Белоруссия потеряла интерес к поставкам бензина на территорию России: в результате девальвации рубля топливо на Украине и в Прибалтике стало стоить заметно дороже, а значит и поставлять его туда выгодней. Единственное, что может в этих условиях огорчить Минск — отказ России от поставок сырой нефти, из которой бензин и производится.
На территории Белоруссии есть два нефтеперерабатывающих завода, в Мозыре и Новополоцке, они с лихвой покрывают потребности республики в нефтепродуктах, и часть продукции продается за границей. Экспорт нефтепродуктов — важный источник валюты для Белоруссии, валюта которой постоянно испытывает инфляционное давление.
При этом сырье для работы двух НПЗ, естественно, закупается в России, причем вопрос о стоимости поставок уже давно является политическим, поскольку маржа заводов является основой для устойчивости белорусского рубля и, опосредованно, политического режима Александра Лукашенко.
Белоруссия долгое время закупала российскую нефть по внутренней цене, перерабатывала ее и продавала за границу. В какой-то момент Москве удалось договориться с Минском о том, что белорусская экспортная пошлина отчасти будет возвращаться в российский бюджет.
После создания Таможенного союза сама логика организации означала, что никаких пошлин Минск больше возвращать не должен. В том числе и из-за этого в России проходит сейчас так называемый налоговый маневр: государство будет изымать прибыль нефтяной отрасли не в момент продажи нефти или нефтепродуктов за границу, а в момент ее добычи, иными словами основные доходы в бюджет должна приносить теперь не экспортная пошлина, а налог на добычу полезных ископаемых. В идеале после выполнения налогового маневра стоимость российской нефти внутри страны и за ее пределами должна была отличаться только на размер транспортных расходов. В реальности, конечно, экспортные пошлины сохранены, хоть и сильно уменьшены.
И все же правительство Лукашенко смогло добиться того, что Россия будет ему компенсировать потери от налогового маневра. В том числе за счет следующей схемы: российская нефть поставляется в Белоруссию по внутренним ценам, а Белоруссия в замен поставляет в Россию нефтепродукты со своих НПЗ. Доходы от продажи бензина в России не сильно отличались от аналогичных доходов от продажи топлива в Прибалтике, Украине или странах центральной Европы. Размер «обмена» согласовывается каждый год заново.
Все испортила девальвация рубля. В 2014 году Россия была чуть ли не единственной страной, в которой бензин дорожал при дешевеющей нефти. Связано это с тем, что собственно вес нефти в цене бензина не слишком велик: роль играют еще и акциз, налоги, транспортные расходы, содержание сетей АЗС и т. д. После резкого падения курса российского рубля оказалось, что, в пересчете на доллары или евро, бензин в России стоит запредельно дешево. В начале марта на Украине бензин стоил в среднем 1 евро, в Польше — 1,10, в Литве — 1,18 евро, а в России — всего 0,52 евро.
Для самих россиян относительная дешевизна бензина, конечно, никакой роли не играет: зарплаты и прочие доходы основной массы населения номинированы в рублях, а значит бензин не подешевел. Зато для белорусских экспортеров появился выбор: продавать бензин в Россию или в страны Европы.
По плану в 2015 году Россия должна была поставить в Белоруссию 23 млн тонн нефти, а получить обратно 1,8 млн тонн нефтепродуктов, главным образом, конечно, бензина. Однако, как пишет газета «Ведомости», Минск внезапно отказался поставлять в Россию продукцию своих НПЗ. На прошлой неделе в Москву приезжала белорусская делегация, новые переговоры должны произойти уже в сегодня, в понедельник.
Цель Белоруссии - получить во II квартале запланированные 5,7 млн тонн нефти, то есть четверть от годового плана. При этом поставки бензина Минск хочет сократить: по данным «Ведомостей», белорусы ссылаются на подписанный в мае протокол, который позволяет при падении цен на российском рынке существенно ниже экспортного паритета начать консультации о временном сокращении поставок.
По данным Thomson Reuters Kortes, на которые ссылается «Ведомости», 12 марта, тонна бензина Аи-92 на Московском НПЗ с поставкой на российском рынке стоила 34 350 рублей, а экспортный паритет, то есть стоимость того же товара при его продаже за границу за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов, — 41 239 рублей, то есть на 20% больше. Белорусские НПЗ предлагают бензин Аи-92 на российских биржах по 40-41 тысяче рублей за тонну и он, естественно, спросом не пользуется.
В России правительство не позволяет резко расти цене на бензин и другие нефтепродукты, это чревато не только политическими проблемами, но усугублением экономического кризиса: вот-вот начнется посевная кампаний на юге России, и резкий рост цен на топливо поставит под сомнение будущий урожай.
При этом стоит понимать, что белорусский бензин — не основа всей российской экономики. В год на российских НПЗ производится примерно 37 млн тонн высокооктанового бензина и почти все топливо продается на внутреннем рынке. Из Белоруссии, по плану, должно завозиться не более 1,8 млн тонн, то есть объем белорусского бензина на российском рынке — менее 5%.
Проблема, однако, в том, что рынок бензина в России очень чувствителен к малейшим изменениям из-за того, что баланс на нем поддерживается с большим трудом. В 2014 году в стране чуть не начался бензиновый кризис после аварии на Ачинском НПЗ и вывода некоторых других заводов из строя на плановый ремонт. Вдобавок ко всему, согласно статистике, ежегодно спрос на бензин в стране растет примерно на 3%, исправить ситуацию может, разве что, спад в экономике, который всегда приводит к сокращению использования автотранспорта как коммерческими компаниями, так и частными лицами.
Как бы то ни было, дешевый бензин еще никогда никому не мешал, так что Россия, судя по всему, будет добиваться от Белоруссии выполнения соглашений о поставке топлива. Остается только следить за переговорами и делать ставки, чьи аргументы окажутся сильнее: Минска с его позицией единственного союзника России в Европе, или Москвы, чью нефть и получают белорусские НПЗ.