будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Хозяйство
Долгин Борис

Игра в экономический бисер продолжается

Вчера Минэкономразвития презентовало уточненную, то есть значительно отредактированную, программу правительства на среднесрочную перспективу (до 2005 года). Этот документ ожидали прежде всего в связи с многомесячной дискуссией о «недостаточных темпах роста» экономики, которая в свою очередь получила новое дыхание в связи с неоднократно раскритикованным заявлением президента о необходимости удвоить ВВП не то за 10 лет, не то к 2010 году.

Повод для иронии, хотя и не такой изысканный, можно найти и в связи с новой правительственной программой, тем более, что прогноз роста ВВП на будущий год действительно стал «амбициознее» на 1% и составил 4,8 v 5,9%, причем не совсем понятно, за счет чего. Но бессмысленно все время рассказывать один и тот же анекдот. Тем более, что ругать правительство (и при этом хвалить президента), кажется, окончательно вошло в политическую моду.

Реальная тема, возникающая в связи с новым творением Минэкономразвития, вообще перпендикулярна этим административно-предвыборным коллизиям. Документ получился по-своему содержательным. В силу этого, сличая нынешнюю программу правительства с ее прошлыми вариантами и предшественниками с одной стороны, а также с «реальностью, данной нам в ощущениях» - с другой, можно попытаться понять, каковы актуальные тенденции руководящей экономической мысли и в какой степени они соотнесены с проблемами, стоящими перед нашей экономикой.

Первое, на что мы можем обратить внимание: новая среднесрочная программа v гораздо более современна, чем даже ее непосредственный предшественник v Основные направления- на период от 2002 до 2004, порожденный еще до начала споров вокруг темпов роста. Это заметно уже по оглавлению и преамбуле.

Российские казенные документы естественным образом наследуют советскую традицию (что неудивительно). Советские же важные бумаги начинались с обязательной ссылки на формально-иделогические высоты: «в целях неуклонного повышения благосостояния советских людей» и т.п. Далее, если грубо описывать тогдашнюю технологию, программный документ строился под заданную в Политбюро «политическую линию», обычно включавшую очень амбициозные планы (к такому-то году каждая советская семья получит квартиру-). Потом уже в министерствах и главках планы согласовывали и пересогласовывали, увязывали и пытались как-то примирить политический заказ с административно-хозяйственной реальностью.

В постсовестское время, до Среднесрочной программы, все было достаточно похоже, кроме того, что политическая линия практически отсутствовала. Сначала про «устойчивое повышение уровня жизни населения», потом формально по разделам, соответствующим фронту работ министерств и ведомств, начиная с социальных. И не потому, что таковы приоритеты, а так, по традиции.

Нынешний же документ в отличие от всех своих предшественников содержит следы мучительной концептуальной работы и попытки сделать реальный, а не фиктивный продукт. Для этого интересно сравнивать версии: опубликованный на сайте Правительства проект и конечный результат, появившийся вчера на сайте Минэкономразвития. Эти две версии отличаются даже по структуре текста, авторы которого, вероятно, пытались ответить на вопрос, за счет чего экономика будет-таки расти. В проекте первым разделом после введения следует блок, относящийся к инновациям, науке и так называемому «развитию несырьевого сектора». В конечном варианте все переставлено и сначала идет раздел о снятии преград для конкуренции и развитии рыночных инфраструктур. То есть, в первом варианте главная тема v диверсификация экономики, во втором v конкуренция.

Судя про всему, оба эти ответа на проклятый русский вопрос «что делать?» - не всерьез. Именно поэтому при согласовании разделы можно легко переставлять. Да, чего там разделы- Вы не поверите, но варианты различаются даже тем, что есть цель, а что v средства ее достижения. Так, в одном варианте фигурирует в качестве цели, а в другом v средства «формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста». И это совсем не лингвистические различия - так или иначе, но главному штабу реформ непонятно, в чем, собственно, выбор v за что и против чего дружим. И это вопрос, вероятно, не к правительству.

Сам политический заказ на «клонирование» ВВП был выдан как некоторый «дополнительный политический импульс» (то, что в обычной жизни называется «пинком под зад» v идите, мол, и работайте, а не рассуждайте о том, что структурные реформы важнее абстрактного роста). Данная установка, конечно, совершенно не содержала идеи, на какие политические риски, например, можно пойти ради достижения этой цели. Правительство так и будет путаться в своих концептуальных поисках, пока нет готовности чем-то за модернизацию экономики платить, пока мысли: как бы так налоги понизить, чтобы потом компенсировать, как бы так армию реформировать, чтобы потихонечку, как бы ЖКХ улучшить, но при этом его не трогать. Именно на такой логике и построена среднесрочная программа правительства. Нет сомнения, что и в правительстве, и в экспертном сообществе достаточно людей, которые смогут выполнить любую политическую волю, если вдруг она откуда-нибудь возьмется.

А откуда она может появиться? Сверху пока не дождались. А для того, чтобы она появилась снизу, должен быть преодолен еще один глобальный недостаток всех наших подобных документов v правительство вслед за президентом говорит с помощью каких-то абстракций, существующих только в профессиональном и канцелярском языке v того же ВВП, который непонятно как соотнести с семейным бюджетом. У нас даже налоги невозможно соотнести с личным кошельком v большинство граждан вообще не имеет дело с этой реальностью. И пока это так, все разговоры о ставках налогов v просто запудривание мозгов. Как и про административную реформу, и далее по списку из правительственной программы. Гораздо интереснее, в чем реальный выбор гражданина в процессе каждой из реформ и в чем реальная политическая ставка авторов.

Пока же общество, глядя на заявления президента и правительства, видит только иллюзию, «матрицу». Может, потому и не торопится внимательно во все это вглядываться v красиво, но слишком уж далеко от реальности.

Долгин Борис
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).