будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Аналитика
Шеффер Себастьян

«Восточное партнерство» и Российская Федерация: от нулевой суммы к положительному результату

Прошло немноговремени с тех пор, как на пражском саммите в мае 2009 г. было учреждено«Восточное партнерство» (ВП); но за это время новая региональная инициативаЕвросоюза успела стать поводом для сильного беспокойства. Сомнения по поводуэтой инициативы выражали государства-участники ЕС (например, Франция илиИспания), которые традиционно ориентировались на южных соседей Евросоюза, атакже участники ВП (например, Украина), которые опасались, что этот проект непринесет им пользы.

Беспокойство,прежде всего, вызвано тем, что создание ВП, кажется, неизбежно приведет косложнениям отношений между ЕС и Россией. Москву тревожит опасение, что ЕСстремится подорвать российское влияние в постсоветских странах, которые вошли всостав ВП. Кремль использует выражение «сфера влияния» в геополитическомконтексте, что подразумевает игру с нулевым результатом. Однако у Брюсселя иМосквы есть и пересекающиеся интересы в сфере Восточного партнерства ЕС, тоесть правильнее было бы говорить о «рассредоточении интересов». В такомконтексте допустима возможность игры с положительной суммой. Чтобы достичьнаилучших результатов, следует наладить контакт; это касается и ЕС, и России,но особенно Брюсселя. Я постараюсь показать, что главные опасения и проблемыРоссии, перечисленные в статье Александра Сергунина, можно разрешить путемналаживания контактов. Я распределил все эти пункты по темам, чтобы нерассматривать каждый в отдельности.

Энергетическаябезопасность.

Если ЕСудастся наладить отношения со странами на Кавказе, это даст возможностьпровести альтернативные трубопроводы за пределами Российской Федерации. Нетруднопонять, почему именно это так беспокоит Россию, но ВП не станет основнойплатформой для продвижения таких проектов, как «Набукко» или «Белый поток».Кроме того, ВП допускает возможность создавать межгосударственные проекты,включающие в себя третьи страны (например, Россию), а это может улучшитьпоставки энергии через Украину, что выгодно и Москве. Ни одна сторона независит односторонне от другой: Россия и ЕС взаимозависимы. Даже если появятсяальтернативные пути энергопоставок, государства-члены ЕС всё равно будутнуждаться в российских поставках – как в среднесрочной, так и в долгосрочнойперспективе. В то же время, ЕС нужен России как покупатель, потому что онпредставляет собой крупнейший рынок для экспорта энергоносителей.

Замороженныеконфликты.

Нетсомнений в том, что серьезные разногласия имеются не только между странами,вступающими в ВП (вроде Армении и Азербайджана), но и между членами ЕС истранами ВП (например, между Румынией и Молдавией), а также между членами ВП итретьими сторонами (в частности, между Грузией и Россией). ВП может стать тойплощадкой, с которой начнется движение к разрешению этих конфликтов. Благодарямежгосударственному уровню взаимодействия и возможности вовлечения третьих странВП предоставляет удобную возможность для более тесного сотрудничества ивыстраивания доверительных отношений.

Финансированиеи расхождение приоритетов внутри ЕС.

Безусловно,приоритеты в отношении Восточного партнерства у государств-участников ЕСразнятся. Это приводит к проблемам с финансированием ВП. Те участники ЕС,которые с давних пор были больше заинтересованы в других регионах, несогласятся на то, чтобы финансы перенаправлялись странам Восточного соседства вущерб сферам их интересов. Кроме того, очевидно, что для осуществления всех запланированныхэтапов проекта потребуется больше средств, чем было выделено. Тем не менее,нужно набраться терпения и посмотреть, какими будут первые результаты. Если онибудут положительными, это может привлечь дополнительное финансирование, и тогдановый многолетний бюджет, начиная с 2014 г., вероятно, будет значительно большеи позволит выделять средства всем странам, на которые распространяетсяЕвропейская политика соседства (ЕПС), - и восточным, и южным.

Дублирование инициатив.

В ближайшем будущем региональные инициативы смогутсмягчить разногласия, неизбежные внутри союза из 27 (и более) стран; однакоесть риск, что если региональных инициатив будет слишком много, это приведет кдублированию структур. Этот момент особенно значим в отношении ВП иЧерноморской синергии. Здесь преимуществом обладает ВП, потому что онпредставляет собой более гармоничное единство. Россия сама хочет, чтобы у нее сЕС были особые отношения, поэтому на нее не распространяется ЕПС, восточнымизмерением которой стало ВП. Кроме того, возможные проекты не требуютсогласования с Москвой, как это происходит в случае с Черноморской синергией.

Неоднородность стран-участников ВП.

Конечно, странам ВП проще функционировать в одной командес ЕС, чем если бы они объединились с Россией, Турцией или даже с южнымисоседями ЕС; но, тем не менее, у каждой из них складываются свои специфическиеотношения с ЕС. Грузия и Украина, очевидным образом, стремятся к членству в ЕС,в то время как Азербайджан едва ли ставит перед собой такую цель. Это как разта ситуация, в которой нельзя рассуждать в терминах игры с нулевой суммой: всестороны только выиграют, если Брюссель будет яснее выражать свою позицию. Тогдау стран ВП появилось бы более отчетливое представление о перспективах членства,как в случае с западно-балканскими странами. ВП как таковое может статьальтернативным путем к интеграции, включающим в себя начальную интеграцию однихсфер и не требующим прогресса в других стратегических областях. Страны, которыене стремятся к членству в среднесрочной перспективе, могут тоже принять участиев этом процессе. Кремлю нужно показать, что речь идет не о ЕС илиРоссии, а о ЕС и России. Интеграция по сферам, кроме того, стабилизируетобстановку в российском «ближнем зарубежье», а от этого выиграет российскаяэкономика.

У ВП есть огромный потенциал налаживания отношений нетолько между входящими в него странами и между ними и ЕС, но и между ними итретьими странами – например, Россией. Чтобы воспользоваться этим потенциалом,ЕС следует приложить больше усилий в вышеупомянутых сферах. Брюсселю следуетналадить связь с Москвой. Есть вероятность, что благодаря недавнему введению, всоответствии с Лиссабонским договором, должности высокого представителя Союзапо иностранным делам и политике безопасности, удастся избежать противоречивых сигналовв отношении Восточного партнерства со стороны Кремля. ЕС должен серьезноотнестись к проблемам, которые беспокоят Россию, и попытаться убедитьроссийское правительство в том, что ВП может быть выгодно обеим сторонам. В тоже время, России не следует воспринимать всё происходящее в СНГ в терминах игрыс нулевой суммой. Иначе она рискует утратить ту важную роль, которую она сейчасиграет в отношении Брюсселя на западе и в отношении Китая на востоке региона. Предупреждениемможет служить выход Грузии из СНГ (в августе прошлого года) и отсутствие главнекоторых государств (Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Казахстана) на последнемсаммите в Кишиневе.

Себастьян Шеффер (Sebastian Schäffer) – научныйсотрудник и лектор на кафедре сравнительной политологии в Университете имениЭрнста Морица Арндта в Грайфсвальде (Ernst-Moritz-ArndtUniversity Greifswald).

См. также:

  • Александр Сергунин. Восточное измерение ЕС и Россия

Шеффер Себастьян
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).