будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Аналитика
Фабрицкая Юлия

Жареный петушок русского царя

«Если на кухне завелись тараканы, то это не международный тараканизм, просто хозяин — неряха!»

(плакат в Екатеринбурге)

Сегодня Дума рассматривает в первом чтении законопроект об изменении системы формирования органов государственной власти, или, как его уже назвали, «о назначении губернаторов». Документ получился весьма спорный и стал, по выражению Людмилы Алексеевой («Московская Хельсинкская группа»), тем «жареным петухом» который объединил против себя самые разные силы.

Пока левые, правые и правозащитники проводили акции протеста по всей стране, Международный Фонд политических инициатив и технологий провел накануне круглый стол «Актуальные вопросы развития федеративных отношений в России», куда были приглашены «для серьезного и откровенного обмена мнениями» депутаты ГД и члены Совета Федерации, состоящие в профильных комитетах, советники Администрации президента и эксперты. Это мероприятие интересно тем, в каких терминах у нас сейчас могут происходить переговоры властей с настороженной частью общества по «актуальным вопросам».

Заседание началось с колкостей в сторону бывшего депутата от СПС Бориса Надеждина. Прибежав сразу после митинга и сев на место, которое указывала табличка с его именем (оказавшееся крайним слева), он сразу получил замечание от заместителя председателя Госдумы, единоросса Олега Морозова.

«А что это у нас Надеждин на крайнем левом фланге разместился? Или он после сегодняшнего пикета "левым“ стал?». «Вас, между прочим, вся Москва ненавидит: перегородили все, проехать нельзя» — продолжал Морозов. «Так вы сами нас забором огородили» — парировал Надеждин.

Обмен любезностями прервал ведущий, депутат Андрей Климов и напомнил, что в российской политической жизни грядут большие перемены: изменение общих принципов формирования исполнительной власти в субъектах федерации, готовящиеся изменения в избирательной системе России, а именно переход ее на пропорциональную систему, «укрупнение партий», возможное изменение принципа формирования Совета Федерации, когда его члены будут избираться по одномандатным округам, кроме того, велика вероятность того, что правительство будет формироваться на основе парламентского большинства.

Первым выступил Надеждин (который, кстати, был заявлен не как представитель СПС, а как заведующий кафедрой права МФТИ). По его словам, инициативы президента очень спорны с точки зрения конституционности, они противоречат даже тому, что он сам говорил в послании Федеральному собранию: «Во время митинга мы поставили через ретрансляторы запись его обращения к федеральному собранию, как раз на том месте, где он говорит о выборах, как величайшем достижении и ценности народа — и это произвело большое впечатление на митингующих». Надеждин давил на то, что в результате реформы президент получает довольно сомнительные полномочия снимать глав регионов без санкций местных законодательных собраний и распускать эти собрания по политическим мотивам. Причем заявленные цели: борьба с террором, сохранение единства страны и «низкое качество» избираемых губернаторов, — реализуемы только в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной — государство лишается системы сдержек и противовесов, замыкая все концы на личности президента. «А что будет, если народ в результате своих ошибочных действий выберет себе президента типа Горбачева? Вся система рухнет. <…> А что касается повышения профессионализма и честности назначенных губернаторов, то у народа уже есть опыт общения с назначенными чиновниками в лице налоговых инспекторов и инспекторов ГАИ» — подытожил Надеждин.

Морозов, который перед началом выступления заметил, что попытается в своих суждениях максимально уйти от статуса политика-идеолога правящей партии, (голос из зала: «И от ответственности!»), заявил, что реформа неизбежна. «Федерация сейчас не такая, какую мы хотели построить, а такая, какая сложилась по факту». По словам Морозова, в 90-е субъекты федерации забрали у слабого центра ряд полномочий — «перетянули одеяло на себя» — наша задача сейчас вернуть их назад.

Острым оказался вопрос и об укрупнении регионов. Академик Александр Гранберг, один из авторов концепции укрупнения регионов для Администрации президента, привел цифры, согласно которым российские регионы по величине ВВП на душу населения отличаются друг от друга в 36 раз. И только 20 из 89 можно отнести к относительно развитым. По его словам, в результате анализа экономических последствий различных объединений, «мы рекомендовали образовать на территории РФ 28 губерний, что будет способствовать комплексному развитию на основе внутреннего потенциала к интеграции.

Предложение вызвало бурю эмоций: одни кричали: «Слишком дорого!», другие: «А как же национальный аспект!», консультант фонда «Экономика города» Леонид Смирнягин, предположил, что создание экономически полноценных губерний с гораздо большей вероятностью приведет к распаду Российской Федерации: «Федерализм Кремлю не по зубам — вот они и хотят его упростить, прикрываясь экономическими соображениями». И тут же привел цитату: «Это хуже, чем преступление — это ошибка».

Закрывал заседание главный советник Администрации Президента Андрей Парамонов. Все время круглого стола он сидел хмурый, и, начав говорить, как и Морозов, заметил, что будет говорить не как представитель Администрации, а как частное лицо и юрист, после чего ударился в юридические тонкости и воспоминания о своей работе с Конституционном судом, время от времени подкалывая зав. кафедрой права Надеждина замечаниями типа «Ну если вы хорошо знаете Конституцию…». Дело почти дошло до взаимных оскорблений, но ведущий вовремя объявил фуршет.

Парамонов оговорился и пообещал, что представитель президента в Госдуме выскажется от лица Администрации сразу после принятия законопроекта в Думе в первом чтении (впрочем, никто уже в этом и так не сомневается). Оппозиция же пообещала продолжить акции протеста. Как показал очередной опыт, разговаривать, в общем-то не о чем. Приятно зато, что некоторые участники направились прямо на Публичную лекцию Полит.ру Бориса Родомана «Россия — административно-территориальный монстр».

Фабрицкая Юлия
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).