Традиционныйразговор в поликлинике. «Как Вашафамилия?» «Ст-ельников», - мой мужтщательно пытается выговорить букву«эр». Не получается вот уже 45 лет, и чутьли не все эти годы он добавляет: «Я какдедушка Ленин!». Только в последний разон еще промолвил: «Наверное, современноепоколение и не знает кто это…». «А можети не надо?» - реагирует в свою очередьпожилая медсестра. Может… может… Аведь всего каких-то 30 лет назад мыконспектировали «Апрельские тезисы»,знали наизусть стихи про мальчика скудрявой головой. Нам с восторгомрассказывали о революции, об освобождении(неминуемом!) России от царского ига,вскользь упоминали коллективизацию(всегда удивляло, почему все успехи СССРсравнивали с 1913-м годом), ни слова оголоде и шепотом про репрессии и КГБ.Кстати, пару месяцев назад ко мне ФСБшникприходил… интересовался моим творчеством,сотрудничать предлагал, мол, темы нехотите ли вместе с нами обговаривать…Не хочу. Хотя, честно признаюсь, страшноватобыло, зябко как-то. А вдруг этот молодойчеловек тоже изучал (и не дай бог, пособственной инициативе) ленинскиестатьи по диктатуре пролетариата, аможет сталинскую «Головокружение отуспехов». Историю нужно учить и делатьиз нее правильные выводы.
Где-то в класседевятом от кого-то из преподавателей яуслышала, что если посчитать количествоминут проведенных вместе за неделюдетьми и родителям и (то есть когда ониобщаются, а не просто сидят рядом надиване), наберется не более получаса. Яне поверила опытным специалистам и всюнеделю аккуратно подсчитывала времяобщения с предками. Набежало минут 20,не более. Сегодня на детей времени дажеу провинциальных родителей намногоменьше. Рабочий день мало у когозаканчивается в 18:00, чаще всего ближе к8 вечера современные мамы и папы попадаютдомой. И это, между прочим, неплохо. Моямосковская подруга уходит каждый деньиз дома в 7.30 утра (дочь еще спит), авозвращается в 22.00 (дочь уже спит). Общениеисключительно по телефону. Правда, нашидети все время теряют этот коммуникативныйаппарат и совсем не чувствуют себявиноватыми при этом. Родители ещезаработают. Мой муж после последнейпотери заявил, что всё, больше он некупит ни одного телефона, пусть детисамостоятельно ищут варианты сообщить,где они и что делают (а нас мамы и папыотчитываться не просили…). Я тем временемвыпросила у коллеги старый аппарат сгарантией вернуть «как только, таксразу» (у нее тоже сын растет). Ну, таквот. Вспомнив и проанализировав этотпечальный опыт, мы с мужем решили какможно больше общаться со своими детьми.Активный отдых поделили: он выгуливаетдетей на лыжах, я – на коньках. По вечерам– диафильмы. Благо сохранился аппаратеще из советского детства. Средняя дочьдолго не могла понять, зачем папа хранитвесь этот хлам, теперь чуть ли не каждыйдень в доме звучит реплика: «Папа, тыобещал!». Младший ребенок, увидев картинкив темноте на белом экране, восторженнохлопал в ладоши и восклицал с придыханием:«Ка-со-та!». Ух, ты! А ведь и она как дедушкаЛенин!
Чутьли не любимая детская просьба (помимоконфет, конечно) – расскажи что-нибудьинтересное из своей жизни. Очереднаямольба совпала с написанием статьи, ия вытащила свой школьный фотоальбом,значки, галстук, муж присовокупил кэтому билеты: комсомольский и профсоюзный(последним он меня шокировал). Это кто?А где ты? Это что? А зачем? Кому взносы?Вопросы сыпались как из рога изобилия.Оказалось, что некоторое представлениедети (сюда же добавляю ответы опрошенныхмною школьников, подростков и студентов)все-таки имеют: «Это какой-то известныйчеловек. Не зря же ему памятник поставили!»(ответ третьеклассника), «вожак народа»(студентка 3 курса), «Ленин…ре… блин…революционный вождь в общем» (ученик10 класса), «Я его знаю, он сверг царя»(ученица 8 класса), «Лидер пролетариата.Пролетарии всех стран объединяйтесь»(студент 4 курса). И потрясающий ответвтороклассника, который внимательносмотрит документальное кино: «Ленин –революционер. Его убил Капрал». Ничегострашного, что ребенок перепутал капралас Фанни Каплан! Я и сама все время теряюсьв периодах правления Павлов, Александрови Николаев Романовых….
Надосказать, что худо-бедно, Ленина знаютвсе. Со Сталиным («диктатура – это всео нем») похуже. А вот хрущевская Оттепель(«знаю, знаю.. квартиры хрущевки, нокогда…») и брежневский Застой («Запомнилсярассказ учительницы о том дне, когда онумер. На девочках были черные бантики,черные фартуки, все плакали», «за неговсе писали, он ни одного слова сам непроизнес»), да что там! - горбачевскаяПерестройка мало кому из подрастающегопоколения известна («Никита? Сергеевич?Михаил?», «Он не был президентом»). Ихтак учат или им неинтересна историясвоего государства? Но ведь семейныереликвии рассматривают с удовольствием!
Кстати, всеопрошенные мною знают, что их родителибыли пионерами. «Это звание детей всоветское время», «они делали добрыедела» (мы, конечно, не рассказывали, чтотоже сбегали с уроков и подделывалиоценки в журнале), «собирали металлолом(однажды мои одноклассники прикатилиасфальтовый каток оставленный безприсмотра на пару часов) и макулатуру(все соседские бабушки знали комусплавить скопившиеся пачки газет)»,«они ходили отрядами и кричали лозунги».А меня мама отговаривала вступать вкомсомол. «Лена, это показуха и она скорозакончится», - говорила она. Я не верилаи вновь шла на собеседование. В комсомолменя приняли раза с четвертого, никакне могла назвать комсомольские стройки.Дальше БАМа мои познания не простирались,а никто, похоже, кроме противного парняиз приемной комиссии, их и не знал. Пареньэтот, кстати, от старосты класса доросдо чиновника в областном министерстве.Там сплошные комсомольцы, плавноперетекшие в единороссов.
«А менябольше всего интересовала мамина форма,необычно и симпатично», - делитсявоспоминаниями моя студентка. Мы с ней,кстати, долго говорили об истории страны,выясняли, кто за кем и что сделал. Меняумилила ее последняя фраза: «Боже мой,как интересно! Нам как-то в школе задавалинаписать сочинение «Моя родословная».Я разговаривала с родителями, бабушкой,дедушкой. Они мало, что знают из историинашей семьи, может надо еще раз с нимипоговорить». А вот моя подруга с дочерьюособо не беседовала. Всех своих предков,начиная с прадедов, поместила в красивыерамочки, рядом развесила салфеточки,вышитые ее мамой и бабушкой, и поставилаберестяной кузовок, что на чердакеродительского дома нашла. Ребенок самначал задавать вопросы. Девочка вырослазаботливой и доброй. Ей плевать наполитику, она живет в мире аниме. Там уних тусовки, карнавальные костюмы,увлечение японской кухней. Все то, чтосовременные школа и университет врядли предложат. Зато в школах восстанавливаютволонтерское движение (у нас был простойрусский вариант – добровольцы). Приэтом для начала нужно пройти отборочныетуры, а потом уже отправляться на помощьнемощным детям и взрослым. Говорят (иофициально пишут об этом на сайтах и вотчетах, но никто не видит реально), чтоесть еще и пионерская организация. Впреддверии выборов активизировалась«Молодая гвардия Единой России». Недавноотправляли в магазины засланных казачков.Несовершеннолетние дети должны быликупить пиво или сигареты, продажа имзапрещена законом. На двери магазиновс нерадивыми продавцами наклеивалсяпозорный стикер. Эффектно.
«Мама!Лиса невиновна!!!», - мой ребенок прилетелсо школы и взахлеб сообщает о последнихновостях. Оказалось у них на уроке одинмальчик защищал лису из известнойрусской народной сказки про колобка.«Моя подзащитная невиновна, - начал юныйправозащитник. – Так как колобок своимпением в лесу сам провоцировал зверейна неблаговидные поступки. И по достоинствуего пение могла оценить только мояподзащитная. Однако она оказаласьнемного глуховата в силу своего пожилоговозраста и попросила колобка сестьпоближе. Но колобок был слишком жирными соскользнул лисе в пасть. Так что этобыл несчастный случай. Но даже, еслипредположить, что моя подзащитнаясделала это умышленно, то она все равноневиновна, так как колобок – этохлебобулочное изделие. И лиса использовалаего по прямому назначению». А мы-токолобка всегда жалели… Кстати, Ленинзакончил юридический факультет.
Оренбург