В Соединенных Штатах сейчас вовсю разворачивается президентская гонка — хотя выборы состоятся только в ноябре 2016 года. Поэтому все экономические вопросы, которые в России принято обсуждать на экспертном уровне или, в лучшем случае, в тиши правительственных кабинетов там выносятся в публичное поле.
На днях один из претендентов на пост президента от Республиканской партии Джеб Буш написал своем твиттере, что американцы должны быть более продуктивными: «Люди должны работать больше, чтобы получать больше денег для себя и своих семей. Это единственный способ вернутся к экономическому росту».
Практически мгновенно правый кандидат получил укол слева от наиболее вероятного претендента на пост главы государства от Демократической партии Хиллари Клинтон. «Тот, кто считает, что американцы не работают достаточно усердно, не встречался с американскими рабочими», — написала она.
Буш в ответ указал, что имел в виду большое число частично занятых в экономике, а также тех, кто решил уже не искать работу — по сложившейся традиции, американская статистика обе эти категории населения безработными не считает. Администрация Барака Обамы постоянно подвергается критике именно из-за такой статистической неопределенности — президент утверждает, что безработица вернулась к докризисным значениям, а его оппоненты — что американцы просто перестали искать работу.
В самый разгар дискуссии очень кстати в распоряжении агентства Bloomberg оказался доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о том, насколько много работают люди в разных странах.
ОЭСР — это своеобразный клуб развитых государств. В свое время организация была создана для координации реконструкции послевоенной Западной Европы в рамках плана Маршалла, сейчас в нее входят практически все государства, которые принято называть развитыми демократиями или хотя бы близкими к этому — от Соединенных Штатов и Японии до Чили и Эстонии. Россия также могла вступить в этот клуб, но присоединение Крыма, конфликт на востоке Украины, противостояние с западными странами сказались и на этих планах.
Журналисты, исследователи и политики ценят ОЭСР за многочисленные статистические данные, которые охватывают практически все сферы экономики, от образования до экспорта редкоземельных металлов. Если хочется сравнить свою страну по определенным показателям с развитыми государствами, то вернее всего покопаться в базах данных ОЭСР.
Так и на этот раз доклад ОЭСР оказался очень кстати для политической дискуссии в Соединенных Штатах. Выяснилось, что американцы работают чуточку больше, чем в среднем по ОЭСР — 34,4 часа в неделю вместо 34 часов. На этом заочный спор между Джебом Бушем и Хиллари Клинтон прекратился или, вернее, затих в ожидании новых поводов.
Между тем новый доклад ОЭСР оказался как нельзя кстати не только в Соединенных Штатах, но и в России и, как ни странно, в Греции.
Методология ОЭСР в подсчете количества рабочих часов на удивление проста. Специалисты берут общее количество отработанных часов в год и делят его на среднее число людей, который были в этом году заняты. В подсчетах учитываются регулярные и нерегулярные часы работы, полный и неполный рабочий день, сезонные работники, оплачиваемые и неоплачиваемые сверхурочные часы, а также отработанные часы в дополнительных местах работы. Исключается время, которые работники не работали из-за праздников, болезней, временной нетрудоспособности, беременности и родов, обучения, забастовок и других причин.
Больше всего, как выяснилось, работают в Мексике — 2228 часов в год или около 43 часов в неделю. Так что не удивительно, что Мексика является второй по величине экономикой в Латинской Америке. Впрочем, по населению в регионе она также уступает лишь Бразилии. Сколько работают жители Южной Кореи неизвестно — правительство страны в 2014 году не предоставило отчетности, но в прошлом году страна твердо занимала в рейтинге второе место с показателем 2163 часа в год или около 42 часов в неделю.
Многих удивило, что в отсутствие Южной Кореи второе место в рейтинге 2014 года заняла Греция. В результате долгового кризиса многим кажется, что греки вообще не работают, а только и делают, что требуют льготных кредитов от Германии, ЕС, МВФ и любой другой подвернувшейся страны и международной организации. Оказалось, что греки работают дольше всех в Европе — 2042 часа в год или около 39 часов в неделю.
Вслед за Грецией практически с одинаковыми показателями идут Чили и Россия — 1990 и 1985 часов в год на одного работника соответственно, или около 38 часов в неделю.
Меньше всего работают в Германии — там средний работник трудится всего 1371 час в год или 26 часов в неделю. Лишь немногим больше немцев работают норвежцы.
Проблема россиян и греков в том, что их труд оказывается непроизводительным. Производительность труда, которую по методологии ОЭСР считают как ВВП страны, разделенный на все часы рабочего времени, в России составляет всего $25,9 и отстает от всех европейских стран. В Греции производительность труда — $36,2, в среднем по 28 странам Евросоюза — $50, а в Германии и Франции около $60.
Получается, что средний немец работая 26 часов в неделю создает богатства больше, чем средний грек, работающий 39 часов в неделю. Если этот результат еще помножить на количество неработающих граждан в экономике, то становится понятно, почему долговой кризис случился в Греции, а не Германии.
Главный вывод из доклада ОЭСР для греков состоит в том, что работать много они умеют, осталось научиться работать лучше. Россиянам стоит задуматься примерно о том же.
О непроизводительности труда в России, конечно, задумывались и без доклада ОЭСР. Только ленивый не замечает, что десятки тысяч здоровых мужчин занимаются тем, что днями напролет сидят на стульях или стоят в дверях в качестве охранников.
Обилие охранников — своеобразный ответ бизнеса на неэффективность полиции, но от этого труд сотрудников ЧОПов не становится более производительным. Примером для подражания может стать компания X5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Экспресс»), которая решила постепенно отказаться от охранников в своих магазинах — если за ней последуют остальные, то Россия через какое-то время, может быть, и покинет позорное место страны с самой низкой производительностью труда на континенте.
«Каста охранников показывает неблагополучие нашего общества, нам надо от нее избавиться», — сказал в интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, один из авторов стратегии-2020 и будущей стратегии-2030.
Если к 2030 году все охранники пойдут работать на стройки и Россия хотя бы приблизится к среднему по ЕС уровню производительности труда, то работу Кузьминова над долгосрочными стратегиями развития страны точно можно будет признать не напрасной.