будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Аналитика
Абдрисаев Бактыбек

Выборы в Киргизии: рождение демократии?

7 апреля 2010 г. разъяренные толпы атаковали киргизскуюправительственную резиденцию и свергли режим Курманбека Бакиева.Клептократическое правительство стало сопротивляться, применяя смертельноеоружие против протестующих. Среди них был мой племянник Рустан. Вчера его женародила ему первого сына — Белека. Его рождение почти совпало с киргизскимипарламентскими выборами и ознаменовало завершение еще одного периодабеременности — того, что последовал за революцией. Родилась ли в Киргизииподлинная демократия? Время покажет; но то, каким образом в Киргизии будетразвиваться демократия, очень важно для Белека и его поколения.

Первичныепроявления были хорошими. Насилия не было, несмотря на то, что на избирательныхучастках царила атмосфера несколько неуравновешенного энтузиазма. Былиразговоры о том, что голоса подтасовывались, но это свидетельствует только отом, что теперь в стране есть значительное число хорошо организованных иэнергичных политических партий. Первые результаты уже говорят о том, что спрошлым удалось порвать. До настоящего момента всеобщие выборы неизменноприводили к закреплению уже сложившейся власти, сконцентрированной в Бишкеке —какой бы она ни была. Если учесть, в какое смятение повергали киргизов события,происходившие в стране в последнее десятилетие, правомерно было подозревать, чторезультаты будут именно такими. Но по итогам выборов, проходивших 10 октября,абсолютных победителей не было. Пять партий оказались потенциальнымикандидатами на формирование нового правительства: одна из них очевидным образомсвязана с фигурами бакиевской эпохи, а остальные представляют различныеоппозиционные политические направления.

ЭпохаБакиева прошла, но вопрос в том, можно ли преодолеть ее мрачное наследие. ПутьБакиева к власти начался с рейда на джалал-абадское подразделение Национальногобанка — это было зимой 2005 г. Государственные средства Бакиев использовал длятого, чтобы собрать под свое начало оппозицию Акаева и облегчить себе путь кпрезидентству. Это в метафорической форме обозначило все последующие события. Втечение пяти лет Бакиев наносил Киргизии огромный ущерб, потому что он управлялстраной так, будто она была его вотчиной. Его приспешники взяли под контрольделовое сообщество, и у власти могли находиться только те, кто проявляллояльность. Повсеместно царила идея, что все возможности следует использоватьдля личного обогащения и ради выгоды своих родственников и кланов. Такиепонятия, как общественное доверие и работа на пользу стране, стали не более чемпредметом насмешек.

Бакиевпроявил себя сильным лидером, сконцентрировавшим вокруг себя власть. Онзаявлял, что ему удалось стать престижным и авторитетным президентом. На самомделе он добился обратного результата. Настоящий показатель силы любогоправительства — это легитимность, которую оно приобритает в глазах своегонарода. Бакиев использовал свою власть, чтобы обогащаться самому и приумножатьблагосостояние небольшой банды своих приверженцев. В результате ему удалосьрадикально подорвать легитимность и власть киргизского правительства; ни одиниз его предшественников так не преуспел в этом, как он. Поздней веснойразгорелось насилие и начался произвол. Волна насилия достигла наивысшей точкив первую неделю июня в городе Оше; в каком-то смысле она была предсказуемымрезультатом того, как Бакиев обращался с государственными институтами.

Послесвержения Бакиева в Киргизии начался период небывалого национализма,сопровождающийся зачастую резкой и вызывающей опасения риторикой. Отчасти этонапоминало ксенофобию, которую мы наблюдаем во многих странах, когда начинаютсяэкономические сложности и растет уровень безработицы: в такие моментыменьшинства и иностранцы становятся готовыми мишенями для ненависти. Но вслучае с Киргизией дело было еще и в том, что коррумпированную власть Бакиева,по мнению населения, иностранцы с легкостью могли использовать в своихинтересах. Какими бы ни были подлинные мотивы сделки, которую Бакиев заключил самериканцами по поводу базы в Манасе, большинство киргизов убеждены, что он этосделал ради собственного обогащения и что киргизское правительство от этогопрактически ничего не получило. Эти подозрения сейчас только возросли из-заманиакальной секретности, которой окружены все операции американской стороны.Америка, которая регулярно сотрудничает с национальными нефтяными компаниями вдругих странах, отказалась вести дела с недавно восстановленной киргизскойнефтяной компанией. Это вызывает сомнения в благонамеренности США и свидетельствуето том, что Америка с недоверием относится к нашей зарождающейся демократии.

Однакотеперь киргизская вера в демократию должна будет пройти испытание. В числоскептиков входят наши соседи из Центральной Азии, которые, конечно, боятьсянашего желания построить у себя демократию. Тревогу вызывает то, что средискептиков находится и Россия, которая (совершенно неправомерно) обиделась нато, что мы начали отходить от жесткой президентской системы российского образцаи приближаться к европейской континентальной модели. Дело в том, что этасистема работала в России, но для Киргизии была катастрофой. В ближайшее времяследует прекратить риторику противостояния и перейти к насущным вопросампрактической политики. Из конкурирующих партий нужно сформировать крепкоеправительство, способное сотрудничать с президентом Розой Отунбаевой, которая ив дальнейшем будет контролировать внешние и внутренние дела в сферебезопасности.

Унового правительства будет три главных задачи:

  • Восстановить соблюдение правопорядка в киргизском государстве, пресечь произвол и насилие, которые сейчас распространились по всей стране, особенно на юге; защищать основные права всех граждан независимо от их этнической принадлежности. Это значит, что нужно восстановить уважение к правительству на юге страны – в области, которая уже фактически превратилась в автономный регион и где притеснение меньшинств стало чем-то вроде политического спорта.
  • Выстроить отношения с международным сообществом. В первую очередь, нужно будет лавировать в отношениях между США, Россией и Китаем и, главное, постараться сделать так, чтобы легитимные интересы всех трех стран удовлетворялись без ущерба для киргизской суверенности и независимости. В этом смысле сложнее всего будет разобраться с проблемами вокруг «Манаса» (для многих киргизов это такая сточная яма коррупции) так, чтобы война с «Талибаном» в Афганистане не подрывала киргизскую демократию. Но Киргизия также должна выстроить отношения с двумя более крупными, чем она, центральноазиатскими соседями – Казахстаном и Узбекистаном. Оба сейчас ведут себя так, как будто демократические выборы в Киргизии содержат в себе угрозу для них. У них нет никаких правомерных оснований для беспокойства. Бацилла демократии, даже если ей удастся прижиться в Киргизии, едва ли будет распространяться наподобие бушующей эпидемии.
  • Восстановить государственную экономику. Для этого нужно создать атмосферу стабильности и сделать так, чтобы правительство перестало участвовать в бизнесе. Нужно также привлекать в страну иностранных инвесторов и собирать налоги, чтобы правительство могло покрыть самые насущные расходы. В конечном счете, настоящие результаты испытания демократии в Киргизии проявятся в том, смогут ли благодаря ей Белек и его поколение жить мирно, обеспеченно и безопасно. Об успехе демократии можно говорить лишь в том случае, если она обеспечит стабильность и создаст такую экономику, в условиях которой умные и трудолюбивые граждане становятся богаче.

БактыбекАбдрисаев был послом Киргизии в США с 1997 по 2005 гг. Сейчас он приглашенныйпрофессор истории и политологии в Университете долины Юта (Utah ValleyUniversity).

Абдрисаев Бактыбек
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).