будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 17, 2025
Человек дня

Мемория. Александр Алов

Мемория. Александр Алов
_05
Александр Алов. 1980г.. Источник: iknigi.net

26 сентября 1923 года родился Александр Алов, сценарист и кинорежиссер. 

Личное дело

Александр Александрович Алов (1923-1983) родился в Харькове. Его отец Александр Алов-Лапскер был научным сотрудником Почвенного института, автором научных трудов и 14 монографий по почвоведению и аграрной экономике, мать Любовь Иосифовна — заведующей Центральной детской библиотекой имени Сурикова.

В семье Александр был вторым, младшим ребенком. Ему не исполнилось и трех лет, когда семья переехала в Москву. «Папа всегда считал себя коренным москвичом и, без сомнения, был им», — напишет потом в воспоминаниях об отце дочь режиссера Любовь Алова.

Мать Александра устроилась заведовать читальным залом Московской городской библиотеки имени Моссовета, отец продолжил научную деятельность, а сам он со временем пошел в 204-ю экспериментальную школу имени А. М. Горького на Сущевском Валу, откуда сразу после окончания учебы — в 1941 году — был призван на войну.

С августа 1941 года Алов служил в составе 1-го особого кавалерийского полка на Западном фронте, участвовал в обороне Москвы, был контужен.

С декабря 1942 по май 1945 года был красноармейцем 210-го армейского запасного стрелкового полка, воевал на Донском, Воронежском, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Балатонской и Венской операциях (дошел до Австрии).

В конце января 1945 года Алова ранило в голову осколком снаряда. После лечения он был демобилизован и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Игоря Савченко.

В 1949 году Александр Алов женился на актрисе Тамаре Логиновой, год спустя у них родилась дочь Любовь (работает искусствоведом).

В 1951 году Алов получил диплом, успев вместе со своим другом и соучеником Владимиром Наумовым завершить за умершим наставником работу над его картиной «Тарас Шевченко». Этот фильм стал первым плодом их совместного труда.

В 1950-е годы молодые режиссеры сняли на Киевской киностудии фильм «Тревожная молодость» о комсомольцах Украины в годы Гражданской войны (по трилогии Беляева «Старая крепость»), затем — «Павла Корчагина» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» с Василием Лановым в главной роли.

В 1957 году Алов и Наумов перешли на студию «Мосфильм» и через два года поставили по собственному сценарию фильм «Ветер». В дальнейшем почти все свои картины они снимали по собственным сценариям.

В 1961 году за антифашистский фильм «Мир входящему» режиссеры удостоились нескольких международных призов.

В 1966 году Алов и Наумов обратились к творчеству Достоевского, результатом чего стала искрометная сатирическая фантасмагория «Скверный анекдот», полная гротескных образов и политических аллюзий. Фильм, как и следовало ожидать, был запрещен к прокату, и после этого, как потом шутил Наумов, их прозвали «мастерами подготовительного периода» — потому что в течение четырех лет все их заявки отклоняли фактически до рассмотрения.

Тем не менее в 1970 году Алов и Наумов решаются на смелый шаг — экранизируют «Бег» Михаила Булгакова, написав сценарий по мотивам одноименной книги, а также романов «Белая гвардия» и «Черное море». Изначально фильм назывался «Сны о России», потом — «Путь в бездну», но потом режиссеры вернулись к авторскому названию «Бег».

В 1971 году в театре «Современник» (Москва) Алов совместно с Наумовым поставил спектакль по пьесе Эркеня «Тоот, другие и майор». В этом же году распался брак Александра, с тех пор он больше не был женат.

В 1976 году Наумов и Алов выпустили на экран «Легенду о Тиле» по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Фильм состоит из двух полнометражных частей — «Пепел Клааса» и «Да здравствуют нищие», каждая из которых, в свою очередь, тоже делится на две серии. Кроме того, материал был переработан в пятисерийную телеверсию, куда вошли не включенные в «прокатный» вариант эпизоды. Съемки шли в Таллине и Гданьске, а средневековые голландские парусники изготовили из рыбацких сейнеров латвийского колхоза «Узвара». «Наверное, у каждого артиста есть роли, о которых говорят, что они созданы для него или он создан для этих ролей. Санчо в "Человеке из Ламанчи" и Ламме из "Легенды о Тиле" — такие вот "мои роли"», — писал потом сыну сыгравший в картине актер Евгений Леонов. Полусапожки со съемочной площадки «Тиля» он потом носил на экране в фильме «Кин-дза-дза».

В 1980 году вышел «Тегеран-43» — самая популярная работа Алова и Наумова, один из наиболее успешных в прокате советских фильмов. Он снимался в сотрудничестве с зарубежными киностудиями, в нем, в частности, играл секс-символ французского кино Ален Делон. Из отечественных звезд в ролях фигурируют Игорь Костолевский, Армен Джигарханян, Наталья Белохвостикова и другие. У «Тегерана-43» существует телеверсия, которая называется «Покушение».

С 1980 года Алов совместно с Наумовым начал заниматься педагогической работой — руководить творческой мастерской в их родном ВГИКе. В 1983 году они начали работу над фильмом «Берег» по одноименному роману Юрия Бондарева, основанному на воспоминаниях о Великой Отечественной войне. 12 июня в Риге (Кулдиге) — в последний день натурных съемок — Александр Алов скончался. похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Наумов так и не смог оправиться от потери друга и коллеги. В 1985 году он выпустил документально-биографический фильм «Алов», в котором рассказал, что в последние годы перед смертью Александр страдал от последствий контузии, мог ходить только с палочкой, мучился от головных болей, но при этом продолжал работать с прежней интенсивностью.

 

 
Александр Алов
kino-teatr.ru

Чем знаменит

Классик советского кинематографа, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР и СССР.  Александр Алов - лауреат Госпремии Советского Союза (присуждена за фильм «Бег» посмертно), обладатель «Золотой медали» жюри МКФ в Венеции (1961), «Кубка Пазинетти» (премии итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм), брюссельской премии «Фемина бельж» за один из десяти лучших иностранных фильмов, в 1978 году за «Легенду о Тиле» получил главный приз жюри МКФ в Брюсселе и приз кинопродюсеров Норвегии, удостоен нескольких всесоюзных и международных наград за «Тегеран-43».

 

Что надо знать

Творческая биография Александра Алова неразрывно переплетена с работой его коллеги и друга — режиссера Владимира Наумова, их сотрудничество длилось 33 года и оказалось на редкость плодотворным и многогранным. Критики считают их тандем практически уникальным случаем для кинематографа: обычно режиссеры предпочитают работать в одиночку, а при совместной работе стараются подавить друг друга. «Были одним режиссером», — называл их феномен Наумов. Вместе они сняли 10 фильмов, включая несколько двухсерийных, так что в общей сложности набирается 16 полнометражных картин. Несмотря на разные жанры и фактуру, их работы были узнаваемы с первых же кадров и тут же становились невероятно популярными.

 

Прямая речь

Владимир Наумов о работе с Александром Аловым: «Наш союз с Аловым был удивительным по гармонии и взаимопониманию, мы оба были одержимы профессией. Проработав вместе целый день, мы разъезжались по домам, но уже через час-другой звонили друг другу, испытывая нестерпимую потребность в общении. Мы были знакомы 38 лет, 33 из них были одним режиссером».

Сергей Параджанов об Александре Алове: «В списке нашего курса Саша Алов стоял первым. Наша встреча была удивительной, потому что я не мог отвести от него глаз. Мне показалось, что он был похож на Пушкина времен лицея. Алов остался для меня удивительной звездой, которая горит и не угасает. Я в большом долгу перед ним, потому что не мог проводить его в последний путь. Я брежу его добротой, его тактичностью, его формой, в которой видел его еще тогда: маленькая выгоревшая пилотка. Все это меня потрясало и все время вызывало благоговение его искусство: логичное, мужское».

Оператор Татьяна Логинова об Алове и Наумове: «Алов и Наумов с юности любили актеров. Выбирали их долго, тщательно, придирчиво. Но сделав выбор, верили в них, и эта вера очень помогала исполнителям. <...> Николай Рыбников был не просто открыт Аловым и Наумовым как талантливый актер, но открыт как персонаж отрицательный. <...> Алов и Наумов умели чувствовать актера, умели работать с ним. Они никогда не подавляли...»

Александр Алов о правде в искусстве: «Мы вот все гоняемся за ней, за правдой, гоняемся целую жизнь, а какая она оказалась недотрога».

Владимир Наумов об Александре Алове: «Алов носил в себе "занозы" войны. Но до поры это не проявлялось. Помогали и молодость, и чувство победителя, свойственное фронтовикам. Однако с годами она, война, его все-таки догнала. В последние годы самое простое физическое действие давалось ему с невероятным трудом. И жизнь его стала постоянным преодолением слабости, болезни, боли. Я иногда говорил ему: "Саша, дождь идет, танки стреляют, все промокло - езжай домой, все равно осталось только массовку снять". Нет, оставался на площадке до конца. Он был из той породы людей, для которых работа и есть жизнь».

Наталья Белохвостикова о смерти Алова: «В последний день съемок мы должны были снять заключительный эпизод – проезд по городу, когда Эмма везет Никитина в аэропорт. Володя (Наумов) в тот день заболел и остался в гостинице, а мы с Щербаковым поехали на съемку. Сели в машину и ждали "режимного времени", то есть наступления определенного часа, когда только-только наступают сумерки; уже смеркалось, мы ждали команды, а ее все не было. Выйти из машины мы не решались – в любой момент могла раздаться команда "Мотор!", и тогда съемка была бы сорвана по нашей вине. Обычно в случаях какой-либо задержки нас предупреждали: "Сидите, ждите", а тут – ничего. Наконец мы не выдержали, вышли из машины и сразу поняли – что-то случилось. Возле камеры никого не было, стульчик, на котором сидел Александр Александрович Алов, – пустой. В это время его отвозили с сердечным приступом в больницу. Несколько лет назад у него уже был инфаркт, мы надеялись, что и на этот раз все обойдется. Наумов, сидя в номере, ничего не знал. Мы прилипли к телефону, ждали известий, около часа ночи нам сообщили, что все кончено…».

 

5 фактов об Александре Алове

  • Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, посмотрев фильм Алова и Наумова «Мир входящему», возмутилась и начала упрекать режиссеров за то, то на актерах грязные, прожженные и просоленные шинели. «Ну, где вы видели такие грязные шинели!», — отчитывала чиновница создателей картины. У Алова, как потом вспоминал Наумов, побелел осколочный шрам на виске, и он сказал: «Это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели четыре года протопал».
  • Сотрудничество Алова с Наумовым, которые сдружились во время учебы во ВГИКе, началось с мастерской Игоря Савченко, учениками которого оба были. Тот работал над фильмом «Тарас Шевченко», но не успел доснять картину. Ее показали Сталину, и тот сделал 12 замечаний, а это предполагало, что должна быть проведена «работа над ошибками». Никто из присутствовавших не рискнул сказать вождю, что создатель фильма мертв, и впоследствии Алову и Наумову было предложено завершить работу наставника. С «Тараса Шевченко» и началось их 33-летнее совместное творчество.
  • Одним из пожеланий Сталина к фильму о Шевченко было уравнять с ним по возрасту юного Чернышевского, который изображался в картине без бороды и усов, тогда как главный герой был уже пожилым. «Не гонитесь за маленькой правденкой. Нужна большая историческая правда. Нехорошо, когда молодой человек поучает старого поэта», — объяснил свое мнение Сталин. С тех пор поиски «правды» в советском кинематографе стали для Алова лейтмотивом его творчества и философской проблемой, о которой он часто рассуждал.
  • Консультантом на съемках фильма «Бег» по книге Михаила Булгакова выступала вдова писателя Елена Сергеевна. По воспоминаниям Алова и Наумова, она часто приходила на съемочную площадку и говорила: «Этот эпизод надо поправить, так решил Михаил Афанасьевич — он приходил ко мне во сне». И режиссеры беспрекословно выполняли ее требования. Фильм «Бег» стал одной из лучших их работ.
  • Снятый в 1980 году «Тегеран-43» стал примером успешного сотрудничества советских кинематографистов с европейскими коллегами и вышел в европейский прокат. В нем снимались такие звезды иностранного кино, как Ален Делон, Майк Маршалл, Курд Юргенс и Клод Жад. Кроме того, в саундтрек вошла песня «Вечная любовь», написанная и исполненная Шарлем Азнавуром.

 

Материалы об Александре Алове

Александр Алов в русской Википедии

Страница, посвященная Александру Алову, на сайте телеканала «Культура»

Александр Алов в телепроекте «Чтобы помнили»

Статья о сотрудничестве Александра Алова и Владимира Наумова на портале «Культура»

Документальный фильм об Александре Алове на телеканале «Первая столица»

Фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин» (1957)

Фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (1958)

Фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Скверный анекдот» (1966)

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).