Прошло немноговремени с тех пор, как на пражском саммите в мае 2009 г. было учреждено«Восточное партнерство» (ВП); но за это время новая региональная инициативаЕвросоюза успела стать поводом для сильного беспокойства. Сомнения по поводуэтой инициативы выражали государства-участники ЕС (например, Франция илиИспания), которые традиционно ориентировались на южных соседей Евросоюза, атакже участники ВП (например, Украина), которые опасались, что этот проект непринесет им пользы.
Беспокойство,прежде всего, вызвано тем, что создание ВП, кажется, неизбежно приведет косложнениям отношений между ЕС и Россией. Москву тревожит опасение, что ЕСстремится подорвать российское влияние в постсоветских странах, которые вошли всостав ВП. Кремль использует выражение «сфера влияния» в геополитическомконтексте, что подразумевает игру с нулевым результатом. Однако у Брюсселя иМосквы есть и пересекающиеся интересы в сфере Восточного партнерства ЕС, тоесть правильнее было бы говорить о «рассредоточении интересов». В такомконтексте допустима возможность игры с положительной суммой. Чтобы достичьнаилучших результатов, следует наладить контакт; это касается и ЕС, и России,но особенно Брюсселя. Я постараюсь показать, что главные опасения и проблемыРоссии, перечисленные в статье Александра Сергунина, можно разрешить путемналаживания контактов. Я распределил все эти пункты по темам, чтобы нерассматривать каждый в отдельности.
Энергетическаябезопасность.
Если ЕСудастся наладить отношения со странами на Кавказе, это даст возможностьпровести альтернативные трубопроводы за пределами Российской Федерации. Нетруднопонять, почему именно это так беспокоит Россию, но ВП не станет основнойплатформой для продвижения таких проектов, как «Набукко» или «Белый поток».Кроме того, ВП допускает возможность создавать межгосударственные проекты,включающие в себя третьи страны (например, Россию), а это может улучшитьпоставки энергии через Украину, что выгодно и Москве. Ни одна сторона независит односторонне от другой: Россия и ЕС взаимозависимы. Даже если появятсяальтернативные пути энергопоставок, государства-члены ЕС всё равно будутнуждаться в российских поставках – как в среднесрочной, так и в долгосрочнойперспективе. В то же время, ЕС нужен России как покупатель, потому что онпредставляет собой крупнейший рынок для экспорта энергоносителей.
Замороженныеконфликты.
Нетсомнений в том, что серьезные разногласия имеются не только между странами,вступающими в ВП (вроде Армении и Азербайджана), но и между членами ЕС истранами ВП (например, между Румынией и Молдавией), а также между членами ВП итретьими сторонами (в частности, между Грузией и Россией). ВП может стать тойплощадкой, с которой начнется движение к разрешению этих конфликтов. Благодарямежгосударственному уровню взаимодействия и возможности вовлечения третьих странВП предоставляет удобную возможность для более тесного сотрудничества ивыстраивания доверительных отношений.
Финансированиеи расхождение приоритетов внутри ЕС.
Безусловно,приоритеты в отношении Восточного партнерства у государств-участников ЕСразнятся. Это приводит к проблемам с финансированием ВП. Те участники ЕС,которые с давних пор были больше заинтересованы в других регионах, несогласятся на то, чтобы финансы перенаправлялись странам Восточного соседства вущерб сферам их интересов. Кроме того, очевидно, что для осуществления всех запланированныхэтапов проекта потребуется больше средств, чем было выделено. Тем не менее,нужно набраться терпения и посмотреть, какими будут первые результаты. Если онибудут положительными, это может привлечь дополнительное финансирование, и тогдановый многолетний бюджет, начиная с 2014 г., вероятно, будет значительно большеи позволит выделять средства всем странам, на которые распространяетсяЕвропейская политика соседства (ЕПС), - и восточным, и южным.
Дублирование инициатив.
В ближайшем будущем региональные инициативы смогутсмягчить разногласия, неизбежные внутри союза из 27 (и более) стран; однакоесть риск, что если региональных инициатив будет слишком много, это приведет кдублированию структур. Этот момент особенно значим в отношении ВП иЧерноморской синергии. Здесь преимуществом обладает ВП, потому что онпредставляет собой более гармоничное единство. Россия сама хочет, чтобы у нее сЕС были особые отношения, поэтому на нее не распространяется ЕПС, восточнымизмерением которой стало ВП. Кроме того, возможные проекты не требуютсогласования с Москвой, как это происходит в случае с Черноморской синергией.
Неоднородность стран-участников ВП.
Конечно, странам ВП проще функционировать в одной командес ЕС, чем если бы они объединились с Россией, Турцией или даже с южнымисоседями ЕС; но, тем не менее, у каждой из них складываются свои специфическиеотношения с ЕС. Грузия и Украина, очевидным образом, стремятся к членству в ЕС,в то время как Азербайджан едва ли ставит перед собой такую цель. Это как разта ситуация, в которой нельзя рассуждать в терминах игры с нулевой суммой: всестороны только выиграют, если Брюссель будет яснее выражать свою позицию. Тогдау стран ВП появилось бы более отчетливое представление о перспективах членства,как в случае с западно-балканскими странами. ВП как таковое может статьальтернативным путем к интеграции, включающим в себя начальную интеграцию однихсфер и не требующим прогресса в других стратегических областях. Страны, которыене стремятся к членству в среднесрочной перспективе, могут тоже принять участиев этом процессе. Кремлю нужно показать, что речь идет не о ЕС илиРоссии, а о ЕС и России. Интеграция по сферам, кроме того, стабилизируетобстановку в российском «ближнем зарубежье», а от этого выиграет российскаяэкономика.
У ВП есть огромный потенциал налаживания отношений нетолько между входящими в него странами и между ними и ЕС, но и между ними итретьими странами – например, Россией. Чтобы воспользоваться этим потенциалом,ЕС следует приложить больше усилий в вышеупомянутых сферах. Брюсселю следуетналадить связь с Москвой. Есть вероятность, что благодаря недавнему введению, всоответствии с Лиссабонским договором, должности высокого представителя Союзапо иностранным делам и политике безопасности, удастся избежать противоречивых сигналовв отношении Восточного партнерства со стороны Кремля. ЕС должен серьезноотнестись к проблемам, которые беспокоят Россию, и попытаться убедитьроссийское правительство в том, что ВП может быть выгодно обеим сторонам. В тоже время, России не следует воспринимать всё происходящее в СНГ в терминах игрыс нулевой суммой. Иначе она рискует утратить ту важную роль, которую она сейчасиграет в отношении Брюсселя на западе и в отношении Китая на востоке региона. Предупреждениемможет служить выход Грузии из СНГ (в августе прошлого года) и отсутствие главнекоторых государств (Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Казахстана) на последнемсаммите в Кишиневе.
Себастьян Шеффер (Sebastian Schäffer) – научныйсотрудник и лектор на кафедре сравнительной политологии в Университете имениЭрнста Морица Арндта в Грайфсвальде (Ernst-Moritz-ArndtUniversity Greifswald).