В последнее время обнаружился ставший неожиданным для многих наблюдателей всплеск дипломатической активности на израильско-палестинском направлении. Зачем он понадобился? Во-первых, провалившись в Ираке, Джордж Буш-младший отчаянно пытается закончить свое пребывание в Белом Доме хоть какой-то, пусть даже самой минимальной дипломатической победой на ближневосточном фронте. Во-вторых, сфокусировав внимание американской и мировой общественности на проблемах Святой Земли, и тем самым отодвинув Ирак на второй план, республиканцы пытаются улучшить свои шансы в предвыборной гонке, до финала которой осталось чуть больше года. И пусть сам Буш покинет Белый Дом в конце 2008, партийная принадлежность его преемника, несомненно, занимает центральное место в мыслях как самого президента, так и его окружения. В-третьих, в очередной раз продемонстрировав свою заботу о мире и безопасности Израиля, республиканцы надеются привлечь симпатии традиционно отдающих большее предпочтение Демократическую партию американских евреев, голоса которых, благодаря высокой концентрации еврейского населения в нескольких густонаселенных штатах, вполне могут оказаться принципиально значимыми. Кроме того, когда над Ближним Востоком сгущаются тучи новой вероятной войны – на сей раз с Ираном, любое затишье в израильско-палестинском конфликте оказывается к месту.
И если бы всего этого было недостаточно, то захват власти в Секторе Газа исламистами ХАМАСа, по сути – раскол государственных и административных структур Палестинской Автономии на две враждующих и не признающих друг друга части – ХАМАС в Газе, правительство ФАТХа под руководством Аббаса и Файяда на Западном берегу Иордана, не оставил США выбора. В сложившейся ситуации американцы просто обязаны были попытаться реанимировать мирный процесс, тем самым усиливая своих союзников из ФАТХа и ослабляя новоявленное ответвление знаменитой оси зла, теперь проходящей по маршруту Тегеран-Дамаск-Газа.
В своем выступлении 16 июля Буш представил общественности новый план возрождения мирного процесса. Впрочем, для людей, знакомых с американской ближневосточной риторикой, речь Буша выглядела всего лишь как повторение давно известных обтекаемых лозунгов. Президент в очередной раз подтвердил свою приверженность идее сосуществования в мире и безопасности «двух демократических государств» – Израиля и Палестины, призвав палестинцев отказаться от террора, а израильтян – от строительства незаконных поселений и форпостов. Особое внимание было уделено вопросу демократии – Палестинское государство обязано быть демократическим, палестинцы, подобно витязю на распутье, должны сделать выбор между дорогой демократии и мира и дорогой террора и экстремизма. Противостояние в Палестине ФАТХа и ХАМАСа, США воспринимает как один из эпизодов общерегионального (Ливан, Ирак, Афганистан) противостояния «умеренных» и «экстремистов» и как часть глобальной борьбы за демократию. Впрочем, Буш предпочитает не вспоминать о том, что на вполне демократических выборах в Палестинское Законодательное Собрание победу одержали именно исламисты ХАМАСа.
Как и ожидалось, позиция США по отношению к ХАМАСу осталась неизменной. Глава американской администрации в очередной раз заявил о невозможности контактов и переговоров с представителями движения, пока они не отказались от террора и не признали право Израиля на существование. Поддержка ФАТХа, между тем, не ограничилась лишь словами – Буш обещал выделить палестинцам более 200 миллионов долларов финансовой помощи. Однако, учитывая реальное катастрофическое состояние палестинской экономики, эта сумма вряд ли способна спасти отцов палестинской демократии.
Конечная цель Буша и его ближневосточной политики – полный мир между палестинцами и Израилем, решение всех спорных вопросов, включая статус Иерусалима и проблему «палестинских беженцев», нормализация отношений между арабскими странами и еврейским государством. Для продвижения этой цели США, проконсультировавшись (но не более того) с коллегами по «международному квартету», созывают (и это, по сути, единственное новшество нынешней программы) международную конференцию по Ближнему Востоку. В соответствии с американским планом, конференция под председательством госсекретаря Кондолизы Райс состоится осенью на территории США. В ней примут участие Израиль, палестинцы и «умеренные арабские режимы», в первую очередь Египет, Иордания и, возможно, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива.
Израиль, Президент Палестинской Автономии Аббас, Иордания, Великобритания и другие страны ЕС уже заявили о своей поддержке международной конференции. Однако многие другие влиятельные игроки в ближневосточную рулетку, поддерживая в целом идею конференции, в то же время сомневаются в ее шансах на успех в формате, предлагаемом США. Кажется, никому, включая самих американцев, непонятны цели и программа конференции. Кажется, и сам Буш не слишком верит в успех своего предприятия, а представители его администрации, общаясь с журналистами и дипломатами, пытаются значительно снизить уровень ожиданий как участников конференции, так и мировой общественности. Что будет обсуждаться? Будут ли уже затронуты болевые точки мирного процесса – Иерусалим, израильские поселения, беженцы? Маловероятно. Тогда что будут решать участники конференции и какой результат будет считаться успехом, а какой – неудачей? Ответы на эти вопросы не знает никто, включая самого Буша. Возможно, именно поэтому командовать парадом будет не сам президент, как это делали до него в похожих ситуациях Картер и Клинтон, а госсекретарь Райс. Если результаты конференции будут положительными, лавры миротворца достанутся автору идеи – Бушу, а вот в случае весьма вероятного провала виновной будет одна лишь госсекретарь.
Вдобавок к отсутствию четкой повестки дня, остаются неясности и со списком участников. Несмотря на надежды США, кажется крайне маловероятным участие в конференции представителей Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Хотя довольно тесное сотрудничество Израиля и суннитских монархий перед лицом иранской ядерной угрозы уже давно является секретом Полишинеля, на данном этапе саудовцы все еще не готовы открыто признать Израиль. Неясно, будет ли участвовать Египет. Не будут допущены к участию к конференции ХАМАС, и вероятнее всего – Сирия. Впрочем, сирийцы и контролирующие сектор Газа исламисты и сами не рвутся в Вашингтон. План Буша, по мнению одного из лидеров ХАМАСа, является продолжением «израильско-американской агрессии против арабского и мусульманского мира». Но каким образом возможно достичь урегулирования без участия ХАМАСа и Сирии – не ясно. И Сирия, и ХАМАС, в отличие от ФАТХа, не готовы признать Израиль. Шансы военного конфликта между Сирией и Израилем оцениваются экспертами как довольно высокие, а постоянные обстрелы юга Израиля из сектора Газа вселяют крайне мало надежд на близкое урегулирование. Пока Израиль и готовые вести с ним переговоры арабы будут обсуждать непонятно какие темы, и Сирия, и ХАМАС своими действиями смогут с легкостью перечеркнуть любые достигнутые договоренности.
Участие сирийцев и ХАМАС в переговорах нереально, а соглашения, которые по определению не будут признаваться ими – бессмысленны. Пат.
Таким образом, для основных участников ближневосточного конфликта осенняя конференция вряд ли окажется чем-то большим, чем просто форумом для выслушивания и высказывания взаимных претензий. Улучшит ли конференция положение Буша на внутриамериканской политической сцене? Вероятно, да. Конференция, как минимум на время, отвлечет от проблем Ирака, а это именно то, чего добиваются республиканцы. Практически любой результат переговоров, кроме разве что громкого провала, будет с точки зрения США если и не победой, то, как минимум, не поражением. А для нынешней администрации, не слишком избалованной успехами на Ближнем Востоке, и этого уже немало. Так что, несмотря на маловероятный общий успех конференции, Буш и его команда скорее выиграют, чем проиграют.