Россия не только входит в тройку лидеров по добыче нефти в мире, но и является лидером по загрязнению атмосферы. За год в стране сжигается в факелах до 5 млрд м3 попутного нефтяного газа (по оценкам различных организаций – до 15-20 млрд м3), что приравнивается к $2-3 млрд. В последнее время государство лишь принуждало компании к оплате налогов за выбросы в атмосферу. А российская компания ООО «Газохим Техно» предложила монетизировать эти отходы.
Попутные нефтяные газы - смесь различных газообразных углеводородов, растворенных в нефти - они выделяются в процессе ее добычи и перегонки. А факелом в нефтяной промышленности называют управляемое или аварийное сжигание ПНГ при добыче или переработке нефти на нефтеперерабатывающих и химических заводах. Управляемое сжигание газа позволяет повысить безопасность нефтехранилищ и трубопроводов в случае незапланированного скачка давления. Большие месторождения нефти, за счет своей прибыльности, могут позволить перерабатывать ПНГ в электрическую энергию, а также извлекать из них жирный компонент и сухой газ (метан). Но владельцы малых и средних нефтяных месторождений ранее не могли позволить себе тратиться на проекты утилизации: они делали переработку ПНГ и его транспортировку убыточной, что в результате привело бы к серьезному снижению рентабельности самой добычи нефти.
Решение рынку предложили российские инженеры «Газохим Техно», ставшие резидентами фонда «Сколково» и получившие от него грант $5 млн на строительство первой малотоннажной установки по переработке попутного нефтяного газа. Еще $5 млн предоставили отечественные инвесторы из группы Аллтек и в настоящее время «Газохим Техно» проводит второй раунд инвестиций. Проведением исследований и разработкой таких относительно малых газохимических технологий этот инженерный центр занимается в первую очередь.
Для переработки газа еще с прошлого века использовалась установка GTL (gas-to-liquids), однако при помощи ее переработка «отходов» нефтедобычи, малых объемов ПНГ – до ста миллионов кубов в год – оказывалась экономически невыгодной. Ранее технологии GTL активно развивались в странах, у которых были проблемы с добычей или покупкой нефти (например, в Германии или ЮАР), а в настоящий момент в мире gas-to-liquidsиспользует всего около десяти компаний. Mini-GTL – обновленный вариант установки от сколковского резидента – это усовершенствованная конструкция реакторов и катализаторов, которая позволяет сделать переработку даже небольших объемов газов выгодной. Ее разработкой занимались еще с 2000 года и формально завершили в 2008 году – в дальнейшем систему совершенствовали с помощью появлявшихся новых российских и зарубежных компонентов. Дополнительный доход от таких мини-заводов получают нефтедобывающие компании, ведь помимо роста добычи нефти из-за добавки синтетической нефти, полученной из ПНГ, покупка Mini-GTL также снижает плату за выбросы в атмосферу. Тем не менее, инженеры «Газохим Техно» не исключают продажи синтетических продуктов переработки газа другим клиентам, например, нефтеперерабатывающим предприятиям. В России, помимо «Газохим Техно» в этом секторе существуют другие игроки, но разработки находятся на более ранней стадии разработки.
Mini-GTL способна также перерабатывать низконапорный природный газ, биогаз и шахтный метан – то есть предназначена не только для использования на нефтяных месторождениях. Система работает следующим образом: из попутного нефтяного газа получают синтез-газ (смесь угарного газа и водорода), который подается на вход микроканального реактора, в котором уже образуются синтетические жидкие углеводороды. В результате факелы тушатся практически «под ноль», а ПНГ в дальнейшем перерабатывается в синтетическую нефть и смешивается с минеральной – этот процесс предполагает минимальные затраты. Синтетическая нефть доступна для транспортировки по уже существующим трубопроводам, а относительно малый вес установки (в расчете на 1 тонну производимой продукции реакторы «Газохим Техно» от 2 до 9 раз легче существующих аналогов) позволит эффективно вовлечь в коммерческий оборот малые и удаленные от газотранспортной сети месторождения, считают инженеры «Газохим Техно».
Помимо того, что нефтяник через Mini-GTL избегает выплаты штрафов за сжигание газа, он может также получить из нее синтетическую нефть, которая не облагается налогом на добычу полезных ископаемых. А из нее, в свою очередь,качественное моторное топливо и максимальное количество высокомолекулярных синтетических углеводородов (жидкие и твердые парафины, церезины и другие), значительно более чистых по сравнению с аналогичными продуктами, получаемыми из нефтяного сырья. Такое выгодное экономическое решение подходит для тех нефтяных и нефтегазовых компаний, у которых есть возможность вывести в дальнейшую реализацию товарную продукцию.
В 2010 году ООО «Газохим Техно» показал действующие прототипы блоков синтез-газа и Фишера-Тропша ОАО «Роснано», ОАО ЛУКОЙЛ и другим заинтересованным инвесторам и заказчикам. После экспертного осмотра были подписаны документы о готовности вхождения в проект на этапе коммерциализации технологии и создания серийного производства промышленных установок. В 2011 году в проект инвестирует средства и фонд «Сколково». Изучив в лабораториях все возможные ситуации, смоделировав все элементы будущей установки, компания с 2013 года начала строить совместно с инвесторами и нефтяной компанией первую демонстрационную опытно-промышленную Mini-GTL в России. «Это будет первый в мире завод GTL, работающий на попутном газе реального нефтяного месторождения, – рассказал «Полит.ру» генеральный директор ООО «Газохим Техно» Сергей Долинский. – У нас подписаны предварительные соглашения на применение нашей технологии для переработки более 10 млрд м3 газа в год после успешного запуска опытно-промышленной установки». Запустить ее планируется в конце 2014 года, а производить она будет не менее 100 баррелей синтетического топлива в сутки.
Помимо поддержки государственных центров развитияи ряда частных инвесторов, в августе 2014 года «Газохим Техно» совместно с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» еще и выиграл тендер для переработки попутного газа на гравитационной платформе на шельфе. «Работа на шельфе – перспективное направление и мы очень рады, что наша технология признана наиболее подходящей для работы в таких сложных условиях, как морская платформа, – говорит Долинский. – По ее завершению в 2016 году у России будет собственная проработанная концепция GTL-производства морского базирования. Результат работ должен быть интересен и отечественным компаниям, ведущим добычу и осваивающим новые месторождения на шельфе». Он добавил, что этот контракт позволяет усовершенствовать технологию с прицелом на «новый, очень емкий рынок оффшорной переработки ПНГ в кооперации с ведущими отечественными разработчиками», такими как ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и ЦКБ Коралл (входит в ОАО «РОСШЕЛЬФ» и группу компаний «Каспийская Энергия»).
Марат Зайдуллин, старший проектный менеджер Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», назвал проект по созданию опытной установки мини-GTL, реализуемый «Газохим Техно», одним из самых инновационных и перспективных среди проектов в ТЭК, профинансированных Фондом «Сколково».
«Результаты работы на первом этапе, завершённом весной 2014 года получили самые высокие оценки экспертов. Проведённые публичные испытания реактора производства синтез-газа подтвердили не только ожидаемые технические характеристики, но и высокий интерес отрасли к данной технологии. Количество посетивших испытания крупных компаний и массовость делегаций внушает оптимизм относительно коммерческого потенциала ООО «Газохим Техно». Мы уверены, что компания может получить первые коммерческие заказы на свою технологию уже в 2015 году. Нужно отметить, что потенциал технологии связан не только и не столько с проблемой утилизации ПНГ на действующих месторождениях, сколько с задачей по монетизации ресурсов газа, с которой сталкиваются все компании при разработке месторождений в новых регионах. Производство на месторождении высокоценных жидких углеводородов и парафинов в большинстве случаев будет выгоднее, чем создание инфраструктуры для подготовки и транспортировки газа», – подчеркнул Зайдуллин.
История успеха этого стартапа дает шансы на поиски своего «голубого океана» другим молодым разработчикам, а также может способствовать экспорту не просто нефтяного сырья из России, а обработанного продукта и новых технологий, что увеличит обороты рынка.