Полит.ру и телеграм-канал Государственного архива Российской Федерации «Документальное прошлое» продолжают совместный проект «Документ недели». Сегодня поговорим о традиционных ценностях, то есть о том, чем русский человек всегда отличался от Алена Делона.
Департамент полиции МВД Российской Империи — фактически, главная спецслужба дореволюционной России, на которой, помимо управления собственно полицией, лежало много разнообразных обязанностей по противодействию покушениям на действующие порядки, — в начале 1916 года очень заинтересовался статистикой производства одеколона.
ГА РФ. Ф. 102. Оп. 74. Д. 37. Л. 2.
ГА РФ. Ф. 102. Оп. 74. Д. 37. Л. 5, 5 об.
Дело было, в общем объяснимое. В России с начала Первой мировой войны действовал сухой закон, свободная продажа спиртных напитков была запрещена. Поэтому граждане, как, наверняка, помнят читатели сайта, заставшие советские реалии с дефицитом и дороговизной водки (особенно в период борьбы с алкоголизмом в ранние годы перестройки), стали искать альтернативу в употреблении одеколона. Департамент, указывая, что «в числе разного рода суррогатов спиртных напитков, усиленно потребляемых ныне населением, одно из первых мест принадлежит, безусловно, одеколону», запрашивал у губернаторов и градоначальников информацию, сколько спирта для изготовления одеколона отпускалось производителям в 1913 году (когда никому не могло прийти в голову, что оборотом парфюмерии вдруг заинтересуются спецслужбы) и в 1915 году.
ГА РФ. Ф. 102. Оп. 74. Д. 37. Л. 84.
Губернаторы присылали разные справки, большинство из которых сводилось к тому, что одеколон — изделие достаточно деликатное — на территории их губерний не производилось ни до, ни после начала войны. Однако там, где одеколон делался, наблюдалась ожидаемая картина: объем производства одеколона (точнее, отпускаемого на это спирта) увеличился в десятки раз. Так это произошло, например, в Воронежской губернии, где в 1913-м изготовители одеколона получили с государственных складов 3800 градусов спирта (такая мера, означающая объемный процент спирта в растворе, допускалась в тогдашнем статистическом учете), а в 1915-м — уже 81 748. В Харькове в 1915 году парфюмерам отпустили 112 917 градусов спирта против 11 861 в 1913-м.
ГА РФ. Ф. 102. Оп. 74. Д. 37. Л. 89, 89 об., 90.
Можно было понять, что предприниматели увидели новую нишу для парфюмерных жидкостей и старались усиленно удовлетворить спрос. Власти, в свою очередь, настроенные во время войны приучить Россию не пить, предпринимали свои меры, чтобы одеколон оставался просто одеколоном. Петроградский градоначальник, отвечая на запрос Департамента полиции, решил пуститься в подробные объяснения и рассказать всё, что он думает о ситуации и способах ее решения. Он признал, что рост производства одеколона, конечно, может быть связан и с тем, что до войны его в больших объемах производили в оккупированной немцами Польше, а также в Риге, куда вплотную приблизился фронт). Однако главное объяснение связано с тем, что «с запрещением продажи крепких напитков для потребления, некоторая более разборчивая часть публики, которая не в состоянии пить денатурированный спирт, стала потреблять в качестве напитка одеколон». Впрочем, для того чтобы бороться с такими пристрастиями разборчивой публики, решено было применять более деликатное, чем при изготовлении обычного денатурата, средство: в спирт, идущий для выделки одеколона, было решено обязательно добавлять смесь бергамотового, лавандового и розмаринового масел, «каковые масла сообщают жидкости горький неприятный вкус». Разные иные смеси с использованием солянокислого хинина, мыла и других душистых масел были введены в рецептуру другой массовой спиртовой парфюмерии. Одеколоны петроградский градоначальник обязал также выпускать лишь в склянках с фабричной упаковкой и названием изготовителя весом не более одного фунта. Нельзя исключать, что таким образом градоначальник Петрограда если не изобрел, то утвердил тот флакон одеколона, который переживет десятилетия и будет использоваться как наружно, так и внутренне многими поколениями в меру разборчивой публики исторических российских территорий.