будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Аналитика
Финкель Евгений

Зачем Бушу еще один план?

В последнее время обнаружился ставший неожиданным для многих наблюдателей всплеск дипломатической активности на израильско-палестинском направлении. Зачем он понадобился? Во-первых, провалившись в Ираке, Джордж Буш-младший отчаянно пытается закончить свое пребывание в Белом Доме хоть какой-то, пусть даже самой минимальной дипломатической победой на ближневосточном фронте. Во-вторых, сфокусировав внимание американской и мировой общественности на проблемах Святой Земли, и тем самым отодвинув Ирак на второй план, республиканцы пытаются улучшить свои шансы в предвыборной гонке, до финала которой осталось чуть больше года. И пусть сам Буш покинет Белый Дом в конце 2008, партийная принадлежность его преемника, несомненно, занимает центральное место в мыслях как самого президента, так и его окружения. В-третьих, в очередной раз продемонстрировав свою заботу о мире и безопасности Израиля, республиканцы надеются привлечь симпатии традиционно отдающих большее предпочтение Демократическую партию американских евреев, голоса которых, благодаря высокой концентрации еврейского населения в нескольких густонаселенных штатах, вполне могут оказаться принципиально значимыми. Кроме того, когда над Ближним Востоком сгущаются тучи новой вероятной войны – на сей раз с Ираном, любое затишье в израильско-палестинском конфликте оказывается к месту.

И если бы всего этого было недостаточно, то захват власти в Секторе Газа исламистами ХАМАСа, по сути – раскол государственных и административных структур Палестинской Автономии на две враждующих и не признающих друг друга части – ХАМАС в Газе, правительство ФАТХа под руководством Аббаса и Файяда на Западном берегу Иордана, не оставил США выбора. В сложившейся ситуации американцы просто обязаны были попытаться реанимировать мирный процесс, тем самым усиливая своих союзников из ФАТХа и ослабляя новоявленное ответвление знаменитой оси зла, теперь проходящей по маршруту Тегеран-Дамаск-Газа.

В своем выступлении 16 июля Буш представил общественности новый план возрождения мирного процесса. Впрочем, для людей, знакомых с американской ближневосточной риторикой, речь Буша выглядела всего лишь как повторение давно известных обтекаемых лозунгов. Президент в очередной раз подтвердил свою приверженность идее сосуществования в мире и безопасности «двух демократических государств» – Израиля и Палестины, призвав палестинцев отказаться от террора, а израильтян – от строительства незаконных поселений и форпостов. Особое внимание было уделено вопросу демократии – Палестинское государство обязано быть демократическим, палестинцы, подобно витязю на распутье, должны сделать выбор между дорогой демократии и мира и дорогой террора и экстремизма. Противостояние в Палестине ФАТХа и ХАМАСа, США воспринимает как один из эпизодов общерегионального (Ливан, Ирак, Афганистан) противостояния «умеренных» и «экстремистов» и как часть глобальной борьбы за демократию. Впрочем, Буш предпочитает не вспоминать о том, что на вполне демократических выборах в Палестинское Законодательное Собрание победу одержали именно исламисты ХАМАСа.

Как и ожидалось, позиция США по отношению к ХАМАСу осталась неизменной. Глава американской администрации в очередной раз заявил о невозможности контактов и переговоров с представителями движения, пока они не отказались от террора и не признали право Израиля на существование. Поддержка ФАТХа, между тем, не ограничилась лишь словами – Буш обещал выделить палестинцам более 200 миллионов долларов финансовой помощи. Однако, учитывая реальное катастрофическое состояние палестинской экономики, эта сумма вряд ли способна спасти отцов палестинской демократии.

Конечная цель Буша и его ближневосточной политики – полный мир между палестинцами и Израилем, решение всех спорных вопросов, включая статус Иерусалима и проблему «палестинских беженцев», нормализация отношений между арабскими странами и еврейским государством. Для продвижения этой цели США, проконсультировавшись (но не более того) с коллегами по «международному квартету», созывают (и это, по сути, единственное новшество нынешней программы) международную конференцию по Ближнему Востоку. В соответствии с американским планом, конференция под председательством госсекретаря Кондолизы Райс состоится осенью на территории США. В ней примут участие Израиль, палестинцы и «умеренные арабские режимы», в первую очередь Египет, Иордания и, возможно, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива.

Израиль, Президент Палестинской Автономии Аббас, Иордания, Великобритания и другие страны ЕС уже заявили о своей поддержке международной конференции. Однако многие другие влиятельные игроки в ближневосточную рулетку, поддерживая в целом идею конференции, в то же время сомневаются в ее шансах на успех в формате, предлагаемом США. Кажется, никому, включая самих американцев, непонятны цели и программа конференции. Кажется, и сам Буш не слишком верит в успех своего предприятия, а представители его администрации, общаясь с журналистами и дипломатами, пытаются значительно снизить уровень ожиданий как участников конференции, так и мировой общественности. Что будет обсуждаться? Будут ли уже затронуты болевые точки мирного процесса – Иерусалим, израильские поселения, беженцы? Маловероятно. Тогда что будут решать участники конференции и какой результат будет считаться успехом, а какой – неудачей? Ответы на эти вопросы не знает никто, включая самого Буша. Возможно, именно поэтому командовать парадом будет не сам президент, как это делали до него в похожих ситуациях Картер и Клинтон, а госсекретарь Райс. Если результаты конференции будут положительными, лавры миротворца достанутся автору идеи – Бушу, а вот в случае весьма вероятного провала виновной будет одна лишь госсекретарь.

Вдобавок к отсутствию четкой повестки дня, остаются неясности и со списком участников. Несмотря на надежды США, кажется крайне маловероятным участие в конференции представителей Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Хотя довольно тесное сотрудничество Израиля и суннитских монархий перед лицом иранской ядерной угрозы уже давно является секретом Полишинеля, на данном этапе саудовцы все еще не готовы открыто признать Израиль. Неясно, будет ли участвовать Египет. Не будут допущены к участию к конференции ХАМАС, и вероятнее всего – Сирия. Впрочем, сирийцы и контролирующие сектор Газа исламисты и сами не рвутся в Вашингтон. План Буша, по мнению одного из лидеров ХАМАСа, является продолжением «израильско-американской агрессии против арабского и мусульманского мира». Но каким образом возможно достичь урегулирования без участия ХАМАСа и Сирии – не ясно. И Сирия, и ХАМАС, в отличие от ФАТХа, не готовы признать Израиль. Шансы военного конфликта между Сирией и Израилем оцениваются экспертами как довольно высокие, а постоянные обстрелы юга Израиля из сектора Газа вселяют крайне мало надежд на близкое урегулирование. Пока Израиль и готовые вести с ним переговоры арабы будут обсуждать непонятно какие темы, и Сирия, и ХАМАС своими действиями смогут с легкостью перечеркнуть любые достигнутые договоренности.

Участие сирийцев и ХАМАС в переговорах нереально, а соглашения, которые по определению не будут признаваться ими – бессмысленны. Пат.

Таким образом, для основных участников ближневосточного конфликта осенняя конференция вряд ли окажется чем-то большим, чем просто форумом для выслушивания и высказывания взаимных претензий. Улучшит ли конференция положение Буша на внутриамериканской политической сцене? Вероятно, да. Конференция, как минимум на время, отвлечет от проблем Ирака, а это именно то, чего добиваются республиканцы. Практически любой результат переговоров, кроме разве что громкого провала, будет с точки зрения США если и не победой, то, как минимум, не поражением. А для нынешней администрации, не слишком избалованной успехами на Ближнем Востоке, и этого уже немало. Так что, несмотря на маловероятный общий успех конференции, Буш и его команда скорее выиграют, чем проиграют.

См.также:

  • Павел Золотарев. Цели и приоритеты военной политики
  • Эмиль Дабагян. Джордж Буш на юг собрался
  • Георгий Мирский. Безальтернативная стратегия Буша
  • Габриэль Вольфсон. Надежды Ольмерта и палестинская реальность
  • Габриэль Вольфсон. Анархия на грани войны
Финкель Евгений
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).