Исполнение Федерального Бюджета России за I квартал текущего года, как и ожидалось, было произведено с достаточно большим дефицитом. Его размер составил 812 млрд. руб., что представляет собой разительный контраст с прошлым годом, когда бюджет был сведен с профицитом, который составил 1 трлн. 127 млрд. руб.
Как, опять же, можно было ожидать, резкий рост дефицита мог быть вызван падением налоговых доходов – во-первых, из-за общего спада производства и, во-вторых, из-за снижения объемов внешней торговли, так как значительная часть доходов поступает в бюджет от обложения экспортно-импортных операций.
Однако, если сравнить между собой доходы бюджета за прошлый и текущий год (3 трлн. 521 млрд. руб. и 3 трлн. 437 млрд. руб.), то видно, что разница между ними совсем небольшая, всего 83 млрд. руб., наличие которой можно объяснить, скорее, техническими причинами, чем фундаментальными.
В самом деле, за прошедший квартал падение промышленного производства было практически ничтожным (на 0,4%), поэтому налоги, которыми облагается внутреннее производство – налог на добавленную стоимость и налог на прибыль – не только не уменьшились, но даже выросли: НДС с 565 млрд. р. до 680 млрд. р. (на 20%), а налог на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) – с 83 млрд. р. до 92,5 млрд.р. (на 10%).
Такой быстрый рост сборов основных налогов в условиях относительной стабильности производства говорит о том, что налоговая система вполне эффективно уловила инфляцию, которая как раз в первом квартале достигла максимума и смогла перераспределить инфляционный доход в пользу бюджета. Не будь этого налогового механизма, номинальные доходы бюджета наверняка сократились бы.
Что же касается доходов от обложения экспортно-импортных операций, то с ними ситуация вообще разнонаправленная. С одной стороны, поступления НДС и акцизов, которыми облагается импорт, слегка увеличились - с 392 млрд. руб. до 412 млрд. руб. С другой стороны, доходы от обложения экспорта (в основном углеводородов) действительно, снизились - с 1 трлн. 128 млрд. руб. до 791 млрд. руб. И это снижение хорошо понятно, учитывая ситуацию с ценами на нефть на мировом рынке.
Однако с доходами от обложения углеводородов теперь не все так просто. В начале года у нас произошел т.н. налоговый маневр, в результате которого ставки экспортных таможенных пошлин на углеводороды были снижены, а вот ставки налога на добычу полезных ископаемых и акцизы на горюче-смазочные материалы, наоборот, резко увеличены. И этот маневр, по идее, должен компенсировать снижение ставок таможенных пошлин и, соответственно, падение сборов от обложения экспорта нефти и газа.
Таким образом, хотя в российской экономике, если верить СМИ, вроде бы бушует кризис, на доходной части бюджета это практически не отразилось и поступления остались на уровне прошлого года. Поэтому говорить, что в появлении дефицита бюджета виновато падение налоговых доходов, не приходится. Структура их поступлений, конечно, изменилась, но вот общий объем остался практически неизменным.
Следовательно, дефицит возник за счет резкого роста расходов, объем которых увеличился с 3 трлн. 345 млрд. руб. в 1-ом квартале 2014 года, до 4 трлн. 249 млрд. руб. в 1-ом квартале 2015 года. То есть, за квартал расходы выросли почти на 900 млрд. руб., что и послужило основным толчком для возникновения бюджетного дисбаланса.
Расходная часть бюджета увеличилась в основном за счет двух статей - средства, выделяемые на национальную оборону, возросли с 974 млрд.р. до 1 трлн. 500 млрд. руб. (на 526 млрд. руб.), а на социальную политику - с 728 млрд.р. до 979 млрд.р. (на 251 млрд.руб.).
Поскольку рост расходов на социальные нужды в некотором смысле является плановым (а в условиях кризисной ситуации их увеличение тем более необходимо), то их влияние на создание дефицита бюджета понятно и простительно. Но вот что касается военных расходов, то так резко их увеличивать в настоящий момент крайне опасно.
Опасно, разумеется, с финансовой точки зрения, так как у российского бюджета, кроме обычных, плановых расходов, из-за секторальных санкций появились и внеплановые. И одним из таких расходов является необходимость погашения облигаций государственных займов, о чем мы в свое время писали.
Если бы против России не были введены санкции, то тогда она смогла бы рефинансировать государственный долг путем привлечения ресурсов как внутренних, так и внешних кредиторов. Однако теперь путь иностранным кредиторам на российский долговой рынок закрыт, поэтому нам придется выкручиваться самостоятельно. Если у российских коммерческих банков, страховых компаний и пенсионных фондов – основных инвесторов на этом рынке – хватит свободных ресурсов для инвестирования в облигации госзаймов, тогда, конечно, долг будет рефинансирован, пусть даже и с премией. Но вот если нужного объема ресурсов наскрести не удастся, то тогда государству придется прибегнуть к денежной эмиссии или, что тоже возможно, все-таки сократить наиболее крупные статьи расходов.
То есть, если бы не было роста военных расходов, то дефицит был бы минимальным и больших проблем с обслуживанием госдолга у государственного бюджета не было бы. Но у нас, увы, как всегда, политические задачи превалируют над экономическими…
Правда, есть все же один ресурс, который в этом бюджетном году может быть очень большим и наверняка покрывающим большинство бюджетных дыр. Мы имеем в виду налог на прибыль Центрального банка, который полностью поступает в федеральный бюджет и который именно в этом году должен быть очень большим, так как Центральный банк России на своих операциях с валютой и на своих кредитных операциях в прошлом году наверняка получил гигантскую прибыль. Теперь почти вся эта прибыль поступит в распоряжение финансовых органов государства, и сильно ему поможет.