Орловская область – одна из самыхмаленьких в России, расположена в центральной ее части. В ней нет каких-либоприродных богатств, поэтому она не представляет интереса ни для отечественныхолигархов, ни для серьезных зарубежных инвесторов. Жизнь здесь протекала тихо идаже скучно. Как сказал однажды знакомый эколог, даже если бы в Орловскойобласти взорвалась атомная бомба, этого бы никто не заметил, кроме экологов.
Но, оказалось, для власти естьвещи пострашнее атомной бомбы. В апреле 2004 года небольшая группа талантливыхжурналистов объединилась для создания независимой от местной власти газеты – «газетыдля тех, кто хочет знать правду». Назвали ее «Орловскими новостями». Никто ненамеревался затевать «гражданскую войну» и становиться в оппозицию. В обращениик читателям, которое было опубликовано в первом номере «Орловских новостей»,была заявлена абсолютно нормальная для демократического общества позиция: «Всвоей работе мы будем руководствоваться законом и вашей потребностью иметьобъективную информацию о том, что происходит вокруг. Наша цель проста –реализовать право орловцев на информацию об общественно значимых событиях,затрагивающих интересы жителей области, а через это – обеспечить право орловцевна свободу мысли и слова». Однако уже через три номера первый заместительгубернатора Орловской области Виталий Кочуев, который на днях осужден на 8 лет захищение госсобственности в особо крупном размере, пригласил учредителя«Орловских новостей» и предложил в обмен на закрытие газеты должность вадминистрации области или местное предприятие в собственность. За день довыхода восьмого номера еженедельника в редакции раздался звонок. Незнакомыймужской голос представился сотрудником обладминистрации и «убедительно просил»снять из уже сверстанного номера информацию о сомнительном назначении дочеригубернатора Орловской области Егора Строева сенатором в Совет Федерации РФ отОрловской области и материал о реальном положении дел в экономике Орловскойобласти. Получив отказ, власть перешла к другим способам «убеждения». Послевыхода газеты двое неизвестных напали на учредителя «Орловских новостей» вподъезде жилого дома и нанесли несколько ударов по голове. Виновных, как иожидалось, не нашли. Однако в приватной беседе прокурорские работникипризнались, что вышли на исполнителей, но так как след заказчиков вел к большимчинам Орловской области, дело закрыли. Вскоре частная типография, где печатали«Орловские новости», несмотря на нужду в заказах, заявила, что у нее нетвозможности продолжать сотрудничество. Местным предпринимателям, пригрозивразорением, запретили размещать в независимом издании рекламу, а предприятиямрозничной торговли – продавать газету в киосках. Уличных же торговцев газетгоняли люди в милицейской форме.
Чем же так напугали властьнезависимые журналисты? Какие тайны и заговоры вскрыли? Парадокс, но самойглавной тайной оказалась… правда о реальных событиях, происходящих в области. Скажучестно: мы и сами поначалу не осознавали, насколько глубоко зашло одурачиваниевластью собственного народа. К годовщине «Орловских новостей» я писала:«Начиная свою работу, мы не ставили цель быть «чьими-то», быть «за» или«против». Мы хотели и хотим быть просто правдивыми. Наверное, мы и сами не былиготовы к тому, сколько лжи, недоговорок и недомыслия нас окружает, скрываетсяза теми или иными решениями… Не случайно простое изложение фактов о работегосударственных и ряда коммерческих структур оказалось сродни оппозиционномудвижению! Впрочем, правда всегда находится в оппозиции ко лжи».
О чем мы писали? Это легко понятьдаже из газетных заголовков: «Правозащитник обнаружил 17 тысяч «лишнихизбирателей», «Труба дело – у крестьян отбирают землю, а власть невмешивается», «Смертельный отказ. Почему врачи не хотят помогать больным?», «Нафига нам прокурор? В Орловской области никому не выгодно исполнение закона»,«Много шума. И ничего. Мать жертвы Беслана пребывает в нищете и тонет вчиновничьем безразличии» «Хочешь жить – умей дать взятку!», «Кормушки дляизбранных», «Сын главного милиционера катался на угнанном «Мерсе», «Рабы изНовой Деревни. Крестьянам за непослушание выбивают зубы»…
Чтобы понять, в каких условияхприходилось выпускать независимую газету, наверное, надо несколько слов сказатьо том, что же представляла собой местная орловская власть. Область возглавлялЕгор Строев. Возглавлял к тому времени уже лет двадцать пять, по-разному лишьназывались должности: секретарь обкома КПСС, глава областной администрации,губернатор. Человек властный, хитрый, мастер интриги и нейтрализации противников,он умудрился не просто сохранить пост руководителя области и сосредоточить всвоих руках практически ничем не ограниченную власть, но и быть в числедоверенных лиц у таких непохожих друг на друга президентов, как М.Горбачев,Б.Ельцин, В.Путин. Двадцать пять лет – время целого поколения с точки зрениябиологической и несколько смен поколений с точки зрения информации насоциальном уровне. Люди рождались при Строеве, формировались при Строеве,работали при Строеве. Менялась страна, партии власти,президенты, реформы. Неизменным оставался только он, Егор Семенович. Летпятнадцать назад его впервые назвали гением, лучшим из лучших. Вскоре он слегкой руки своего окружения стал главным достоянием Орловщины и даже «главнымполезным ископаемым Орловщины». Деревню Дудкино, где пришлось родитьсябудущему губернатору, переименовали в Строево, во Мценске на памятнике всемирноизвестному русскому писателю Ивану Тургеневу высекли нескромную надпись: «ЗемляТургенева и Фета любовью Строева согрета», в Покровском районе имя Е.С.Строеваприсвоили парку. Эту фамилию даже можно было прочесть в некоторых церквях!
А еще вчесть главы региона писали стихи и слагали песни. В двухтомнике оЕ.Строеве под громким названием «Сын земли русской» местные поэты неловко, новосторженно, рифмовали:
«Хорошо, что Вы наш главный –
Настоящий голова,
Человек с буквы заглавной.
(От души идут слова)».
«Живите, стройте, властвуйте,Егор,
Россия снова выйдет на простор…»
Местное телевидение, радио, газеты занимались только одним– пропагандой строевских слов, заявлений, обещаний и дел вне зависимости отреального результата. Жителям области – одной из самых нищих в России – внушалось,что они живут в краю процветания и благоденствия, в раю под названием ССС – стабильность,согласие, созидание. При этом тщательно скрывалось, что строевская стабильностьдавно превратилась в стагнацию, созидание – в самоуничтожение, а согласие – встрах иметь собственное мнение. До сих пор не могу забыть телефонный звонокветерана Великой Отечественной войны, обладателя самой почетной солдатскойнаграды – ордена Славы, который просил редакцию помочь в трудоустройстве еговнучки, оставшейся без родителей. Оказалось, девушка блестяще закончила вуз, нобез связей не может найти работу. На мою просьбу написать письмо, чтобы у насбыло основание обратиться в соответствующие органы власти, ветеран заплакал. «Ябоюсь», – сказал он. «Чего? – удивилась я. – Вы не можете бояться, Вы же войнупрошли, орден Славы получили!» «Я – беспомощный инвалид, – ответил старыйсолдат. – Они придут и просто меня убьют за то, что я к вам обратился»… Это какже надо было запугать собственный народ…
И вот в этом информационном болоте, в краю, который спустяпять лет признают самым коррупционным в России, появляется газета, котораянарушила все правила игры и назвала черное – черным, а белое – белым.
Не побоюсь сказать: это было социальным потрясением. И нетолько для власти. Тираж «Орловских новостей», несмотря на запреты печатать,продавать и читать, в первый год вырос до 15 тысяч экземпляров. Если учесть,что реализовывалась газета в основном только в областном центре, а это – 270тысяч населения, можно говорить об успехе. Мы понимали: газета получила непросто 15 тысяч сторонников. Это были 15 тысяч граждан. Тех, кто хотел знатьподлинное положение дел в области и в городе, знать свои права и то, как ихреализовать, те, кто хотел изменить свою жизнь и жизнь своих близких к лучшему,кому надоело быть обманутым.
Особенно активно нампомогали дети и бабушки. Именно они большей частью реализовывали «Орловскиеновости», организуя передвижные точки продаж – в троллейбусах и автобусах, увхода в крупные магазины, на остановках, у заводских проходных. Газету активночитали и в электронном виде. Нам присылали свои комментарии из Сибири, с ДальнегоВостока, севера и юга нашей страны, из Китая и Бразилии, Израиля и Германии.Русские, живущие в США, были готовы закупать у нас по 1,5 тысячи экземпляровеженедельно. Вскоре «Орловские новости», по оценкам различных фондов, былипризнаны самым влиятельным изданием в Центральном Федеральном округе. А ЦентральныйФедеральный округ – это 18 областей с общей территорией в 650,7 тыс квкилометров, что примерно, в 2,5 раза больше Великобритании!
Единственные, до кого газета не могла достучаться, – этоконтрольные, надзорные и правоохранительные органы и администрация президента,куда чуть ли не еженедельно отправлялись материалы о коррупции в государственныхи муниципальных органах, незаконном присвоении госсобственности, о мошенничествеи превышении должностных полномочий орловских чиновников. Лишь спустя годы – вконце 2008-го, когда сменится руководство в областной прокуратуре, местномУФСБ, управлении внутренних дел, накануне отставки Егора Строева факты,изложенные в «Орловских новостях», заинтересуют следствие. И один за другимпойдут по этапу бывшие первые лица Орла и области…
Но это будет потом. А тогда… Тогда выживать приходилосьгазете, а не чиновникам. Мы меняли одну типографию за другой, на практикеизучая географию России – Курская область, Брянская, Рязанская, Калужская… Быладаже мысль печататься в Финляндии, но от нее пришлось отказаться – таможню мы бне одолели.
Чтобы сорвать выход очередного номера, в редакции периодическиотключали Интернет, производили незаконные обыски, организовывали слежку дажеза детьми, угрожали. Естественно, наши обращения в прокуратуру, в милициюуспеха не имели. После того, как мне в очередной раз пригрозили, что «закатаютв асфальт», участковый милиционер меня учил: «Вот когда вам вечером приставятнож к спине, это будет реальная угроза, а по телефону – это несерьезно».«Несерьезная» угроза по телефону моему одиннадцатилетнему сыну закончиласьнервным срывом ребенка. После того, как угрожавший появился под дверью квартиры,которую сын едва успел закрыть, я была вынуждена больше месяца прятать его запределами Орловской области. Прошло уже несколько лет, но прокуратура до сихпор так и не смогла взять распечатку звонков на мой телефонный номер, чтобыопределить, откуда звонили. А может, давно уже все определили, потому и молчат…До сих пор в руинах и моя дача, которую сожгли в одну из летних ночей 2006 года– милиции хватило лишь умения определить, что это был поджог, а несамовозгорание.
Но было и немало приятных моментов. За три года журналисты«Орловских новостей» стали лауреатами самых престижных журналистских конкурсов– Международного конкурса «Вопреки» им. Ларисы Юдиной, премии им. А.Сахарова,Артема Боровика. А это – профессиональное признание качества «Орловскихновостей».
Что касается местных журналистов, до этого все времяплачущих о том, что в области нет свободы слова, то ни один из них не рискнул ниприсоединиться к коллективу «Орловских новостей», ни хотя бы простосотрудничать с газетой – даже на условиях анонимности! Одни молчали, другие перешлик самой настоящей травле людей, которые говорили правду. На страницах главнойгазеты Орловщины – органа исполнительной и законодательной власти «Орловскаяправда» – один за другим стали появляться гнусные стишки и «сказки» неизвестныхавторов, прячущихся за псевдонимами, с грязными намеками на все, что толькоможет взбрести в голову каким-нибудь психически нездоровым людям. Не щадилиникого – ни журналистов, ни их матерей, отцов, мужей, ни их детей. В концеконцов, «Орловская правда» объявила, что я – мюнхенская шпионка. Позже в этойже газете утверждалось, что я работаю на Дж. Буша и Кондолизу Райс, и у меня сними одна задача – дестабилизировать Россию через дестабилизацию Орловскойобласти.
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Вконце концов, противостояние разных позиций и разного понимания того, чтодопустимо в журналистике, а что – нет, привело к расколу в Орловском Союзежурналистов. Орловские журналисты, которые считают себя независимыми от власти,год назад создали свой союз. На сегодня он насчитывает 101 человека. А полгоданазад редактор «Орловской правды» – полковник в отставке вдруг попросил у меняпрощения. На вопрос, о чем он думал, когда размещал в своей газете материалы,после прочтения которых хотелось вымыть руки, ответил: «Понимаешь, я – солдат».Такое вот понимание своего места в журналистике…
Независимых «Орловских новостей» уже нет – они закрылись в январе2008 года решением учредителя Марины Ивашиной без объяснения причин. Можно только догадываться о том, что еепобудило в 2004 году создать собственную газету. Судя по всему, была поддержкаряда достаточно статусных людей как в области, так и в Москве, недовольных управлениемЕгора Строева, и были собственные политические амбиции. Во всяком случае, черезнекоторое время она вдруг вступила в популярную тогда то лисоциал-патриотическую, то ли национал-социалистическую партию «Родина». Затем,после раскола в «Родине», – в «Справедливую Россию» – и стала руководителем ееорловского отделения. Пыталась стать мэром Орла, но проиграла и коммунистам, ивыдвиженцу Егора Строева. В конце концов, в марте 2007 года она стала депутатомобластного законодательного собрания по спискам «Справедливой России» и вскорезакрыла проект. Ходили слухи, что ей то ли что-то посулили, то ли чем-топригрозили. Так или иначе, это было посерьезнее, чем удар по голове илипредложение стать хозяйкой какого-нибудь местного предприятия в 2004 году. Сегодняэтот человек – активный сторонник власти и ее партии «Единая Россия». Нанедавних выборах мэра Орла, признанных многими экспертами самыми грязными ибеспрецедентными по давлению власти на избирателей, она неожиданно для всехвыпустила два номера «Орловских новостей», в которых попыталасьдискредитировать выдвиженца от КПРФ, главного соперника кандидата от «ЕдинойРоссии». Некорректные тексты, формулировки, из которых можно было понять, чтоэта странная газета – плод работы прежней независимой редакции, вынудилибольшую ее часть публично отмежеваться от Марины Ивашиной и заявить, чтосегодняшняя газета для них – «чужой проект и по факту, и по духу». Так что, ксожалению, сегодня можно сказать, что те независимые «Орловские новости»,которые когда-то совершили мирную «гражданскую революцию» в отдельно взятойобласти России, не просто закрылись, а умерли.
И «солдат» от журналистики не убавилось. В прошлом году,правда, Егора Строева отправили в отставку, так что теперь славят новогогубернатора – Александра Козлова. Грустно, но новой власти это, похоже,нравится. Во всяком случае, она не заменила ни одного строевского редактора.
Тем не менее, «Орловские новости» – маленький коллектив из10 человек, четыре года выпускавший «газету для тех, кто хочет знать правду»,сделал свое дело, которое местные аналитики называют обучениемгражданственности. В лексиконе орловцев появилось новое слово – строевщина,которым обозначают коррупцию, авторитаризм, непрофессионализм и нарциссизм,вместе взятые. Стало больше мнений и точек зрения, люди перестали боятьсядумать, хотя, конечно, далеко не все еще обрели смелость говорить. Может, еще ипотому, что вместо строевщины появилась «козловщина» – так в народе окрестили колоссальноедавление власти на горожан во время последних выборов мэра города Орла…
Так что жизнь продолжается. Но газеты для тех, кто хочетзнать правду, по-прежнему в дефиците, как и люди, которым хочется говорить этусамую правду.
Автор – бывший главный редактор независимой газеты «Орловскиеновости»