будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Аналитика

«Запрещать обсуждать победу – значит приравнивать ее к поражению»

Все более актуальной становится проблематика исторической памяти ипопыток построения государственной исторической политики в России и другихпостсоветских (и шире – постсоциалистических) странах. Начав обсуждение этойтемы еще весной 2008 года, мы продолжаем говорить о ней с ведущими российскимии зарубежными учеными и экспертами. Мы публикуем беседу с известным историкомкультуры, филологом, гуманитарным мыслителем, профессором РГГУ и Оксфорда Андреем Леонидовичем Зориным. 8 октября Андрей Леонидович выступает в рамках цикла "Публичные лекции ""Полит. ру" с лекцией на тему "Гуманитарное образование в трех национальных образовательных системах".

 Борис Долгин: Сейчас обострилась проблема исторической памяти,исторической политики в государственном и негосударственном варианте. Может лиеё не быть?

Андрей Зорин: Может ли не быть исторической политики илиисторической памяти?

Б.Д.: Исторической политики.

А.З.: Я отвечу на этот вопрос очень резко: нет, не может, так жекак мы не можем представить себе общество, где не совершается преступлений. Вовсяком случае, ни в одном типе известных нам обществ пока такого не было. Вместес тем, я абсолютно убеждён, что историческая политика является злом – и чем ееменьше, тем лучше. Свести её к нулю, вероятно, не удастся никогда, но важно боротьсяс ней и ограничивать ее влияние на общество, насколько это возможно. Это как спреступностью. Было бы крайним прекраснодушием считать, что можно создатьобщество, в котором её нет, но это не значит, что к ней можно относитьсяравнодушно или рассматривать её как неизбежное зло. Преступности, как мы знаем,– где-то больше, где-то меньше. Иногда она падает, иногда растёт – и для людей,живущих в обществе, это имеет огромное значение.

Б.Д.:: Понятно. Как мы знаем, создана президентская Комиссия поборьбе с фальсификациями истории, наносящими ущерб интересам РоссийскойФедерации. Что вы думаете о ее названии? Пока о названии, поскольку трудноотнестись к ее деятельности, которая еще не началась, ну и еще к самомузамыслу.

А.З.: Вы совершенно правы. Я достаточно отрицательно отношусь ковсем трём вещам. Это можно было бы назвать плохой шуткой, если бы это не былобы лингвистической, да и политической реальностью: из названия комиссиивытекает, что, по их мнению, бывает фальсификация в пользу интересов РоссийскойФедерации, и тогда, в принципе, правомерно её поощрять.

Б.Д.:: По-моему, в том, что возможна фальсификация в пользу, –сомнений быть не может.

А.З.: Не представляю себе ничего подобного.

Б.Д.:: Фальсификации в неких политических интересах в историихорошо известны.

А.З.: В интересах каких-то корпоративных групп, элитных политическихгрупп – безусловно. Но чтобы говорить о фальсификации истории в интересах или вущерб Российской Федерации в целом, надо договориться, в чём состоят эти интересы,а на этот счет возможны очень разные точки зрения. Вот если б мне сказали, чторечь идёт о, я не знаю, фальсификации истории в ущерб или в пользу интересовчленов этой комиссии или ещё каких-то государственных институций – я быпрекрасно понял.

Б.Д.:: Наверное, речь идет не о Российской Федерации как стране, ао Российской Федерации как о государстве.

А.З.: Но государство - это институт, созданный народом страны длявыполнения тех или иных функций.

Б.Д.:: Это в нормативном варианте, а в реалистическом - это нередкоструктура, создающая  под себя страну.

А.З.: Мы очень далеко уходим от вопросов деятельности комиссии,обсуждая государство. Я бы сказал так: у тех или иных государственных деятелейили государственных служащих есть какие-то интересы. Вероятно, историю можнофальсифицировать в ущерб или в пользу их интересам, но причем тут интересы РоссийскойФедерации как государства, гражданином которого я являюсь, – мне абсолютнонеясно.

При этом мне,к сожалению, кажется, что крайняя неопределённость полномочий, статуса ифункций комиссии отражает определённую политическую логику, состоящую в том,что при необходимости все это можно изменить как угодно. Как многие нашигосударственные установления, комиссия может оказаться практически безвредной идо поры до времени не использоваться. А при каком-то повороте ее могут вытащитьс какой-то зловещей целью. В принципе, такого рода инициатива меня пугает, хотяпока ничего чрезвычайного действительно не произошло. Но, может быть, властиуслышали резкую реакцию на все это и поэтому пока несколько притормозили работукомиссии.

Б.Д.:: Вы говорите, что не можете себе представить какие-тофальсификации, противоречащие интересам страны или даже государства в целом,если не говорить о конкретных правящих группах. А вот представим себе нефальсификации, а просто некоторую аргументацию, в соответствии с которой,скажем, под вопрос ставятся границы страны, их международно-юридическаяобоснованность или какие-то права страны. Это не фальсификация, а такая ситуация,когда что-то будто бы противоречит интересам РФ.

А.З.: Вы, знаете, мне случилось уже об этом говорить на «Полит.ру».Это вызвало бурную дискуссию, но я не поменял свою точку зрения, а потому позволюсебе повториться. По-моему, в Латинской Америке в эпоху военных переворотов былтакой лозунг: «Уберите армию в казармы!» А я бы выдвинул лозунг: «Уберитеисториков на кафедры». С моей точки зрения, никакая аргументация историческогохарактера не может и ни при каких обстоятельствах не должна быть аргументом прирешении политических вопросов. Для меня это совершенно очевидно. Другой вопрос,если речь идет о правовом документе. Если подписан международный договор, а кто-тоутверждает, что этот договор не подписан, или предлагает нам фальшивку вместодоговора, который не был подписан, – это не фальсификация истории, это уголовноепреступление – подделка документов, имеющих юридическую силу. А историческаяаргументация вообще, с моей точки, зрения никаких правовых последствий иметь недолжна.

Б.Д.:: Это очень важный тезис. Понятно, что такого рода вопросымогут и будут возникать.

А.З.: Скажем, какое население когда жило на этой территории, комуона принадлежала, был ли договор двухсотлетней давности грабительским (или неграбительским): все это, увы, для вопросов о границах, территориальнойпринадлежности и пр. не может иметь никакого значения. Для решения такихвопросов существует международное право и правовые процедуры. К ним и только кним, на мой взгляд, нужно апеллировать.

Б.Д.:: К действующим юридическим документам.

А.З.: Да. В этих рамках и должны решаться международные конфликты.А апелляция к истории как аргументу в политических спорах разрушает историю какобласть знания и еще сильней разрушает нашу способность понимать историю иделать из неё полезные выводы на будущее. Такое использование историиобращается к самому дурному, что есть в человеческой душе. Не случайно изисториков получаются такие ужасные политики.

Б.Д.:: Хорошо, но ведь принципиально существует проблемафальсификации источников. Такие, в общем, сугубо научные проблемы, которыедальше могут использоваться и не историками. Классический случай – какая-нибудь«Велесова книга», которая фальсифицирована, и это предмет источниковедения и пр.,она вполне активно будет использоваться идеологами

А.З.: Это очень хороший пример. Прежде всего, мы ведь не обсуждаемс вами вопрос подлинности «Велесовой книги» - каждый знает, что это фальшивка.

Б.Д.:: К сожалению, не каждый. Существуют учебники, которые «незнают».

А.З.: Да, это так. Скажу по-другому: вменяемым людям понятно, что этофальшивка, и каждый, кто хочет в этом добросовестно разобраться, имеет простуювозможность это сделать. Повторю, хорошо известно, что это фальшивка. И это, намой взгляд, чрезвычайно сильный аргумент в пользу того, что я говорю. Как мнепредставляется, страстей было бы намного меньше, если бы мы заведомо знали, чтовопросы подлинности того или иного документа  вообще не имеют никакого актуального значения.Что вопрос: «Где жили славяне или когда возник этот этнос?» – совершенно нерелевантендля решения практических проблем. Что присутствие на той или иной территорииданного этноса или культурной группы ни при каких обстоятельствах не может бытьаргументом ни в каком политическом споре. Вот тогда, я надеюсь, и пафоса, ижелания фальсифицировать и доказывать недоказуемое немножко бы убавилось.Конечно, всё равно бы все это происходило. Уже столетия нам доказывают, что Шекспирне писал своих пьес, и эти давно похороненные наукой гипотезы по-прежнему пользуютсяширокой популярностью. И список идей такого рода бесконечен.

Б.Д.:: Но это обычно не имеет прямой утилитарной составляющей.

А.З.: Не имеет, просто у людей есть охота заниматься ерундой. Ноэто, по крайней мере, социально безопасно, в отличие от дискуссий вокругпредметов типа «Велесовой книги»…

Б.Д.:: И нынешних разысканий Михаила Задорнова…

А.З.: Да-да! Их нельзя прекратить, но нужно стараться, чтобы этобыло эксцентрическим занятием научных шарлатанов, а не предметом актуальнойполемики о сегодняшних проблемах. Вот это я и имею в виду под лозунгом «вернутьисториков на кафедры».

Б.Д.:: А как должны вести себя в таких дискуссиях: с одной стороны,профессионалы; с другой, условно скажем, администраторы от науки и образования;а с третьей – государство? Иными словами, должна ли создаваться какая-тосистема, блокирующая выпуск заведомо исторически недостоверных трудов? Или здесьпомогут только соответствующие штампы Министерства образования? Или что-тодругое? Где здесь проблема?

А.З.: На мой взгляд, проблема совершенно ясная: ничего блокироватьне следует. Любой шарлатан, фальсификатор и демагог имеет право печатать своибессмысленные сочинения.

Б.Д.:: И зарабатывать на них деньги.

А.З.:   И зарабатывать на нихденьги.

Б.Д.:: И распространять сколь угодно широко?

А.З.:  Да, сколь угодношироко. Штамп Министерства образования – это другой вопрос, за это отвечаетгосударство. И за школьные программы отвечает государство. По крайней мере,пока образование является государственным, этого допускать нельзя ни при какихусловиях. Здесь должны быть совершенно жёсткие ограничения. И еще должно бытьпрофессиональное сообщество, в идеале имеющее механизмы собственного «санитарногоконтроля».

Люди, имеющие какие-то, скольугодно бредовые позиции имеют полное и легальное право их отстаивать. Но они недолжны занимать места на университетских кафедрах, быть принятыми вопределённых профессиональных сообществах, получать определённые трибуны. А еслиМихаилу Задорнову нравится нести свою ахинею – пускай несёт. Эволюция МихаилаЗадорнова, вообще говоря, чрезвычайно занимательна. Интересно было бы написатьработу, сравнивая его юмористические тексты 1980 - начала 1990-ых гг. и егонынешнюю квазилингвистическую публицистику.

Б.Д.:: Но нельзя отрицать, что сейчас он вновь достиг вершинкомизма.

А.З.: Да-да, значительно больших, чем раньше, но мне кажется, чтонормально функционирующее научное сообщество должно без государственноговмешательства иметь механизмы самоочистки, блокирования псевдонаучных гипотез.А вот о детях должно заботиться государство.

Б.Д.:: Должна быть какая-то санитария внутри уважающих себяиздательств, уважающих себя книжных магазинов.

А.З.: Разумеется.

Б.Д.:: А как это может быть устроено?

А.З.: Вы знаете, какое же количество исторической лабуды печатаетсяи публикуется на Западе, исторического треша – очень много! Но в университетскихкнижных магазинах этого не продают. Если хочешь – покупай в другом месте и читайна здоровье на любую тему. Всё что угодно - о Наполеоне, о Гитлере – наваломвсего. Но есть профессиональные сообщества, и они организуют себя такимобразом, что там это не может функционировать.

Б.Д.:: Как вы относитесь к системам ограничений, аналогичныхнаказанию за отрицание Холокоста или, как у нас, за восхваление фашизма или,скажем, за восхваление сталинизма или отрицание его преступлений? Имеют лисмысл государственные ограничительные меры такого рода? К каким эффектам ониприводят?

А.З.: Это очень сложный вопрос, поскольку речь идёт о гигантскихжертвах, о пролитой крови и о тех, кто готов цинично или фанатично отрицать этижертвы и, по сути, глумиться над их памятью. Я знаю про существующие на Западеуголовные преследования за отрицание Холокоста, понимаю эмоциональные основанияи логику таких мер  Тем не менее, я немогу считать их ни разумными, ни эффективными, потому что в конечном счёте ониспособствуют распространению подобных человеконенавистнических высказваний.Отрицателей Холокоста становится больше, а не меньше – это логика всякогозапретного плода, как отрицание. Кроме того, у многих народов, социальных группесть в анамнезе свои чудовищные трагедии, и все стремятся криминализовать ихотрицание. В результате или эти законы не будут действовать, или мы станем свидетелямиразрастания количества и размаха дел такого рода.

Другое дело, ясчитаю, что государственная политика не может быть безразличной к подобноймерзости. Я не призываю запрещать издание книг и публичные выступления, восхваляющиеСталина или отрицающие преступления сталинизма. Но мне кажется, государствообязано однозначно определить свое отношение к такого рода позициям.  И должен существовать консенсус политическихэлит и мыслящей части общества: человек, находящийся в зоне общественноговнимания, не имеет права оправдывать массовые убийства. В частности, это должнобыть абсолютно несовместимо с определёнными профессиями. Я против уголовныхрепрессий даже за самые человеконенавистнические высказывания, но пресловутый«запрет на профессию», существовавший в Германии, кажется мне вещьюосмысленной. Человека, считающего, что Гитлер, Сталин или Пол Пот не быликровавыми палачами, не надо сажать скамью подсудимых, но он не должен работатьшкольным учителем.

Конечно, видеале (как я уже говорил) это должно быть результатом не законодательныхзапретов, а самоорганизации общества. Большинство не должно голосовать за такихлюдей, научное и политическое сообщество должно их отторгать и так далее. Адальше пускай говорят что хотят. Вот как мне это представляется.

Б.Д.:: Это идеальная ситуация. А как может быть организован переходот реальной ситуации к идеальной? От ситуации, когда часть политической элиты,в разных формах с разными оттенками, но вполне готова принимать или отрицатьрепрессии, а часть общества это вполне поддерживает. Мы знаем, что возникновениеотносительного консенсуса такого рода в политическом мейнстриме, условно,Германии, всё-таки не было результатом естественного процесса. Это былорезультатом, в том числе, политики идентификации.

А.З.: Но эта политика не выражалась в уголовных репрессиях. Этобыла политика государственной пропаганды, карьерных ограничений и огромногоколичества незафиксированных, но подразумеваемых конвенций. Понимаете, у наспринято на бытовом уровне понятие политической корректности использовать в негативномсмысле, ругательно. Мы всё время про Америку, про западное общество говорим:вот, у них политическая корректность, какой ужас. Конечно, часто это доводитсядо идиотизма, и до идиотизма можно довести всё что угодно, но в целом этоудивительный механизм, при котором удалось табуировать целый класс людоедских ичеловеконенавистнических заявлений, не прибегая к механизмам уголовнойрепрессии. Это очень важный, на мой взгляд, нравственный и политический выход,понимаете?

Б.Д.:: Понимаю, и всё-таки - как может осуществляться переход вситуации, когда в политической элите нет консенсуса по этому вопросу? Нет,соответственно, и однозначной позиции государства.

А.З.: Если нет консенсуса в политической элите, то смешно ожидать,что эта политическая элита установит юридические нормы, что бы то ни былозапрещающие. Если политические лидеры не хотят даже определенно высказыватьсяпо этим вопросам - потому ли, что считают это политически нецелесообразным, илипотому что вообще думают иначе, – о каких механизмах перехода тогда вообщеимеет смысл говорить?

Б.Д.:: Скорее, легко ожидать, что эта политическая элита установитюридические нормы, что-то запрещающие. И тогда вопрос: что именно запрещающие?

А.З.: И еще один вопрос, связанный с деятельностью комиссии пофальсификации истории. Я думаю, ссылки на международный опыт правовыхюридических санкций за отрицание тех или иных исторических фактов (внезависимости от того, правильной или неправильной в принципе мы считаетм такуюпрактику) должны учитывать то, что требования ввести подобные законодательныеограничения все без исключения связаны только с фактами массового уничтожениялюдей, будь-то Холокост, геноцид армян, голодомор и так далее. Отрицание этихсобытий, непризнание факта массовых убийств есть издевательство над памятьюжертв. Дальше, действительно, вопрос – нужно ли прекращать это издевательствоправовыми путями или моральным давлением.  Совершенно другое дело, когда эта практика распространяется на другие аспектыисторического процесса, и тем более на такое великое событие, как победа ввойне. Запрещать обсуждать победу с любых точек зрения - значит приравнивать еек поражению.

Это капитулянтская позиция.Требовать запрещать дискуссии на эту тему значит ощущать себя и свою странужертвами истории. Не победителями, не деятелями, не активной стороной, а тольконевинными жертвами. Само возникновение этой проблематики, само возникновениетаких настроений свидетельствует о том, что наше общественное сознание потерялоспособность гордиться собственной историей, а может только её травматическипрятать от обсуждения и видеть в ней только череду жертв и унижений. Попыткаблокировать таким образом разговоры о войне, пусть самые неприятные или даже выглядящие кощунственно, – это и есть приравниваниепобеды к поражению. Это очень тягостная, на мой взгляд, вещь.

Б.Д.:: Это очень понятная вещь, и важная. Есть ещё один вопрос:дело в том, что травма исторического сознания в России – она ведь во многом,кажется, была спровоцирована, скажем так, активной исторической политикой. Скажемтак, ситуация, когда окружающие нас страны, в прошлом братья по лагерю (неважно, внутри Союза или вне его) в некоторый момент стали целиком снимать ссебя ответственность. Во всяком случае, основная часть политической иинтеллектуальной элиты ответственность за происходившее там перекладывает наСоветский Союз, а далее - на Россию. Это понятно было бы, если речь шла остранах Балтии. Тут отдельный, очень сложный вопрос, потому что ихприсоединение было по сути насильственной процедурой. Но точно так же произошлои с другими бывшими республиками Советского Союза, где ситуация была иной. Также произошло с бывшими восточноевропейскими странами, где, с одной стороны, социализмподдерживался штыками советских войск, но с другой, и собственными движениямитоже.

А.З.: Ну да, разумеется, во многих восточноевропейских странах одновремя была большая общественная поддержка переустройства на коммунистическихначалах, хотя она очень быстро кончилась, уже с конца 1940-ых годов. На первомэтапе подобная поддержка была, хотя, безусловно, без Ялтинского раздела мира ибез советской оккупации эти планы не имели бы шансов реализоваться, и в этомсмысле разница между странами Балтии и другими восточноевропейскимигосударствами не кажется мне особо решающей. Разница в том, что аннексиябалтийских республик, как, кстати, и части Польши, была результатом сговора сГитлером, а превращение стран Восточной Европы в сателлитов СССР - договорённостис союзниками по Второй Мировой войне. Балтийские страны были инкорпорированы в СССР,а Восточная Европа обладала формальной квазинезависимостью, имелись какие-томелкие послабления. Хотя ведь и Прибалтика тоже имела какие-то мелкиепослабления в сравнении с другими советскими республиками. Но в принципе,конечно, желание многих освободившихся государств спихнуть все проблемы своейистории вовне – оно очень велико. Я недавно был в Будапеште в музееисторической памяти - там в экспозиции есть фашистская оккупация икоммунистическая оккупация, а самих венгров вроде как вообще не было.

Б.Д.:: Не было как активной силы

А.З.: Да. Национальная, историческая политика этих стран направленана то, чтоб представить их жертвами истории. Со всех сторон их все время мучилии разрывали на части, а они собственной исторической роли никакой не играли, абыли только жертвами злых исторических сил. Интерсно, что в России многиепытаются взять эту модель за образец.

Б.Д.:: Не получилось ли так, что эта историческая политика сталаотчасти ответом, реакцией на историческую политику окружающих стран, которыевсе заявили: «Это не мы - это они». А что должна была ответить Россия, на когоперевалить? И есть, конечно, классический ответ - инородцы. Как жить вситуации, когда все кругом – Украина, Грузия и пр. - говорят: «Мы былиоккупированы большевиками»?

А.З.: Ситуация мне не кажется неразрешимой. При наличии разума идоброй воли ее можно решить. Есть в истории и в политике неразрешимые проблемы,когда можно только что-то смягчить, облегчить и так далее. А есть проблемыразрешимые. В этом случае я не вижу большой сложности.

Живой пример из последних – этоистория с голодомором. Все, что я могу сказать по этому поводу, общеизвестно ина оригинальность не претендует. Наша пропаганда, отвечая украинской пропаганде,тысячу раз повторяет одно и то же: это не было направлено специально противукраинцев, не носило этнического характера, это была общая политика, от которойпострадали все. Вероятней всего, так оно и было, я склонен принять эту версию. Ноесли бы этой «общей политике»: деятельности советского режима и его карательныхорганов, уничтожению крестьянства, массовым убийствам и террору -  были бы даны соответствующие политическиеоценки – у людей, желающих свалить голодомор на Россию, было бы очень мало шансов.А если мы всё время занимаемся частичной полуреабилитацией палачей, тогда оченьлегко сказать: да, вы присоединяетесь к этой политике, вы её продолжение, вы отнеё не отказались и не отмежевались. И это довольно сильный аргумент для тех,кто обвиняет Россию в голодоморе. Все это настолько тривиально, что даженеудобно еще раз повторять.

По-моему, это вполне простаялогика и я, честно говоря, здесь большой сложности не вижу. А вставать впозицию «нет – мы, нет – вы», и считать, что бороться с антироссийскиминастроениями в Польше можно отрицанием Катынского расстрела, – тогда, конечно…Если мы таким способом собираемся бороться с фальсификацией истории и сантироссийскими настроениями в Польше, тогда мы достигнем выдающихся успехов.

Б.Д.:: А какой, на ваш взгляд, должна была быть позиция, скажемтак, честных, ответственных, совестливых интеллектуалов в ситуации, когда существуетвойна исторических политик? Что это должно быть: принципиальное отрицание этойвойны, содействие собственному государству в борьбе с той историческойполитикой? Что?

А.З.: Отвечая на ваш первый вопрос, я  сказал, что я в целом думаю про историческуюполитику. Поэтому я считаю, что политика совестливого интеллектуала по обестороны баррикад может быть только одна: чума на оба ваши дома. Это единственноответственная политика. Я сразу хотел бы оговориться – я не имею в виду страны,народы, я имею в виду только людей, занимающихся исторической политикой, толькоидеологов исторической политики разных стран. Те самые оба дома, на которыечума. Никому другому я этого не желаю.

У меня естьдруг, замечательный румынский историк. Его имя – Зорин Антохи, имя - полный омониммоей фамилии. И он как-то сказал (я очень люблю эту цитату, как-то ее ужеприводил): «Цивилизованная страна – это та, где есть значительная доляантинационалистически настроенной интеллигенции». По-моему, это замечательноеопределение. Ответственный интеллектуал должен бороться за цивилизованностьсобственной страны, если он дорожит её судьбой, её будущим и репутацией.

Конечно,Россия в этом смысле страна очень цивилизованная, хотя порой складываетсявпечаление, что в последнее время эта цивилизованность находится под большойугрозой. Я не очень хорошо представляю интеллектуальную ситуацию во всех постсоветскихи восточноевропейских странах, где очень сильна историческая политика. Но яточно знаю, например, что на Украине такие люди есть, в Польше они есть, и такдалее. Составляют ли они большинство – не уверен, не думаю. Но они есть, и их количествоотнюдь не пренебрежимо мало. Можно вести разумный диалог, можно вестипрофессиональный диалог - он отчасти и ведется специалистами, в том числе и на «Полит.ру». Я лично знаю людей с обеих сторон,ответственных интеллектуалов, которые много лет заняты организацией армяно-турецкогодиалога. Эта деятельность не пользуется особой популярностью ни в той, ни вдругой стране. Тем не менее, они упорно и плодотворно работают. Так что существуетпозиция ответственного интеллектуала, и есть немало людей, занимающих иотстаивающих эту позицию.

См. также:

  • Лекция Алексея Миллера. «Историческая политика» в Восточной Европе: плоды вовлеченного наблюдения
  • "Нейтральная территория" с Арсением Рогинским. Историческая память
  • Андрей Зорин. «Русское образование ждет смерть?» 
  • Андрей Зорин. "Необходимо согнать с шеи профессорского состава паразитов"
  • Лекция Андрея Зорина. История эмоций
  • Лекция-показ Андрея Зорина и Алексея Ханютина. Водка. Национальный продукт №1
  • Андрей Зорин. Революции 1968 года: общество и культура
  • Какой должна быть история России: Андрей Зорин, Алексей Миллер, Алексей Песков, Виталий Найшуль и Альберт Кох
  • Андрей Зорин. Поход в бордель в Москве в январе 1800 года
  • Андрей Зорин. Памяти Дмитрия Александровича Пригова
  • Андрей Зорин. Редкая вещь
  • Андрей Зорин. Процесс пошел
  • Андрей Зорин. Настоящий вопрос - в будущем "управляемой демократии"
  • Андрей Зорин. Легализованная опричнина
  • Андрей Зорин. Триединый символ нового времени
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).