будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
католицизм религия Ганс Кюнг
Ноябрь 9, 2025
Аналитика
Муравьев Алексей

Выбор Магди и выбор доктора Кюнга

Выбор Магди и выбор доктора Кюнга
religion-2603-1
Фото: catholiclane.com

Магди Кристиано Аллам, итальянский журналист, которого крестил папа Бенедикт XVI 22 марта 2008 г., решил покинуть церковь, в которую он «больше не верит». В программной статье с объяснением своего шага он довольно невнятно написал, что «верит в Христа, но не видит больше смысла в церкви». В чем же дело? Неужели католическая церковь и правда не отвечает на вызовы времени?

Магди Кристиано Аллам

Когда Аллам принял христианство, то он сделал это в ответ на месседж Бенедикта, который предложил «покончить с релятивизмом». Иначе говоря, он предложил Алламу такой вариант христианства, который подобно исламу был максимально определенным и дистанцировался от любвеобильного и примиренческого отношения к другим религиозным традициям. Магди Аллам пишет, что он против глобализма и категорически не понимает, как папа Иоанн Павел II мог целовать Коран, а папа Бенедикт мог молиться в сторону Мекки, держа руку на том же Коране в Голубой мечети Истанбула. «Я против добризма (buonismo)», - заявляет Магди, считающий в частности, что политика потакания в отношении мигрантов из мусульманских стран погубит Италию.

Он сделал свой выбор «с внутренним страданием», но отвергая ложь и страх, которые он вкупе с «папалатрией» (преклонением перед саном папы) считает недостойными христианина. Как и положено новообращенному, он выступает за максимальную ясность свидетельства церкви как перед лицом иных религий и, прежде всего, ислама, так и перед лицом секулярного мира.

Политическая линия и в целом позиция, которая возмутила Магди, заставляет помимо обычных историй про «чрезвычайную гибкость» Ватикана вспомнить о человеке, которому 19 марта исполнилось 85 лет, о богослове Гансе Кюнге, заслуженном профессоре Тюбингенского университета и президенту Stiftung Weltethos (Фонда глобальной этики). Именно внутренний диалог с Кюнгом и идеями, им развиваемыми, привел папу Бенедикта к противоречивым действиям в красивом михрабе мечети Султан-ахмет в бывшем Константинополе. Швейцарский священник Кюнг оказался знаменем церковной модернизации в католицизме. Он был участником главного модернизационного собора – Второго Ватиканского, но пошел куда дальше этого собора, вызвавшего в католической церкви немало споров. Часть этих споров продолжается и поныне, особенно спор об истине. И это спор имеет прямое отношение к уходу Магди Аллама из церкви, ибо спорит он с Кюнгом и с Кюнгом, по сути, соглашается.

Ганс Кюнг

Часто говорят, что Кюнг – идеолог глобализма и суперэкуменизма, и это отчасти верно. Но, по сути, Weltethos, «Мировой этос» - это не особое прочтение католицизма, не модернизация его. Это, по сути, отказ от традиционного христианства в пользу нового прочтения религиозности. Религиозность «мирового этоса» - это отказ от собственно религиозной онтологии в пользу своеобразной этики. Эта этика – этика всеобщей ответственности и ненасилия. В декларации прямо говорится, что «существует согласие между религиями, которое и может явиться основой для мирового этоса — минимального базового консенсуса относительно общих ценностей, неизменных стандартов и фундаментальных моральных позиций».

Это постулируемое Кюнгом согласие – где-то очень глубоко, на доконцептуальном уровне. Консенсус же нужен для установления Нового мирового порядка, некоего прожективного будущего, описываемого в категориях равенства, бесконфликтности и равноправия. Мировой этос практически объявляет церковь устарелой и ненужной, ибо в Новом мировом порядке люди будут реализовывать все религиозные потребности не через апелляцию и общение с Абсолютом, а через общение с другими людьми и через них выходить на Бога.

Иллюстрация: weltethos.org

Этос (греч. ἦθος) переводится как «способ действия, образ жизни», это такой придуманный Аристотелем (в его двух «Этиках») способ описывать и регулировать поведение людей без прямой апелляции к идеальным основаниям. В этом смысле «глобальный этос» Кюнга и выглядит как  отказ от собственно религии в ее традиционном понимании в пользу античной или возрожденческой религиозности. Потому что в обычном смысле религия это не «новое сознание этической ответственности», которое, согласно Кюнгу, «пробудилось» в человечестве. В обычном смысле религия – это институционализированная связь с  высшим существом, которая, помимо эксклюзивности, предполагает целый ряд различных символических привязок к тому, что называется онтологией, к самому Бытию и, прежде всего, к той исключительной правде, которую религиоведы именуют «откровением».

Глобальный этический человек Кюнга безоружен не только перед средневековым по духу исламом, опирающимся на фундаментальное прочтение религиозных правил и мифов. Такой человек не найдет управы и на традиционного православного. А управу искать вынуждает цивилизационный выбор, который просматривается за «этосом» Кюнга. Дело в том, что христианство, как и ислам, складывалось на сломе от античности к средневековью на Востоке, когда онтологическая проблематика и онтологический дискурс царили над всеми прочими. И уж точно в средневековье не говорили про «этос». Византино-русское православие, как и ислам, не выражает требований к человеку через идею бесконфликтного и уютного мира как цели. Цель человека определяется как посмертное блаженство, эсхатологический прорыв («небесный Иерусалим»). Эти мифологемы задают и средства – аскетизм. При отказе от онтологической повестки становится необязательным и аскетизм. Отказываться от удовольствий этическая парадигма предлагает для других людей. Это устроит большинство жителей Земли в принципе. Фундаменталистская и традиционалистская этика требует того же (принесения себя в жертву людям), но через отказ от себя ради Абсолюта.

В Кюнге есть какой-то шестидесятнический протест против вертикальной религиозной онтологии. Недаром он не придумал никакой определенной метафизической позиции для обоснования своих взглядов. Его мысль – чистый либерализм, борьба против авторитарных институциональных структур. Его задачей было «примирение» церкви католической с другими церквами, для чего нужно было демонтировать вертикальность, которая мешала договориться. В своей работе «Церковь» Кюнг произвел несколько важных исторических «зондирований», чтобы обосновать главный свой тезис: Церковь как власть и как структура есть девиация, искажение первоначального христианского смысла, вложенного в понятие Ἐκκλησία. И он во многом прав – за время после «константиновского мира» (легитимизации и огосударствления) власть, которую получила церковь, исказила ее природу и замутнила ее взор. И эту проблему, считает Кюнг, надо решать через реформы. Но они невозможны, пока в силе остается константиновская конструкция, не позволяющая обрести «единство в множественности». Примерно это предлагал недавно политтехнолог С. Белковский с поправкой на российскую действительность, и его предложения «самораспуститься» вызвали даже в среде православных определенное сочувствие.

 Идея Кюнга как нельзя более подходит для современного секуляризированного сознания, которое саму церковь-организацию видит устаревшей надстройкой, наростом на теле «чистого института». Но здесь и начинается «платонический» уклон. И Магди Аллам, и большинство простого верующего народа интуитивно не разделяет «чистый институт» и эмпирического «папу». Они хотят видеть в папе или патриархе традиционную вертикаль, не соприкасающуюся с другими вертикалями и противостоящую им, но в то же время ругают «папалатрию», папопоклонничество. И здесь мы видим традиционную диалектику христианства. С одной стороны оно соединяет, солидаризирует людей через приверженность их к Абсолюту, большему, чем все отдельные личности. С другой – оно разделяет, признавая только одну правду, и это понимал уже Христос, говоря об обоюдоостром мече и о разделении мужа и жены, отца и сына. Так устроена религиозная вера.

Доктор Кюнг попытался ее переформулировать - и добился запрета на преподавание от лица церкви. Тогда он решил придумать для христиан и приверженцев других религий новую религиозность на основе харизматической традиции раннего христианства и элементов экуменизма. Тот факт, что папа Бенедикт XVI встретился с Кюнгом, может обозначать, что в тяжелом кризисе западного христианства даже модель доктора Кюнга не кажется в Ватикане столь уж смелой. Но конечно, надо понимать, что такой выбор, который, как можно понять, еще не состоялся окончательно, приведет не столько к соединению, о котором мечтает швейцарский богослов, сколько к уходу верующих энтузиастов вроде Магди Кристиана Аллама на поиски неинституализированной формы христианства.

С другой стороны алармизм Кюнга и его «мирового этоса» вполне оправдан. Счет идет на минуты, мир меняется радикально, и то, что церковь не готова обсуждать эти изменения во всей полноте, может привести к непредсказуемым последствиям.

Муравьев Алексей
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).