например, с «Северным» (инициированным еще в 1997 г.) и особенно черноморским (стратегия Евросоюза под названием «Синергия Черного моря», обнародованная в апреле 2007 г.) измерениями политики ЕС. Оба указанных измерения территориально, содержательно и организационно во многом пересекаются с ВП. Так, например, участниками черноморского сотрудничества являются пять из шести участников ВП (кроме Беларуси). Характерно, что некоторые европейские аналитики (особенно французские эксперты) сами выражают озабоченность относительно того, не составит ли ВП конкуренции поддерживаемой Парижем идее «Средиземноморского союза».
  • Многие российские эксперты считают, что все эти нестыковки приведут к многочисленным параллелизмам и дублированию аналогичных инициатив ЕС в этом регионе, а также к финансовым и организационным проблемам при реализации проекта ВП. Поэтому неудивительно, что после начала шведского председательства в ЕС (это произошло после учреждения ВП, в июле 2009 г.) финансирование ВП фактически прекратилось из-за финансовых затруднений ЕС (при том, что Швеция, как  и Польша, была одним из инициаторов ВП).

Резюмируем. Складывается впечатление, что российскомуэкспертному сообществу и политическим деятелям не хватает ясного и объективноговзгляда на ВП и его роль для России. Большинство российских экспертов оцениваютВП и его перспективы либо отрицательно, либо скептически. Зачастую преобладают эмоциональныеи субъективные оценки, которые не находят надежного эмпирического подтверждения.У России нет здравой стратегии в отношении ВП, и это становится источникомвзаимного непонимания в двустороннем сотрудничестве ЕС и России. Этонепонимание препятствует диалогу между Брюсселем и Москвой. В результате,политика и ЕС, и России зачастую кажутся путаницей, а не здравой и дальновиднойстратегией.

См. также:

  • Себастьян Шеффер. «Восточное партнерство» и Российская Федерация: от нулевой суммы к положительному результату 

Сергунин Александр
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).